В минувший вторник завершилась Всемирная неделя денег. В рамках мероприятия по всему Кыргызстану, включая отдаленные регионы и села, были проведены специальные обучающие мероприятия для школьников и студентов, выездные лекции экспертов, экскурсии в финансовые учреждения, дни открытых дверей в коммерческих банках, государственных учреждениях, таких как Министерство финансов, Агентство по защите депозитов и Национальный банк республики, мастер-классы, тренинги, круглые столы, викторины, конкурсы и многое другое. Всего было организовано около 217 мероприятий, которые посетили более 15 тысяч 800 детей и взрослых.
Не обошлась Всемирная неделя денег и без подарков. В ее преддверии организаторы объявили о конкурсе рисунков, эссе и видеороликов, а итоги и чествование победителей состоялось в заключение названного мероприятия.
Для вручения заслуженных призов победителей собрали в музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, где состоялась выставка лучших работ участников.
Как рассказала Софья Балакина, руководитель отдела по работе со СМИ Национального банка, школьники республики приняли активное участие в объявленных конкурсах. Всего было представлено 410 рисунков, 60 эссе и 13 видеороликов. Причем каждая из номинаций была разделена на возрастные категории. Поддержавшие призовой фонд коммерческие банки – ЗАО «ФИНКА Банк», ЗАО «Банк «Бай Тушум», ЗАО «Кыргызский инвестиционно-кредитный банк» – решили не отступать от традиции и в качестве основных призов в конкурсах открыли победителям депозитные счета.
— По мнению финансистов, наличие счета в банке, пусть и небольшого, послужит ребенку хорошим примером того, как заработанные своим трудом и талантом деньги могут стать первым вложением в будущее, – прокомментировала С. Балакина.
Кира Иванова, ученица 3 «Б» класса школы-гимназии №26 г. Бишкек, ставшая победительницей в конкурсе рисунков среди школьников, в представленной работе отобразила свою мечту о верном друге – собаке породы тойтерьер.
— Идею рисунка придумала сама. Ведь чтобы приобрести тойтерьера, нужны деньги. Сейчас я их коплю и надеюсь, что уже скоро моя мечта станет реальностью, – поделилась
К. Иванова.
А вот Диана Поддубная, ученица
1 «Г» класса школы-гимназии №17, изобразила банк. Как отметила ее мама Нина Поддубная, вместе с мужем они с детства прививают дочке бережное и рациональное отношение к деньгам.
Мирлан Майтпасов, главный специалист отдела защиты прав потребителей и финансовой грамотности Национального банка, считает, что финансовой грамотности надо учить с детства, со школьной скамьи наравне с другими общеобразовательными предметами.
— В образовательной государственной программе должны быть уроки финансовой грамотности. Это своего рода безопасность жизнедеятельности. Финансово грамотный, образованный человек может создать не только себе финансовую защиту, но и помочь своим близким в финансовых вопросах, а значит, он может и помочь в развитии экономики страны, – отметил М. Майтпасов.
Надежда Добрецова, председатель правления Института политики развития, также считает, что обучать фин-грамотности нужно с детского возраста.
— Это можно делать в игровой форме, например, когда решаются какие-либо логические задачки. Как только в поле зрения ребенка появляются карманные деньги или самостоятельные покупки, необходимо сразу объяснять ему, что деньги не возникают сами по себе, не «рождаются» в мамином кошельке, и что расходы возможны только тогда, когда есть доходы. С раннего возраста следует объяснять эти элементарные вещи. Объяснять, чтобы ребенок привыкал к материальному окружению вокруг себя и не боялся, а понимал ответственность, был способен принимать решения. Чем взрослее ребенок, тем больше эти знания должны усложняться, и к 14-15 годам он уже сможет стать клиентом финансовых учреждений. Обладая финансовыми знаниями, ребенок будет к этому готов и сможет пользовался всеми ресурсами банковской сферы для достижения своих целей. Эти простые навыки жизнедеятельности любой ответственный родитель должен прививать своему ребенку с детства. К сожалению, у нас такая тема до сих пор остается, образно говоря, неприличной, потому что мы стесняемся говорить о деньгах, считаем ее не очень хорошим тоном, что мы все должны быть благородными, устремленными, думать об учебе, о духовных ценностях. Конечно, это все так, но мы не должны забывать, что за каждым нашим шагом стоят деньги. Чтобы мы не делали, какое бы действие не совершали, везде есть материальная сторона жизни, и закрывать на это глаза преступно не только сейчас, но и перед будущим поколением, – рассказала Н. Добрецова.
Задача Всемирной недели денег – поддержка детей и молодежи в получении знаний о том, как сохранять и ответственно тратить свои средства.
Конечно, наша жизнь идет вперед, и очень важно, чтобы повышение финансовой грамотности населения, особенно детей и молодежи, стало еже-дневной задачей каждого родителя, каждой семьи и, конечно же, государства.
Елена ЖОЛОБОВА. Фото автора.