Постоянное муссирование в СМИ проблем, связанных с золоторудными месторождениями, отвлекло внимание граждан от того, что кроме золота в Кыргызстане есть и другие минеральные ресурсы, а экономический потенциал некоторых из них в разы превышает самые крупные месторождения желтого металла. Увы, и там не все гладко. Одно из таких мест — месторождение железа в местности Жетим-Тоо Нарынской области, которое, видимо, таит в себе не только металлический, но и серьезный скандальный потенциал.
Железная гора
По информации Государственного агентства по минеральным ресурсам и геологии КР, предоставленной парламенту, общие запасы железной рудысоставляют 5,4 миллиарда тонн, их стоимость оценивается в пределах $80-100 миллиардов. Как заявил депутат Алмамбет Шыкмаматов со ссылкой на экспертов, данное месторождение по объемам запаса занимает второе место в мире (!).
Санта-Барбара…
В 2009 году тогда еще в Министерство природных ресурсов, а ныне Агентство по геологии и минеральным ресурсам обращается некое ОсОО «Арт Майнинг» и, пройдя необходимые процедуры, за 300 сомов получает лицензию на геологоразведочные работы на участке Дангы месторождения Жетим-Тоо, прогнозные запасы железа которого оценивались примерно в $25-30 миллиардов.
То, как компания, созданная только в 2007 году, да еще и с уставным капиталом всего в одну тысячу сомов, получила лицензию на разработку месторождения железа, считающегося по объемам вторым в мире, — это вопрос, относящийся к компетенции правоохранительных органов.
Итак, «Арт Майнинг», получив лицензию, в начале 2010 года теряет ее. Госгеология аннулирует право компании на геологоразведочные работы с формулировкой, что та несвоевременно выполнила проект разведки.
Несогласная с таким решением госоргана компания только в 2012 году, то есть через два года (!) после лишения лицензии, обращается в суд.
Как рассказал юрист Госгеологии Элдияр Муканов, в 2012 году «Арт Майнинг» сумел все-таки через суд вернуть лицензию на право пользования недрами для геологоразведочных работ на участке Дангы. Суд посчитал, что несвоевременное выполнение «Проекта на проведение геологоразведочных работ на Дангинской площади в 2013-2017 годы» не может служить поводом для отзыва лицензии.
Вернув вожделенную лицензию, «Арт Майнинг» снова не спешит исполнять закон. Согласно требованиям новой редакции закона «О недрах», Госгеология заказным письмом в адрес компании направляет счет на оплату «Платежа за удержание лицензии».
Справка: В новую редакцию закона КР «О недрах» Госгеология внесла пункт под названием «Плата за удержание лицензии». Иначе говоря, до нововведения во время судебных тяжб между госорганом и лицензиатом, месторождение простаивало, не принося прибыли ни государству, ни его разработчику. А некоторые судебные тяжбы порой длятся годами. Поэтому государство обязало лицензиатов ежегодно выплачивать бонусы (деньги) государству в случае, если предприятие, получив лицензию, не приступало к разработке или же судилось с госорганом. В случае же, если предприятие работает и платит налоги, оно не платит за удержание лицензии.
Однако письмо возвращается назад, так как фирма по адресу, который она указала в документах (Бишкек, улица Скрябина, 45а), не располагалась. Прождав месяц, а именно за этот срок лицензиат должен оплатить платеж, 16 октября 2013 года комиссия Госгеологии лицензию аннулирует.
И тогда «Арт Майнинг», опять нарушив все сроки обращения в суд, в мае 2014 года обращается в Межрайонный суд столицы, чтобы оспорить решение госоргана.
Запоздалость обращения юристы компании объясняют тем, что они вообще не получали уведомления об аннулировании лицензии.
На суде юристы профильного органа доказали, что, сменив юридический адрес, они не уведомили об этом агентство, что является нарушением Гражданского кодекса. Но что интересно, они под расписку вручали расчет платежа за удержание лицензии юристу компании Рустемову.
Но и тут представители компании не растерялись и заявили на суде, что он был лишен доверенности и уволен за пять дней до того, как получил платеж. Спрашивается, что делал уволенный сотрудник в стенах профильного агентства и почему сам не сказал об этом? Почему, не имея никаких прав на получение документов от имени компании, взял их? И даже получив их, почему не отнес в офис?
Но эти доводы суд не принял и, посчитав, что согласно пункту 2 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса срок для подачи заявления в суд по административному делу необходимо исчислять со дня получения заявителем копии акта госоргана, удовлетворил иск заявителя, признав незаконным решение комиссии.
В свою очередь Госгеология подает апелляционную жалобу в городской суд, и в декабре 2014 года она отменяет решение Межрайонного суда.
Однако 30 октября 2015 года Бишкекский городской суд отменяет свое же решение, принятое год назад, и удовлетворяет иск добывающей компании. А Госгеологию даже обязывает выплатить пошлину в доход государства в размере 500 сомов.
Здесь нужно отметить, что решение в пользу госоргана принимал один судья (А.Рыбалкина), а решение в пользу горнодобывающей организации — другой (Ж.Нурунбетов).
Далее, со слов юриста Элдияра Муканова, агентство трижды обращалось в Верховный суд, и высшая инстанция трижды оставляла в силе решение Межрайонного суда. Противостояние между госорганом и частной компанией продолжается до сих пор. Так, следующее заседание по делу «Госгеология vs. Арт Майнинг» состоится 18 февраля 2016 года в Верховном суде.
А в чем, собственно, дело?
На первый взгляд, судебная тяжба между профильным госорганом и добывающей компанией выглядит рядовым делом, каких, наверное, у госорганов не один десяток. Да и повод, по которому судятся стороны, какой-то несерьезный. Добывающая компания, которая намеревалась разрабатывать одно из крупнейших в мире (!) месторождений железа, вовремя не уплатила около 800 тысяч сомов за удержание лицензии. Но «сериал» становится более или менее ясным, если приглядеться к самой компании «Арт Майнинг».
Всемогущая!
В октябре 2007 года Министерство юстиции регистрирует ОсОО под названием «Арт Майнинг» с уставным капиталом всего одна тысяча сомов. В том же году в декабре она проходит перерегистрацию, где учредителем уже обозначена ЗАО «Первая строительная компания», уставной капитал которого снова одна тысяча сомов. По словам депутата парламента Алмамбета Шыкмаматова, «Первая строительная компания» принадлежит Ульяне Пак и Денису Гладышеву, которые аффилированы с сыном бывшего президента — Максимом Бакиевым.
А 22 января 2010 года эта же компания проходит очередную перерегистрацию. Только теперь учредителями выступают ЗАО «Первая строительная компания», доля которого 20 процентов в уставном капитале (200 сомов), и ОсОО «Mylin resource», доля которого 80 процентов (800 сомов).
Однако на этом игра в перерегистрации не заканчивается. Уже 26 марта 2010 года фирма снова перерегистрируется. Только уже «Первой строительной компании» нет. Вместо нее долю в 20 процентов занимает ОАО «Рудник Жети-Тоо», а остальными 80 процентами владеет «Mylin resource».
Что представляют собой компании «Арт Майнинг» и «Mylin resource», являющиеся обладателем 80 процентов доли в «Арт Майнинг»?
«Арт Майнинг», намеревавшаяся добывать железо на миллиарды долларов, не имеет даже собственного официального сайта, не говоря уже об опыте работы в горнодобывающей отрасли, миллионных капиталах, кадровых ресурсах.
Кроме того, она не числится в списке Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) за 2013-2014 годы, что говорит о том, что компания, кроме как намерения добывать железо на Жетим-Тоо, никакой другой деятельности по добыче не ведет.
Что представляет собой «Mylin resource»?
Владельцем фирмы является гражданин КНР по имени Фу Пэнг. На просторах Интернета также не удалось найти официального сайта компании, хотя, по словам юриста Госгеологии, она действительно является добывающей компанией.
Что интересно, данная фирма на кыргызской земле не впервые. Еще до покупки доли в «Арт Майнинг» она получала лицензию на разработку двух участков в том же Жетим-Тоо, только других. Однако она имела конфликт с местными жителями и долгие судебные тяжбы с агентством.
Еще одна интересная деталь. По словам Алмамбета Шыкмаматова, глава китайской компании построил в Урумчи (КНР) новый металлургический завод. Видимо, будучи уверенным, что «Арт Майнинг» выиграет все суды и возвратит лицензию.
Пожинаем плоды…
Видимо, Всевышний одной рукой создал сложные климатические условия в Нарыне, а другой дал несметные богатства в виде полезных ископаемых, из которых запасы железа могли вытащить из экономического болота не только высокогорный Тянь-Шань, но и всю землю Ала-Тоо.
Однако в свое время некоторые власть имущие сделали так, что вместо тысяч рабочих мест, миллионных налогов, металлургической независимости страна получила судебные тяжбы, длящиеся годами, и область, которая продолжает оставаться дотационной.
И есть большой риск, что месторождение, по своим богатствам в разы превышающее «Кумтор», может попасть в руки компаниям с уставным капиталом всего в одну тысячу сомов, но лучше разбирающимся в делах судебных, нежели в горных.
Источник: http://24.kg/ekonomika