13-летняя Айганыш Канат кызы пропала в Екатеринбурге  в начале этого года. Девочка вышла за молоком в магазин и больше ее никто не видел. Она, как и сотни других кыргызстанских детей, приехала на заработки в Россию. Ее мама сама настояла на этом. Думала ли она, к чему может привести такая затея.

Айганыш – старший ребенок в семье. Ее мама Анара воспитывает помимо Айганыш еще троих детей, пока ее супруг отбывает тюремный срок. Жить в селе Мырза-Ака Ошской области тяжело. Анара взяла кредит в банке, за который она ежемесячно должна была выплачивать по 5 тысяч сомов.
— Поэтому я отправила Айганыш в Россию вместе с соседями в июне 2014 года. Она присматривала за их детьми, а мне в течение 11-ти месяцев присылали по 3-5 тысяч рублей, а потом перестали. Когда я просила их прислать денег, одна из соседок ответила, что нет средств. Вторая заявила, что не с кем деньги переслать. Теперь вот дочка пропала, – сетует Анара.
Иначе говоря, 13-летняя девочка работала няней у своих земляков в Екатеринбурге. Она не посещала школу, потому что за детьми нужно было постоянно присматривать. Это подтвердили и в полиции, и соседи.
— Я гуляла на площадке у дома со своими детьми, и Айганыш всегда там возилась с совсем маленькой девочкой и ещё двумя детьми. Она с ними играла, качала их на качелях, ласково с ними обращалась и следила за ними. Они все были хорошо одеты, у них были добротные игрушки. С виду – абсолютно обычные дети. Но я никогда не видела с ней рядом никого из взрослых, – поделилась своими наблюдениями с российскими журналистами соседка Ксения.
Айганыш не только следила за детьми, но и помогала по хозяйству – убиралась, стирала, готовила. И, конечно же, «подай-принеси». Именно последняя услуга и стала причиной пропажи девочки. 4 января по указке «работодателей» поздним вечером девочка вышла из дома в магазин.
Видеокамеры торговой точки, куда зашла девочка, зафиксировали, как охранник завел Айганыш в подсобку. Оттуда она вышла уже без молока. В дальнейшем соседи сообщат, что подростка охранник обвинил в воровстве, отобрал молоко, деньги и выгнал из магазина.
Девочка, оставшись ни с чем, почему-то направилась в сторону железной дороги. Это подтвердили записи камер наблюдения, которые засняли маршрут передвижения Айганыш. Но потом она пропала: ни свидетелей, которые могли бы заметить одинокую девочку в пуховике и шапке розоватых тонов, ни видеокамер в той местности не было.
В тот вечер девочка домой не вернулась. Спустя некоторое время, ее «работодатели» сообщили в полицию о пропаже ребенка. Сотрудники органов внутренних дел по Екатеринбургу тут же принялись за поиски ребенка. Подключился и поисковый отряд «Сокол», а также к поискам подключились работники кыргызского консульства. Но пока никаких результатов нет. Следственный комитет РФ уже возбудил уголовное дело по статье «Убийство малолетнего». Однако работники консульства верят, что Айганыш найдется живой и невредимой.
Ведь благодаря стараниям наших соотечественников после новогодних праздников была найдена 16-летняя Айгерим Ханласан. Ее, как и Айганыш, родители отправили на заработки в Екатеринбург, но девушка не смогла найти работу и жила где придется. Кыргызстанцы смогли найти ее и привели в консульство, откуда ее и отправили домой.
Айгерим ничего не заработала, но зато вернулась домой живой. Так у нас повелось, что несовершеннолетних детей, несмотря на трагическую статистику, продолжают отправлять на заработки за рубеж. Никто не может подсчитать точное число кыргызстанских детей, которые в данный момент находятся в России без родителей, не посещают школу и работают непонятно кем.
Вакансия няни – это еще хорошее место. В основном детям приходится работать помощниками на стройках, таскать тяжелый груз на рынках, потому что «взрослую» работу им доверить никто не может. По закону нельзя. Также по закону несовершеннолетнему самостоятельно нельзя пересекать границу.
Но если несовершеннолетний ребенок выезжает без сопровождения обоих родителей или либо только с одним из родителей, то необходимо предоставить нотариально заверенное разрешение родителей или одного из родителей на выезд ребенка за пределы республики.
Наверняка, мама Айганыш дала разрешение, так как отправила ее со своими соседями, надеясь, что они будут присматривать за ней. Но получилось наоборот.
Пропажа Айганыш наглядно показала болевую точку нашей страны. Родители готовы отправлять своих детей, лишая их права на образование, неизвестно куда. И не потому, что они люди такие плохие, а потому, что нищета их заставила стать черствыми к своим детям.
Только вот один вопрос, где были наши социальные службы, которые по долгу службы обязаны следить за судьбами детей из неблагополучных семей?

Алтынай ДЖАЛМАМБЕТОВА.