(Окончание. Начало в №52 2015 года.)

Трагические события 1916 года до сих пор тревожат сердце каждого кыргызстанца. И не только кыргызов, но и всех проживающих в стране. Ведь трагедия того года коснулась и семей многих переселенцев: русских, украинцев. С обеих сторон были жертвы. Погибли женщины, дети, старики. Десятки тысяч кыргызов были вынуждены покинуть Родину и бежать в Китай, когда пришли царские карательные отряды, жестоко расправлявшиеся с восставшими. Говорят, время лечит, но порой рубцы от ран остаются навсегда, саднят и болят, напоминая о прошлом. Таким болезненным рубцом до сих пор остаются события 1916 года. Это вызвано тем, что в них немало белых пятен, не до конца изученных вопросов.

В секретном рапорте помощника начальника Туркестанского районного охранного отделения говорится, что «имамы и муллы держат себя весьма подозрительно и, по имеющимся агентурным сведениям, агитируют население на неисполнение распоряжения о призыве в рабочие команды». Туркестанский генерал-губернатор в своем отчете от 4 января 1917 года отмечал, что «немалую роль в деле происшедших беспорядков сыграла и агитация, проводимая среди населения казиями, имамами, духовенством, причем последние, зависящие по своему положению от добровольных подаяний населения, были вынуждены показать себя не иначе, как борцами за народное дело».
Действия представителей британской, немецкой и турецкой разведок давали свои плоды, выраженные в инициировании народно-освободительного восстания. Причем во многом мятеж произошёл благодаря порождению в среде местного населения, в том числе киргизского, массы различных слухов. Так, драгоман консульства в Кашгаре Стефанович в докладе императору Николаю II сообщал, что «киргизы, имеющие знакомства среди русских, неоднократно обращались к последним с вопросами о характере призыва. Причем вопросы, предлагаемые ими, порой носили не только бессмысленный характер, но видно было, что смущение вызывалось и сеялось среди них злонамеренными лицами… Так, киргизы говорили, что они будут посланы на работы на фронты в места, находящиеся между русскими войсками и немецкими, причем в них будут стрелять как те, так и другие».

 

К вопросу о жертвах восстания и геноциде кыргызского народа

В архивных материалах отчетливо прослеживается, что в результате слухов, неправильном толковании царского указа и на фоне уже начавшегося в июле мятежа кыргызское население Семиреченской области разделилось на несколько категорий. Первые, не желая восполнять отряды, направляемые на тыловые работы в район фронта, со своими семьями стали уходить в горы, а вторые решили оказать вооружённое сопротивление принудительному сбору лиц, подлежащих мобилизации. Последние, раззадоренные третьей стороной против всего русского, по данным архивных материалов, проявляли жестокость по отношению как к представителям местного самоуправления, так и к мирному населению из числа русских переселенцев. В рапорте вице-губернатору Семиреченской области полковник Иванов докладывает: «Ежедневно прибывали крестьяне окрестных сел. Из их рассказов можно было установить, что киргизы сначала ограничивались тем, что, выгнав жителей, завладели их имуществом и скотом, поджигали их села, а из жителей убивали лишь тех, которые сопротивлялись; впоследствии же стали избивать всех застигнутых врасплох, не исключая и грудных детей, которых разрывали пополам. В особенности зверски расправлялись они с жителями сельскохозяйственной школы. Кроме служащих школы там собрались жители села Высокого; большинство из них было перебито самым жестоким образом, а часть молодых женщин и девушек уведена в плен».
По историческим документам, в целом по Туркестанскому краю восставшие убили и ранили 227 военных, в том числе по Семиреченской области – 171. Всего пострадало 3256 человек. В Семиречье было убито 2025 человек и еще 1088 пропали без вести.
Гнев митингующих также обрушился и на христианское духовенство. Они разрушили ряд церквей и молитвенных домов, уничтожили имущество и убили служителей.
Потери же среди киргизского населения в разных источниках трактуются по-разному.
Так, Т. Р. Рыскулов в издании «Восстание туземцев Туркестана в 1916 году» указывает, что «по Пишпекскому и Пржевальскому уездам число киргизских хозяйств до восстания было 62340, к январю 1917 года стало 20365, то есть убыль – 41975. Иначе говоря, в этих районах, охваченных восстанием, выбыло 66% киргизского населения».
По сведениям чиновников областного статистического комитета, командированных из Ташкента в начале 1917 года для размежевания территории расселения киргиз и крестьян, убыль киргизского населения и убыток хозяйств вследствие восстания устанавливалась следующим образом: в Пишпекском уезде до восстания насчитывалось 27831 кибитка (хозяйство), к январю 1917 – 11518, то есть убыло 9313 семей. В Пржевальском уезде до восстания – 34509 хозяйств, к январю 1917 стало 8847, убыло 25662.
В целом по области общее число хозяйств определялось в 182255. Из них убыло 53068, что составило 29,12%, а не 66%. Состав кибитки по статистическим материалам рассчитывался в 5,1 душу обоего пола. По этому расчету, к январю 1917 года убыль кочевого населения составила 270632 человека.
Но, заметим, что сегодня эти цифры трактуют как число погибших, а не убывших. В то же время цифра убывшего населения составляется из расчета численности кибитки (хозяйства), когда по историческим материалам большинство хозяйств или кибиток коренным населением бросалось, позднее они подвергались разбою и разгрому со стороны калмыкских кочевников, дунган, китайцев-опиумщиков, а также подлежали конфискации царскими войсками. Поэтому можно сделать вывод о таких больших потерях только хозяйств, а не людской массы.
Другой фактор, который необходимо учитывать, это то, что в архивных документах и дореволюционной литературе содержатся противоречивые, иногда взаимоисключающие сведения о численности кыргызов дореволюционного периода. Мало того, в исторических источниках кыргызов часто путают с казахами, а в некоторых и вовсе не отличают от последних. Это отмечал К. К. Пален в «Приложении к отчету по ревизии Туркестанского края. Материалы к характеристике народного хозяйства в Туркестане». Это наглядно отображается в статистических материалах по Семиреченской области, где указывается численность местного населения области в целом и в уездах в отдельности. Так, приводятся следующие числа: кыргызов – 324326, дунган – 12952, узбеков – 4083, калмыков – 2679, уйгуров – 547. Такое же недопущение присутствует и в переписи 1897 года, где указывается, что население Семиреченской области составляли кыргызы – 794815, русские – 76839, украинцы – 18611, таранчи (позднее известные как уйгуры) – 55999, дунгане – 14130, татары – 8353.
Объясняется это тем, что в царской России нынешних казахов, чтобы не путать с казаками, называли киргизами или киргиз-кайсаками.
В силу данного обстоятельства многие забывают, что в восстании 1916 года в Семиреченской области, которая охватывала северную часть современного Кыргызстана и южную часть Казахстана, а центром являлся
г. Верный (ныне Алматы), участвовали не только кыргызы, но и казахи. В этой связи говорить о каком-то геноциде, термин которого был введен лишь 1943 году и получил международно-правовой статус в 1948 году, («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») отдельно взятого кыргызского народа не имеет смысла.
Здесь будет также уместен пример мятежа в Закаспийской области – составной части Туркестанского края. Кстати, к тому времени на фронте показывал примеры храбрости и мужества Текинский полк, набранный из числа текинцев Асхабадского, Тедженского и Мервского уездов. Восстание началось в пограничных с Персией местностях Красноводского уезда, населенного кочевниками из числа туркмен-йомудов. В отличие от узбеков, казахов и кыргызов, йомуды были хорошо вооружены и серьёзно угрожали национальной безопасности царской России. К тому же к йомудам примкнула значительная часть племен джафарбайцев, атабайцев и акатабайцев. Поэтому по решению руководства края был сформирован отряд численностью до 8000 человек. В результате подавления бунта более 10000 человек перешли в Персию.
В сторону отрицания геноцида, подчеркнем, что сами современники событий 1916 года отмечали, что народно- освободительное восстание в Туркестане имело массовый характер и в нем участвовали представители всех народностей, проживающих в крае.
Но многие пытаются трактовать восстание односторонне, забывая о том, что в нем погибли не только кыргызы, но и представители других народностей. А националистические силы Кыргызстана в угоду западным политтехнологам предпринимают попытку использования национально-освободительного восстания 1916 года для формирования общественного мнения о негативной деятельности российской государственности в Центральной Азии, а также создания новых историко-политических противоречий между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой на фоне интеграционных процессов.

Абдымалик КУДОЯРОВ.