Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Ценой 27 миллионов жизней было завоевано наше нынешнее мирное настоящее. Жизнь, в которой нет самого большого материнского, женского горя – провожать своих мужей, сыновей и дочерей на войну, испытывать лишения и утраты. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы Родины.
Независимо от возраста и национальности люди шли сражаться за свою, тогда единую, Родину. Подвиг каждого воевавшего должен жить в веках. Ведь в нем и урок, и наставление, и напутствие.
В представительстве Россотрудничества в Киргизии состо­ялось награждение ветерана Великой Оте­чественной войны Анвара Курамаевича Курамаева орденом Славы III степени.
Заслуженную награду ветеран дожидался долгих 70 лет, но благодаря усилиям российской стороны она нашла своего обладателя.

 

История солдата

Анвар Курамаевич Курамаев родом из Таласской области. Он рано остался без родителей. Девятилетнего сироту взяла на воспитание немецкая семья. Мальчик рос смышленым и с легкостью освоил немецкий язык, причем не только разговорный, но и литературный. И все бы было хорошо, да вот война…
Анвар не мог оставаться в стороне: едва юноше исполнилось 18 лет, он пошел на фронт.
Со слов сыновей ветерана Шадыбека и Омурбека Курамаевых, сначала их отец попал в пехоту. В одном из сражений получил легкое ранение. Затем прямо в госпитале начали набирать ребят в десант. Когда попал туда, с лихвой прочувствовал все тяготы и ужасы войны. Практически перед самым ее концом – 5 мая 1945 года – получил тяжелое ранение.
— Как рассказывал отец, – делится воспоминаниями Омурбек Курамаев, – накануне этого события ему приснился сон, что он вместе с сослуживцами пробегает через ворота, и в этот момент их сжигает дракон. Так и получилось, в одном из боев ему обожгло боковую часть туловища. Ранение получил под Берлином в Германии. Тогда он вместе с однополчанами погнался за отступающими немцами, крича им вслед на чистом немецком языке, чтобы они остановились и сдавались. Но немецкие солдаты скрылись за углом дома, в окне которого под бельем была замаскирована пушка. Отец не заметил орудия, а лишь услышал разговор немцев, которые решали стрелять или нет. В этот момент он обратил внимание на спрятанное орудие, но было поздно – раздался выстрел. Отец тогда получил тяжелое ранение.
После А. Курамаев был представлен к награде, но не получил ее, потому что больше полугода провел в госпитале. Лишь спустя долгих 70 лет благодаря усилиям родных ветерана и помощи российской стороны заслуженный орден засиял на груди ветерана.
В результате изучения документов Цент­рального архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что за мужество и доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 5 апреля 1945 года приказом командира 8-го механизированного корпуса был награжден орденом Славы III степени пулеметчик 116-й танковой бригады сержант Анвар Курамаевич Курамаев.
По поручению президента России В. В. Путина посол России в Киргизии Андрей Андреевич Крутько вручил эту награду воину-герою.
Также ветерана поздравил атташе по воп­росам обороны, капитан 1-го ранга Вя­чеслав Васильевич Хлестов, который пояснил, что офицеры из Министерства обороны РФ лично занимались поиском и достаточно быстро орден нашел своего героя.

 

После войны

После госпиталя Анвар Курамаевич работал в Тобольске (РФ) следователем. Потом его хотели оставить работать в НКВД (КГБ), но из-за вышедшего тогда указа, предусматривающего увольнение всех сотрудников, чьи родственники находились в плену, А. Курамаева освободили от должности.
Там же, в России, Анвар Курамаевич и нашел свою любовь. Сыграв свадьбу в 1949 году, супруги приехали в Кыргызстан на родную А. Курамаеву землю – в Таласскую область. Здесь Анвар Курамаевич работал участковым, но из-за царящей тогда коррупции в органах и нежелания с ней мириться ушел с работы. Затем работал в шахте, после занимался ремеслом.
У него семеро детей. К сожалению, старший сын погиб.
— На похоронах брата отец не проронил ни слезинки. Он очень сильно переживал, страдал, но не заплакал. У отца железный, сильный характер, он никогда не плачет, но вот когда в прошлом году его сначала пригласили на военный парад в Москву, а потом отправили другого человека, я заметил на его лице слезу. Тогда он сказал, что навряд ли ему удастся еще раз увидеть парад, – рассказал Орозбек Курамаев, средний сын ветерана.

 

Крик души

Всю жизнь Анвар Курамаевич привык жить по-совести и чести, привык говорить только правду. В таком же духе воспитывал и своих детей. Построил дом, однако к старости этот дом стал ветшать и сейчас находится в тяжелом аварийном состоянии. Девяностолетний фронтовик с восьмидесятипятилетней супругой в буквальном смысле вынуждены жить среди рушащихся холодных стен. Со своей бедой и просьбой помочь восстановить дом он обратился к послу России в Киргизии А. Крутько. В свою очередь посол совместно с руководством Республиканского совета ветеранов пообещал обратиться к президенту нашей республики с просьбой разрешения сложившейся ситуации.
Как рассказал сам ветеран, он уже неоднократно обращался к местным таласским властям, но, к сожалению, ничего не изменилось.
Дети постоянно помогают отцу, но и у них довольно сложные жизненные ситуации, а чтобы сразу восстановить дом, необходимо много средств. Частичное восстановление результатов не дает.
— Мы как можем помогаем отцу, – рассказывает Орозбек Курамаев. – Переезжать к детям родители не хотят, да это и понятно, ведь они очень привязаны к своему дому. Я сам член одного из районных советов ветеранов Бишкека. Когда я занимался бизнесом, то ежемесячно помогал ветеранам из этого общества. Времена изменились, – с грустью отметил О. Курамаев.
Просьба ветерана, героя Великой Оте­чественной войны Анвара Курамаева стала действительно криком души, ведь он не привык просить. Он отдал свою юность боям за Родину, за мир, который получили мы. Много лет трудился, как бы сказали в советское время, «на благо Родины», а в старости остался без жилья.

Елена ЖОЛОБОВА.
Фото автора.