«Образование нужно не только для того, чтобы получить какую-то определенную работу, но и для того, чтобы развиваться, расширять кругозор, повышать интеллект. Предпринимательская жилка есть и развита не у всех, и для ведения бизнеса, тем более крупного, одного чутья недостаточно. Без образования тут не обойтись. Только образование может дать человеку необходимую уверенность в своих действиях, знаниях, на которые можно опереться», – отметила в интервью CABAR.asia Эльвира Сариева, министр образования и науки КР.
CABAR.asia: В последние годы все чаще говорят о необходимости знания кыргызского языка, иностранные языки также нужны. Однако после 11 лет обучения в школе неносители так и не могут свободно говорить ни на кыргызском, ни на английском языках. Что будет делать министерство образования в этом направлении?
Эльвира Сариева: В Кыргызстане с целью улучшения системы обучения государственному и официальному языкам, иностранным языкам министерством образования и науки предприняты следующие шаги:
Во-первых, разработаны предметные образовательные стандарты нового поколения для языковой образовательной области. Принципиальное отличие новых предметных образовательных стандартов в том, что они разработаны на коммуникативной основе. Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение и письмо. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у учащихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации. Функционально-коммуникативный подход в обучении кыргызского языка предполагает на всех этапах и во всех формах обучения немедленное включение обучающихся в процессы общения (коммуникации) на кыргызском языке. При этом речевая направленность занятий является не только целью, но и средством достижения цели. Исходя из тех же принципов разработан стандарт иностранного языка (3-11 классы), что позволит учащимся использовать язык в разнообразных ситуациях общения.
Во-вторых, разработана система уровней владения кыргызским языком. Также принципиально новым отличием предметных стандартов нового поколения является то, что они базируются на системе уровней владения кыргызским языком, разработанной «Кыргызтестом».
И, наконец, в-третьих, разработаны новые учебно-методические комплексы (УМК) (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя) с 5 по 11 класс по кыргызскому языку на основе новых предметных образовательных стандартов и системы уровней владения кыргызским языком, и их апробация успешно завершена. УМК по кыргызскому языку предназначены для неносителей кыргызского языка.

CABAR.asia: Как намерено минис­терство образования связать личные интересы школьника и необходимые в бытовой жизни знания со школьной программой?
Эльвира Сариева: Те замеры знаний наших школьников, которые мы провели в первой половине года, показали, что содержание нашего образования в школах, то есть те предметы и стандарты, которые мы даем (количество часов, качество преподавания), не соответствуют требованиям, что существуют не только в мире, но и в нашей республике с точки зрения заказчика. А ими являются родители, высшая школа, предприниматели, государство. Поэтому по инициативе нашего министерства был принят новый государственный образовательный стандарт. Подробно ознакомиться с ним все желающие могут на сайте правительства и министерства. Это такая рамка, которая предполагает утверждение нового базисного учебного плана. Сетка отражает количество предметов, которые изучаются в нашей школе с первого по одиннадцатые классы и сколько часов отводится на каждый из них. Часы мы сокращать не будем, но есть предметы, что стоят в расписании всего один раз в неделю, и ребенок, конечно, забывает за этот срок пройденное. В связи с этим некоторые предметы будут объединяться. И наш обновленный стандарт предполагает разработку их по шести категориям: языковая, естествознание, искусство и т.д.
С момента их принятия потребуется полное обновление содержания школьных учебников. Разработка, апробация и массовое тиражирование планируются в ближайшие два года. В рамках этих стандартов будут разрабатываться новые учебники. К сожалению, в последние четыре года не отслеживалось, в каких школах и какими пользуются. На нынешнее 1 сентября обеспеченность ими по республике составила 78 процентов.
В целях профилактики негативных явлений среди детей и молодежи, рискованного поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения министерством образования и науки КР разработаны: инструкция об организации обучения детей и подростков по программам средней общеобразовательной школы, страдающих табачной, наркотической и алкогольной зависимостью; инструкция о порядке проведения профилактического медицинского обследования в учреждениях образования на предмет выявления несовершеннолетних лиц, допускающих потребление табачных, наркотических и психотропных веществ; инструкция о порядке формирования группы «риска» в учреждениях образования; программы и модули уроков «Культура здоровья», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Семья и школа вместе» для учащихся 1-11 классов.
Тематические разделы по вопросам нравственного воспитания и формирования безопасного поведения подростков и молодежи интегрированы в предметы «Этика», «Биология», «Человек и общество» и др.
Кроме того, в учебных заведениях организовано проведение цикла лекций, бесед, семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, безопасного поведения, профилактики вредных привычек. Во всех общеобразовательных учреждениях усиливается контроль порядка, администрации школ проводят общее собрание по воспитательной части с участием родителей, социальных педагогов, а также инспекторов по делам несовершеннолетних. Также проводятся разъяснительные работы среди учащихся школ по предупреждению подобных инцидентов.
Отметим, что в целях комплексного решения проблемы насилия в школах министерством образования и науки КР была реализована программа «Школа без насилия». Данная программа поэтапно охватила 38 пилотных общеобразовательных организаций по всей республике с общей численностью учащихся – 40 355 детей. В состав образовательных учреждений, охваченных программой, вошли 12 гимназий, 1 лицей, 25 школ, расположенных в Джалал-Абадской, Ошской, Чуйской, Иссык-Кульской, Баткенской областях, городах Ош, Бишкек, Токмок, Баткен, Каракол, Нарын и Талас. Из них 13 школ – в городах, 25 – в сельской местности, 8 школ с кыргызским, 6 школ с русским, 1 школа с узбекским языком обучения, 23 – смешанные.

CABAR.asia: Репродуктивное образование для подростков сейчас является актуальной темой в связи с ростом числа подростковой беременности и абортов. Что намерено делать министерство образования и какова его позиция по введению подобных уроков в школьные часы?
Эльвира Сариева: В Кыргызской Рес­пуб­лике сформирована государственная политика и создана законодательная база по вопросам репродуктивного и сексуального здоровья человека. Права подростков и молодежи предусмотрены Конституцией Кыргызской Республики. Это предполагает предоставление молодежи необходимых знаний и навыков безопасного поведения. Охрана жизни и здоровья учащейся молодежи закреплена Законом Кыргызской Республики «Об образовании» (статья №31). Статья 13 Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» предусматривает введение в учебные программы общеобразовательных организаций дисциплин по сексуальному воспитанию.
Кроме того, в учебных заведениях организовано проведение цикла лекций, бесед, семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, безопасного поведения, профилактики вредных привычек. В школах выделяется определенное количество часов на вопросы, освещающие гендерные проблемы (в т. ч. похищение невест, ранние браки, ранние аборты, детская смертность и т. д.), которые включены в учебные программы различных предметов: «Право», «Человек и общество», «Адеп сабагы», «Этика» и др. В общеобразовательных организациях через предметы «Человек и общество», «Адеп сабагы» проводится информационно-разъяснительная работа, которая регулирует права человека, включая вопросы насилия в отношении женщин, рискованного поведения подростков в целом. Обязательный предмет «Адеп сабагы» («Этика») включает обучение школьников нормам поведения человека, разъясняет требования общества к духовным и нравственным качествам человека, духовным традициям кыргызского народа, а также других народов, населяющих Кыргызстан. Данный курс является системным и изучается с 1 по 11 классы.

CABAR.asia: Как министерство образования намерено противодействовать распространению религиозного экстремизма среди несовершеннолетних?
Эльвира Сариева: Все частные школы должны вести образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность в соответствии с Законами КР «Об образовании» и «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике».
В государственных образовательных организациях республики осуществление образовательной и воспитательной деятельности проводится на основании Закона «Об образовании», где статьей 4 составными основополагающими принципами признаны «независимость образования от религиозных институтов» и «светский характер обучения в образовательных организациях».
В настоящее время история религий затрагивается в курсах истории Кыргызстана и всемирной истории. Содержание этих учебников охватывает периоды истории Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. В них отражаются проблемы становления религий и религиозных традиций кыргызов и народов мира.
Также в общеобразовательных организациях проводится воспитательная, разъяснительная работа по предотвращению распространения среди учащихся и студентов экстремистских, сектантских идей и нетрадиционных для респуб­лики религиозных вероучений.
В целях недопущения воздействия нетрадиционных религиозных организаций и течений в среде учащихся образовательных учреждений, а также для усиления воспитательной работы в сфере религиозного образования министерством создана рабочая группа по разработке учебной программы и учебного пособия для факультативного курса религиоведческого образования.
Министерство образования и науки не препятствует религиозному обучению индивидуально или совместно с другими учащимся школ во внеучебное время, а также способствует получению государственных образовательных стандартов учащимися религиозных общеобразовательных учреждений.

CABAR.asia: Во всем мире правительства активно вкладываются в IT-технологии, внедряются специальные программы в школах. Как министерство образования будет приобщать учеников к этим технологиям, выявлять у них потенциал для дальнейшего успешного развития в этом перспективном направлении?
Эльвира Сариева: Одно из ключевых направлений, которое министерство выделяет в сфере улучшения качества образования у учащихся, является повышение уровня владения современной техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации.
В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий.
Отмечу, что по республике на сегодняшний день функционируют 2207 общеобразовательных учреждений, из них 585 школ, или 29% от общего количества школ, по республике имеют доступ к Интернету. В школах республики в настоящее время имеется 22 370 компьютеров, из них в рабочем состоянии находятся 16 684 компьютера. Также на данный момент министерством проводятся конкурсные торги на закупку компьютеров и учебной мебели для школ республики. По результатам конкурса, закупленное оборудование будет доставлено в самые остро нуждающиеся школы республики. В 2013 г. 100 инновационных школ республики получили по 3 интерактивные доски в каждую, по 1 компьютерному классу (10 компьютеров в 1 школу), учебной мебелью.
Сегодня всё больше учителей пре­одолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных элект­ронных ресурсов, что требует высокого уровня владения педагогами информационными технологиями, больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности.
CABAR.asia: Учителя являются ключевым звеном в системе образования. Каков сегодня их уровень профессионализма и как он будет подниматься?
Эльвира Сариева: Поэтому министер­ство проводит масштабную работу в части развития преподавательского состава общеобразовательных организаций.
Инвестиции в учителей – самое надежное вложение в будущее, потому что именно от того, к какому учителю попадет ребенок, может зависеть его будущее. Министерством образования и науки, согласно постановлению Жогорку Кенеша республики «О заработной плате работников образовательных организаций», разработан проект постановления, которым предусматривается внесение соответствующих изменений в три постановления, регламентирующие условия оплаты труда всех категорий работников системы образования.
Первым шагом программы министерства по повышению статуса профессии, мотивации педагогов на труд стало повышение им заработной платы. Для учителей начальной школы, так как именно они помогают заложить фундамент обучения, она увеличилась на 80 процентов. Для большинства других – на 50 процентов.
Вторым важным шагом профессио­нальной мотивации учителей в школах является внедрение стандарта профессии, установление квалификационных требований к учителям и аттестация школьных учителей. Впервые в Кыргызстане будет внедрен измеримый стандарт учительской профессии, по отношению к которому будет оцениваться эффективность и качество работы учителя. Аттестация всех учителей начнется с января 2016 года и будет направлена на дальнейшую поддержку и выбор самых лучших в этой профессии, мотивацию тех учителей, кто желает остаться в школе и обучать новое поколение кыргызстанцев.
Нововведения направлены в первую очередь на выбор самых лучших в профессии, мотивацию для начинающих, поскольку стандарт нацелен не только на получение надбавок, но и на продвижение по карьерной лестнице. Соответственно аттестация даст нам понимание того, как следует улучшать квалификацию учителей. Мы будем формировать новый центр ее повышения, который будет работать с нашими региональными представительствами совместно с ключевыми вузами, готовящими кадры для школ, чтобы всю армию учителей подготовить к работе по единому стандарту.
Также министерством были разработаны и утверждены стандарты нового поколения в образовании. Внедряемые стандарты позволят улучшить качество содержания обучения, обеспечат единую методологию по подготовке специалистов, основанную на компетентном подходе в соответствии с принципами Болонского процесса и мирового образовательного пространства.
Система новых стандартов повлияет также и на школьное образование, теперь в вузах будут готовить будущих учителей по объединенным направлениям. К примеру, стандарт бакалавра естественно-научного образования включает широкие направления в области естественно-научного знания физики, химии, биологии. Таким образом, квалификационная характеристика выпускника позволит ему преподавать эти предметы, предотвращая проблемы по малому объему часов в школьной программе.
Первый выпуск специалистов, обучавшихся по новым стандартам, будет в 2016 году.

CABAR.asia: В Кыргызстане наличие диплома, интеллектуальная образованность все еще ценится у широких слоев населения, но в то же время есть другая реальность – образование не является гарантом успешного трудоустройства, и вдобавок набирает популярность тенденция не учиться, а стремиться открыть свой бизнес, так как в конечном итоге финансовый успех становится мерилом. Что Вы думаете относительно этого аспекта?
Эльвира Сариева: На сегодняшний день этот вопрос очень актуален и вызывает много обсуждений. Кто-то склоняется к мысли, что образование не нужно, а кто-то думает, что без образования вести бизнес невозможно. Нельзя сказать, что, например, высшее образование обеспечит хорошую работу, но то, что поможет получить определенный пакет знаний – это факт.
На мой взгляд, учиться непременно нужно, но также необходимо не забывать и о саморазвитии. Образование нужно не только для того, чтобы получить какую-то определенную работу, но и для того, чтобы развиваться, расширять кругозор, повышать интеллект.

Интервью подготовил Тимур ТОКТОНАЛИЕВ,
редактор IWPR в КР.