Стало известно о том, что многоквартирный дом
(60 квартир), построенный для сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций, был приватизирован и распродан.
Большинство квартир в этом доме были выделены для руководителей центрального аппарата МСЧ КР, который был передислоцирован в город Ош в 2009 году, но они успели продать эти квартиры еще до ухода со своих должностей.
В то же время сотни рядовых сотрудников министерства в течение долгих лет нуждаются в жилье и стоят в очереди на получение квартир. Среди генералов и полковников, которые приватизировали квартиры, нарушив требования Жилищного кодекса Кыргызской Республики, есть и государственные служащие, занимающие высокие посты. Но они говорят о том, что приватизация квартир проводилась в рамках закона, а они только воспользовались льготами, предусмотренными в законе.
Квартиры, присвоенные генералами
и полковниками
В 2008 году Министерство чрезвычайных ситуаций КР было передислоцировано из Бишкека в Ош. В связи с этим МЧС КР построило в городе Ош 60-квартирный многоэтажный дом.
После завершения строительства дома квартиры были распределены между сотрудниками центрального аппарата Министерства, переехавших из Бишкека. Согласно Жилищному кодексу КР, полученные квартиры могут быть приватизированы только после истечения пятнадцатилетнего срока. Но эти квартиры стали приватизировать уже через два года, точнее, с 2011 года. При получении разрешения на приватизацию квартир использовались поддельные документы о том, что они имеют заслуги перед Отечеством или же другие льготы.
Об этом стало известно в июле прошлого года. Следом было возбуждено уголовное дело Антикоррупционной службой ГКНБ КР и прокуратурой. Среди тех, кто приватизировал квартиры, а затем продал, есть бывшие заместители министра Б. Жолчиев, М. Касымалиев, статс-секретарь А. Темиралиев.
В этом списке также значатся около 30 представителей руководства министерства – руководители управлений и служб, руководители управления кадровой работы и делопроизводства, бухгалтерии…
Факт того, что возбужденное уголовное дело было прекращено в связи с неизвестными обстоятельствами, прокомментировал главный специалист по связям с общественностью Министерства чрезвычайных ситуаций Таштан Тукуев.
«Высокопоставленные руководители министерства, используя поддельные документы, приватизировали квартиры, а затем продали каждую 3-комнатную квартиру по 70 тысяч долларов. Несмотря на то, что прокуратура возбудила по данному факту уголовное дело, результата не было. Сделали вид, что дело рассматривается, а потом и его закрыли. Среди подозреваемых значились начальник отдела кадров министерства Байсынов, статс-секретарь Темиралиев, руководитель внутреннего аудита Раманкулов, а также бывший заместитель министра, генерал-майор Мукамбет Касымалиев (на данный момент он является председателем Конституционной палаты КР). Практически все должностные лица центрального аппарата, переехавшие в Ош, получили квартиры, а затем продали их через 2-3 года. Получается, что их цель заключалась в том, чтобы нажиться на продаже квартир, полученных от государства.
До сих пор не понимаю, за какие заслуги им были выданы эти квартиры?», – заключил он.
Должны предприниматься действия
Действия, связанные с получением разрешений на приватизацию квартир, приходятся на время руководства Министерством чрезвычайных дел Болотом Борбиевым. Нам не удалось связаться с ним и получить комментарий по данному вопросу.
По словам прежнего министра чрезвычайных ситуаций Камчыбека Ташиева, при распределении квартир по завершении строительства дома в 2009 году не предусматривался вопрос о приватизации их после 2-3 лет.
Он отмечает, что приватизацию квартир невозможно было осуществить, применяя какие-то лазейки в законах и используя внутренние положения министерства. Его тоже удивляет то, каким образом руководство министерства на законных основаниях нашло пути для приватизации квартир.
Бывший министр отмечает, что распределение ведомственных квартир могло осуществляться только на основании Жилищного кодекса КР: «Нам стоило многих трудов передислоцировать министерство в город Ош, а также построить многоквартирный дом для сотрудников! Это был первый многоквартирный дом министерства, построенный с подземной парковкой и всеми условиями, необходимыми для комфортного проживания.
Я не понимаю, каким образом за короткое время эти квартиры могли приватизировать, а затем продать. Оказывается, даже есть случаи, когда один человек получил две квартиры. Согласно закону, квартиры могли быть приватизированы только по истечении 15 лет. Но некоторые квартиры были приватизированы уже менее чем за два года. Очевидно, что условия приватизации были нарушены».
Законные пути
нарушения закона
Бывший статс-секретарь Министерства чрезвычайных ситуаций Таалайбек Темиралиев один из тех, кто получил в то время 3-комнатную квартиру, затем приватизировал ее и продал. Он отвергает обвинения в свою сторону. По словам Темиралиева, комиссия по жилищным вопросам при распределении квартир приняла во внимание его особые заслуги перед Отечеством. Он также подчеркнул, что этот факт был рассмотрен в межрайонном суде города Ош: «Я ветеран войны в Афганистане. На протяжении многих лет работаю в системе Министерства чрезвычайных ситуаций. На основании этого была осуществлена приватизация выделенной мне квартиры. Соответствующее решение было принято комиссией по жилищным вопросам. Поскольку этот дом является ведомственным, комиссия имеет право принимать решения. Тогда квартиру получил не только я, но и все руководители и сотрудники центрального аппарата, переехавшие в Ош. Поэтому мне интересно, почему претензии высказываются только в отношении меня. Все было в рамках закона, были проведены все проверки, и в конце концов межрайонный суд города Ош вынес решение, что при приватизации нарушений закона не было».
В июне и июле прошлого года Антикоррупционная служба ГКНБ КР возбудила уголовное дело по факту незаконной приватизации подведомственных квартир Министерства чрезвычайных ситуаций. Было объявлено, что ряд сотрудников министерства, использовав поддельные документы, приватизировал подведомственные квартиры. Но официальное ведомство так и не сообщило, сколько из данных фактов уголовного дела было сокращено, сколько доведено до суда. Нам так и не удалось получить информацию от Антикоррупционной службы ГКНБ КР.
Результаты
возбужденных дел
Прокурор города Ош Атайбек Шакир уулу сообщил, что может дать информацию только о двух фактах уголовного дела, находящихся в производстве по приватизации квартир: «Бывший заместитель министра получил 3-комнатную квартиру и приватизировал ее с нарушением закона. Эта квартира была возвращена государству. В связи со сроками давности уголовное дело было прекращено.
Был еще материал такого же характера. Сотрудник министерства с нарушением закона приватизировал квартиру. Она также была возвращена на баланс Министерства чрезвычайных дел. По данному факту в связи с давностью сроков нами было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Я рассказал лишь о двух фактах, которые были на рассмотрении у нас и по которым мы проводили следственные мероприятия. По остальным фактам следствие велось в Антикоррупционной службе при ГКНБ. Отслеживание их действий и решений не входит в нашу компетенцию», – заявил он.
До сих пор нет достоверных сведений о том, сколько незаконно приватизированных квартир после следствия было возвращено государству. Вначале речь шла о том, что 30 из 60 квартир были незаконно приватизированы, а затем проданы третьим лицам.
Во время следствия многие из фактов незаконной приватизации были сокращены из производства и лишь некоторые дошли до рассмотрения суда. Нынешний министр чрезвычайных ситуаций Кубатбек Боронов отметил, что в деле по квартирам уже давно поставлена точка и уже определено, что было законно, а что – нет. Но он смог привести только один пример по возврату квартиры на баланс министерства по результатам следствия: «Это правда, что во время проверок были выявлены факты нарушения закона. Все эти квартиры были возвращены. Из того, что я знаю, квартира бывшего заместителя министра Жолчиева была возвращена государству.
Бывший статс-секретарь Таа- лайбек Темиралев более 20 лет находился на военной службе. Выйдя на пенсию, он имеет право автоматически приватизировать квартиру. Ранее были обвинения, что Темиралиев уже получал квартиру от государства до этого. Но эти обвинения во время судебных разбирательств не подтвердились. Поэтому его дело было приостановлено. Такие же обстоятельства и в случае с генералом Касымалиевым. Если в законе предусмотрено право на приватизацию, они могут воспользоваться этим правом и, уходя с работы или выходя на пенсию, продать».
В обращении коллектива МЧС указано, что во время июньских событий некоторые из нынешних и бывших сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций отказались выходить на службу. Но эти военные не то что не были привлечены к ответственности, они, начиная с 2011 года, имели возможность незаметно приватизировать полученные ведомственные квартиры, а потом и продавать их.
Таштан Тукуев:
«Кто может наказать?»
Таштан Тукуев, выражая общую позицию сотрудников МЧС, которые долгие годы нуждаются в жилье и стоят в очереди, просит обратить внимание руководства страны на эту проблему: «Столько проработал, но от государства ничего не получил. Сейчас я уже работаю с 11-м министром. Вот уже на протяжении многих лет я стою в очереди и готовлю документы на получение жилья. А потом при распределении квартир выясняется, что мои документы пропали. И сколько таких, как я, которые безнадежно стоят в очереди?! Пусть мне не дадут квартиру. Я уже прожил свой век. Но почему глава государства и правительство не могут справедливо рассмотреть вопрос тех, кто нуждается в жилье, и решить их проблему?
Когда речь идет о распределении квартир, объявляют, что будут давать тем, кто проработал много лет и остро нуждается в жилье, а в результате их получают те же руководители, которые находят разные «ходы и выходы». Мы не видели, чтобы их работа отличалась какими-то особенностями.
Глава государства должен проконтролировать, чтобы все лица, которые получили квартиры незаконным путем, а затем незаконно приватизировали и продали их, были выявлены, а квартиры и денежные средства соответственно возвращены государству».
На строительство многоквартирного ведомственного дома в городе Ош государством были выделены миллионы сомов. Но факты нарушения закона при распределении квартир, а затем их приватизации, до сих пор не были проверены на уровне правительства. Таким действиям не была дана правовая оценка.
Поэтому и увеличивается число случаев, когда государственные служащие, якобы нуждающиеся в жилье, получают по две или по три квартиры, а затем приватизируют их и продают, а необходимых результатов противодействия данным случаям до сих пор нет.