4

Строительство православного храма – дело очень непростое. При его возведении не бывает мелочей. Каждая деталь в храме подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения.

 

Наш корреспондент побывал в православном храме села Ленинское.
Закончилось богослужение. При­­хожане разошлись. Лучи заходящего солнца освещали блестящие купола.
– Красивый наш храм, – сказал батюшка.
– Действительно, необычный храм, – согласилась я, и мы разговорились.
– Батюшка, православный храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен несколько лет назад. Выходит, с момента освящения и начинается история храма?
– Не скажите. В 2009 году исполнилось ровно 100 лет со дня строительства первого храма в селе Ленинское. По воспоминаниям первых жителей села Гавриила Федоровича Почитаева, Сергея Андреевича Савва, Федора Тихо­новича Никифоренко, первые переселенцы обосновались на правом берегу реки Аламедин на месте нынешнего села Ленинское весной 1907 года. Поскольку переселенцы были в основном из Бессарабии, село было названо Молдавановкой. Летом 1908 года сельчане начали возводить здание храма, хотя многие не успели еще построить жилье для себя и ютились в сырых землянках. Большую часть работ по строительству крестьяне выполняли сами: рыли котлован под фундамент, подвозили камень, лес, заготавливали камыш. Лес и стекло покупали на деньги, пожертвованные жителями села. К зиме 1909 года храм в селе был уже построен. А 1 октября 1910 года при нем открыли церковно-приходскую шко­лу. Занятия проходили в храме, алтарная часть была отделена занавеской. Закон Божий в школе преподавал священник – настоятель храма, а письмо, чтение и счет – его матушка.
Храм был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богоро­дицы. В 20-х годах прошлого века в нем служил священник Николай Каромавров. Его и поныне прихожане поминают как иерея Николая. Незадолго до закрытия храма, предположительно в 1925-26 годах, в храм стали приходить трое молодых парней с целью срыва богослужений. Они играли на гитаре, пели неприличные частушки, старались ударить священника. В конце концов они выстрелили в него. Пуля пробила челюсть, батюшка долго болел и служить уже не мог. После этого он вместе с матушкой и детьми уехал в неизвестном направлении. Все трое нападавших впоследствии погибли. В храме был устроен клуб, затем ателье по пошиву одежды, затем здание было разрушено.
Ныне покойный глава Ленин­ского айыл окмоту Анатолий Пет­рович Олейниченко немало потрудился для того, чтобы в селе действовал храм.
В 2006 году на пустыре под руководством священника Андрея Борисенко развернулось строительство храма по проекту местных архитекторов. Строился храм три года и, на мой взгляд, получился очень уютным и гармоничным. Ни один православный храм не обходится без звонницы, и мы благодарны российскому предпринимателю Владимиру Кирику, который подарил нашей церкви девять колоколов. Они были отлиты в Подмосковье по специальному заказу. При литье использовались секреты старых мастеров и соблюдены все церковные каноны. 21 сентября 2009 года состоялось освящение храма митрополитом Среднеазиатским и Ташкентским Владимиром. Такова история нашего нового храма.
– Насколько известно, в каждом православном храме хранятся мощи святых. Есть ли они в храме Рождества Пресвятой Богородицы?
– Да, у нас есть частицы мощей нашего святого преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского, и благоверного князя Олега Брянского.
– Что для служителей церкви является чудом?
– Чудо – это главное богослужение – Божественная литургия. Во время ее совершения происходит великое таинство – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. На Божественной литургии верующие собираются в храм для того, чтобы вместе, «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причас­титься Святых Христовых Таин. Это чудо, когда хлеб становится телом Христовым, светлое чудо, невидимое глазу. Причащаются и священники, и миряне. При причащении реально можно почувствовать, что соединяешься с Богом. Это чудо, равного которому нет. Оно несравнимо с исцелениями больных и даже воскресением из мертвых.
– Что такое мироточение икон, и является ли оно божественным чудом?
– Мироточение икон – еще одно чудо Божье. Это удивительное явление, когда иконы источают благоуханное миро. Для ученых, для знатоков икон мироточение всегда было предметом недоумения. Ответ на вопрос, как происходит мироточение, до сих пор не найден. Вполне возможно, что раскрыть эту тайну человечество не сможет никогда. Для верующего сердца мироточение икон – это знаки Господни. Они предвещают либо беду, либо радостные события для всей страны. Известно, что повсеместное мироточение икон наблюдалось перед началом Великой Отечественной вой­ны. Вот еще один пример: незадолго до Гражданской войны в Украине и некоторых граничащих с Украиной областях, в частности Ростове и ряде других районов, в храмах происходило мироточение икон, а некоторые иконы кровоточили – из глаз Иисуса Христа, Богородицы текли кровавые слезы. Это знак беды, потому что и сегодня в Украине продолжают гибнуть невинные люди.
– Были ли у нас случаи мироточения икон?
– Несколько лет назад мироточили иконы в храме великомученика Димитрия Солунского в селе Сосновка и иконы в нашем Воскресенском соборе. В моей практике мироточения не было.
– Сегодня Кыргызстан заполонили миссионеры различных религиозных сект, в том числе и православные, как, например, церковь Иисуса Христа. Проповедники так запудривают мозги людям, что ломают их судьбы. Были случаи, когда односельчане отказывались хоронить земляка только потому, что он стал адептом чуждой секты. На Ваш взгляд, государство должно придерживаться принципа, что каждый человек имеет право выбора вероисповедания и религии или все-таки необходимо проводить жесткую политику по отношению засилья религиозных сект? Как православная церковь относится к религиозным сектам?
– На мой взгляд, большинство сект – это работа западных спецслужб, что является проблемой национальной и духовной безо­пасности. Люди, которые попали в секту, перестают быть полноценными членами общества. Миссионеры переформатируют их сознание, управляют их мыслями и поведением. Живой пример тому – киевский майдан. Он представлял собой гремучую сектантскую смесь. Власть в Украине захватили адепты западных сект. Секты – это горючий материал для таких майданов и революций.
– Как реагирует на это православная церковь?
– Безусловно, в священнических проповедях антисектантская тема занимает важное место. Мы не хотим, чтобы православные верующие оказались в какой-либо из сект. На самом деле, мы уверены в своих прихожанах. Ведь истинно верующие люди никогда не пойдут в секту, поскольку слишком велика разница между истиной и подделкой.
– Ни для кого не секрет, что сегодня утрачены многие духовные ценности. Интернет, зарубежные фильмы и даже анимационные мультфильмы основаны на жестокости и насилии, что, безусловно, калечит души подрастающего поколения и молодежи. Можно ли достучаться до их сердец. Как донести до них слово Божие?
– Я думаю, не стоит особо выделять молодежь, потому что способ донесения слова Божиего как для детей, молодежи, так и для взрослых, одинаков. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг спасутся». Если священники и миряне будут стремиться к приобретению Благодати Божией, они будут притягательным примером для тех, кто ощущает в душе пустоту. Нас сотворил Бог, и каждый человек имеет внутреннюю потребность в Боге. Если человек стремится к Богу, то рано или поздно Господь приведёт его в храм, к Себе. Но человек приходит к Богу сам. Заставить насильно верить в Бога никого нельзя.
Например, при нашем храме есть воскресная школа, состоит она из трех групп – младшей, средней и старшей. Сейчас она насчитывает более 60 человек. Принимаем мы детей с семи лет, их никто не заставляет верить, все они приходят сами либо их приводят родители. Один такой бывший ученик нашей воскресной школы поступил в Ташкентскую духовную семинарию.
– В заключение хотелось бы спросить, почему сегодня так сложно найти духовные книги?
– У нас действительно не хватает православной литературы. Но в России духовных книг много, их можно приобрести в любом храме. У нас есть надежда, что со вступлением в Евразийский экономический Союз духовные книги станут доступнее. Здесь важны устремления самого человека. Если он ищет духовное, то всегда находит нужное, в том числе и книги.

 

Нурия ШАГАПОВА.
Фото автора.