Джаз – это особый музыкальный жанр. Посмотреть фильмы, найти информацию в сети Интернет и считать, что уже знаешь этот вид творчества, великое заблуждение многих людей. К сожалению, в Бишкеке, да и по всей стране нет истинных знатоков джаза, потому что Кыргызстан просто не дорос до уровня понимания этого импровизационного вида музыкального жанра, считает руководитель джазового оркестра «Соленые орешки» Бакыт КЫДЫКБАЕВ.

Корреспондент: Что вы можете рассказать о джазе?

Бакыт Кыдыкбаев: В основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров.

Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба. Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций.

Вы спросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы стали привозить чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.

Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезут африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим музыкальным ритмам.

В современном джазе мелодика и гармония находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.

Я педагог 27-летним стажем работы, преподавал музыку во всех музыкальных учреждениях столицы. Все началось 12 лет назад, когда мой старший сын Кубан учился в 11 классе в музыкальной школе-интернате имени М. Абдраева  по классу саксофона. Необходимо было поддержать его, чтобы он не потерял квалификацию, поэтому я решил собрать группу, куда входили бы ударник, пианист и контрабасист. Я отобрал музыкантов из лучших своих учеников, пригласил талантливых студентов из консерватории и Института искусств. Поддержали задумку мои коллеги-преподаватели. Всего собралось девять человек. Это была настоящая группа, и тогда у нас возникла идея  о создании джаз-бэнда.

Эркин Кыдыкбаев: Через год, после окончания консерватории, я присоединился к коллективу, так как я играю на контрабасе и бас-гитаре. Наш коллектив выступал с любительскими концертами, и мы принимали участие в различных городских мероприятиях. О названии группы я не задумывался, а вот отца это волновало.

Бакыт Кыдыкбаев: В начале 2002  года мы выступили на одном мероприятии в КГНУ, где наряду с соотечественниками было много представителей из дальнего зарубежья. Заморские гости были приятно удивлены нашим исполнением инструментальной музыки. После концерта ко мне подошел представитель одной из компаний и спросил: «Почему у группы нет названия?». Признаюсь, я растерялся и не знал что ответить. В этот же день мы давали концерт в консерватории. Заканчивали его произведением  Salt peanuts – «Соль-орешки», написанным где-то в 40-50 годах прошлого века. В нем есть голосовая перекличка salt peanuts между инструментальщиками, которое подхватили зрители.  Зал взорвался от аплодисментов – такого аншлага в консерватории еще не было. Зато после концерта мы точно знали, что родился новый джазовый коллектив, так как наша стезя – это импровизация, тот salt peanuts мы превратили в «Соленые орешки».

Кубан Кыдыкбаев: Саксофон – это украшение джаза. Импровизация и оранжировка зависят от саксофониста. Это то, что я люблю, умею и делаю.

Толон Турсуналиев: Я – вокалист, и в оркестр пришел сравнительно недавно. В прошлом – певец эстрадного жанра. Бакыт байке пригласил меня сотрудничать, и я об этом не жалею. Пусть у меня пока не все получается, но я стараюсь, потому что только здесь я понял, что совсем не знаю джаз, насколько этот музыкальный жанр полон тайн, которые мне еще предстоит открыть. Чтобы понять джазовую музыку, нужно пропустить ее и выплеснуть как фонтан, как феерверк через себя. Это необъяснимое чувство, но оно присуще только джазистам.

Александр Соколов: Я из семьи потомственных музыкантов. Первое воспоминание детства начинается с момента, когда родители ткнули меня лицом в клавиатуру пианино. Я – преподаватель, но после распада Союза нашему брату пришлось нелегко. С Бакытом мы встретились в начале 2000 года на Ошском базаре. Сразу скажу, я не торговал, встреча была случайной, но как оказалась – судьбоносной. Он пригласил меня в свою группу. Правда, влился я в коллектив только  2002 году. По мнению многих ценителей джаза, наш коллектив является одним из ведущих музыкальных групп в Кыргызстане. На сегодня «Соленые орешки» играют музыку в разных стилях и направлениях: джаз, рок фьюжн, этноджаз, фри-джаз, а также классические джазовые стандарты.

Бакыт Кыдыкбаев:  Ежегодно в апреле во всех странах проходит Международный фестиваль джазовой музыки. Конечно, мы стараемся принять в них участие. Если мы выступаем в Бишкеке 20 числа, то договариваемся с устроителями фестиваля в Алматы, чтобы они нас включили на 21, а в Душанбе – на 22 или 23. Как видите, график у нас довольно насыщенный. Но и впечатлений море: новые знакомства, новая музыка и безусловно опыт. Впервые мы выехали за пределы республики в Алматы, а потом нас пригласили в Душанбе, и нас поразило, что там джазисты  используют в своем репертуаре этномузыку. Несмотря на то, что у «Соленых орешков» богатый джазовый репертуар, сегодня в импровизации мы тоже используем элементы традиционной этномузыки. Наша группа дала толчок развитию этого направления, так как совмещение джазовой музыки с эпосом – довольно рискованный ход. Мы рискнули.  «Манас» – это достояние всего кыргызского народа, и промахнуться мы просто не имели права. Два несовместимых жанра объединяет одно – это импровизация. Как оказалось, «Манас» и джаз вполне могут гармонично сосуществовать. Сейчас у нас много уникальных проектов в области современного искусства, таких как «Трансформация», «Посвящение Саякбаю Каралаеву», «Игры под Луной» и «Кочевники».

Корреспондент: В самом начале нашей беседы вы упомянули, что кыргызстанцы не доросли до настоящей джазовой музыки. Вы говорите об аншлагах и тут же как бы перечеркиваете сказанное. Почему?

Бакыт Кыдыкбаев: По моим многочисленным наблюдениям, наша публика не привыкла слушать джазовю музыку полтора часа подряд, поэтому мы разбавляем свой концерт хитами, национальной музыкой или иной другой. Аншлаги бывают на фестивалях, люди приходят на концерт, как на экзотику. В будни этого не бывает.

Корреспондент: В заключение мне хотелось бы задать вопросы на отвлеченные темы: если бы вам дали миллион, как бы вы ими распорядились?

Бакыт Кыдыкбаев: Я бы открыл специальную джазовую студию в Бишкеке и оснастил ее современным оборудованием, для пропаганды среди населения данного вида искусства.

Эркин Кыдыкбаев: Часть денег я потратил бы на семью: у меня родился сын. Путешествовал по свету и повышал свою квалификацию у лучших мировых мэтров джаза. Если бы после всего потраченного что-нибудь осталось, отдал бы отцу.

Толон Турсуналиев: Джаз – это не эстрада, и прибыли не приносит. Тут работают люди по призванию и велению души. Поэтому я потратил бы деньги на покупку недвижимости.

Джанай Ажимадинова: Полмиллиона я бы отдала на благотворительность. На вторую часть денег построила жилье для своих близких, ну а оставшуюся сумму отдала бы Бакыту Кыдыкбаеву на развитие музыкальной студии.

Александр Соколов: Отдал бы долги.

Корреспондент: А остальные?

Александр Соколов: Остальные – подождут.

Корреспондент: Холостые в коллективе «Соленые орешки» лишь Кубан и Толон. А какие девушки нравятся вам?

Кубан Кыдыкбаев и Толон Турсуналиев: По цвету волос – брюнетки, шатенки или блондинки – для нас не имеют значения.  Самое главное, чтобы девушки были красивые и умные. Но существует стереотип, что красавицы не всегда блещут умом, поэтому мы обращаем внимание только на хорошеньких интеллектуалок.

 

Поклонники джазовой музыки и «Соленых орешков» узнали кое-что о своих кумирах и джазе. И еще немаловажный факт, то что в группе есть два вакантных жениха. Чтобы покорить сердца музыкантов, девушкам остается совсем немного – соотвествовать их критериям.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора и из личного архива музыкантов.