Скованной походкой под металлический лязг цепей в зал суда входят подсудимые в сопровождении тщедушных конвоиров. Только когда подсудимые оказываются в клетке, а на петли навешивается замок, на душе становится спокойней. От одного вида братьев Букуевых веет опасностью и агрессией. Да и ведут они себя соответственно. Четверо подсудимых, двое их которых женщины, диктуют суду свои условия, требуют отводов судебных коллегий, срывая одно заседание за другим.
4 миллиона с трупным запахом
11 мая 2010 года со счета Сокулукского районного филиала «Кыргыз Почтасы» была снята большая сумма денег, находившаяся на ответственном хранении в банке. Кассир районного отделения М. Кызкараева, получившая по доверенности 4 миллиона сомов, предназначенных для выплат пенсий и пособий, на работу в тот день так и не вернулась.
Обеспокоенное исчезновением кассира и кругленькой суммы денег руководство почтового отделения поспешило в милицию, и подозреваемая в похищении крупной суммы денежных средств кассир М. Кызкараева была объявлена в розыск вместе со своей 20-летней дочерью. Ориентировки с фотографиями женщин были разосланы во все городские и районные отделы милиции Чуйской области. Предполагая, что подозреваемая в хищении денег попытается выехать за пределы страны, сотрудники транспортной милиции прочесывали автовокзалы, аэропорт и железнодорожные станции, сверяли паспорта и фотографии женщин, похожих на беглянок. Но женщины словно сквозь землю провалились.
В начале июня Кызкараевы позвонили своей родственнице и сообщили, что их держат в заложниках, но та не восприняла их слова всерьез и вскоре забыла об этом звонке… До момента опознания их найденных трупов.
Спустя почти месяц после исчезновения беглого кассира и ее дочери, 5 июля в БЧК в районе села Чон-Далы Ысык-Атинского района был обнаружен труп неизвестной женщины 40-45 лет азиатской национальности с признаками насильственной смерти. А через неделю 11 июля, ниже по течению, в районе села Буденовка этого района из канала извлекли обнаженный труп молодой девушки. Экспертиза установила, что смерть обеих женщин наступила в результате утопления, о чем свидетельствовала вода в легких. Было установлено, что травмы на телах утопленниц были получены при жизни. Несколько месяцев тела пролежали в морге как неопознанные, пока не были задержаны их убийцы.
«Милая» семейка
В начале февраля 2011 года в поле зрения оперативников попала семья, проживающая в селе Гидростроитель. По оперативной информации, после похищения денег пропавшая кассир почтового отделения Майрам Кызкараева вместе с дочерью Нургуль некоторое время жили на квартире. Хозяева жилья подтвердили информацию о своих квартирантках. Более того, рассказали подробности, позволившие выйти на след семейной преступной банды.
Как выяснилось, приютить мать и дочь Кызкараевых хозяйку квартиры попросил некто Тилек Букуев, он же и оплатил 20 тысяч сомов за их проживание. Позже хозяйка квартиры узнала, что женщины скрываются от милиции. Они сами ей рассказали, что похитили деньги со счета почтового отделения и в скором времени собираются выехать за пределы страны, как только Тилек Букуев сделает им новые паспорта. Мать и дочь максимально постарались изменить внешний облик: постриглись и перекрасили волосы, без надобности старались не выходить на улицу.
Хозяйка квартиры поведала оперативникам о скандале между своими квартирантками и навестившей их матерью Букуевых Чинарой Раимкуловой.
— Сколько мы еще будем ждать? Давайте скорей паспорта и деньги, иначе мое терпение лопнет и я пойду в милицию! Я все расскажу, и тогда вам тоже плохо будет! – разраженно кричала Майрам Кызкараева. Очевидно, им с дочерью надоело их вынужденное затворничество. Присутствовавшему при разговоре старшему сыну Раимкуловой Тилеку Букуеву не понравились угрозы беглой кассирши.
Выйдя за дверь, он попросил хозяина квартиры подыскать людей для расправы над Кызкараевыми, пообещав щедрое вознаграждение. Перепуганный хозяин отказался, но пообещал никому не рассказывать об этом разговоре. Как только Тилек с матерью ушли, хозяева предупредили квартиранток о намерениях Тилека Букуева и посоветовали им поскорей уехать. Но Майрам Кызкараева посетовала, дескать, без денег они не могут ни уехать, ни сдаться в милицию, а все деньги забрала ее коллега Чинара Раимкулова. Женщины познакомились в 2010 году, быстро подружились и нередко коротали время вместе за бутылочкой водки. Выпивали они и на работе. Вскоре Майрам Кызкараева полностью попала под влияние Чинары Раимкуловой. Во время одного из таких возлияний приятельницы и замыслили прибрать пенсионные денежки к своим рукам. Удачно присвоив государственные деньги, Чинара Раимкулова отвезла начальнику связи села Маловодное 250 тысяч сомов для погашения задолженности на тот момент еще подруги Майрам Кызкараевой. 4 миллиона сомов наличными кого угодно сделают благодушным и доброжелательным, правда, ненадолго…
Майрам Кызкараева и предположить не могла, что ее горячо любимая подруга легко согласится с предложением старшего сына убить ее вместе с дочерью. Хотя предчувствия, видимо, были, потому и написали они с дочерью Нургуль свои последние письма, в которых сообщали, что «женщина по имени Чинара и ее сыновья собираются их убить». Но даже после предупреждения хозяев не пошли Кызкараевы в милицию сдаваться, не поспешили уехать подальше от Раимкуловой и ее сыновей. Неужели даже после столь тревожных звоночков они все еще надеялись на честный раздел похищенных денег?
Классический случай, описанный во всех детективах, заведомо исключающий справедливый дележ – устранение претендентов на куш, автоматически увеличивает долю остальных.
Концы в воду
Днем 6 мая 2010 года Тилек Букуев заехал к хозяевам съемной квартиры и посоветовал уехать из дома на сутки вместе с детьми.
— Родственников проведайте или в гости сходите! Но Кызкараевы должны остаться дома одни, – предупредил Т. Букуев. Терзаясь сомнениями об участи своих квартиранток, хозяева дома позвонили жене Тилека Букуева, и почему-то ее слова о том, что женщин всего лишь оглушат электрошокером и увезут, их успокоили. Обычное житейское дело!
Ночью, едва в комнате Кызкараевых погас свет, пришла жена Тилека Букуева Айжан. Стараясь не шуметь, она сообщила, что сейчас придут братья и заберут Кызкараевых.
Тихо беседуя, женщины прошли в хозяйскую комнату, но уже через несколько минут раздались душераздирающие женские крики из комнаты Кызкараевых. Вбежавшая в комнату своих жиличек хозяйка остолбенела от ужаса: братья Тилек и Адилет Букуевы смертным боем били ее квартиранток. Один из них методично бил рукояткой пистолета по голове Майрам Кызкараеву, второй бил электрошокером ее 20-летнюю дочь Нургуль. Мать и дочь кричали от боли, молили о пощаде, но разгоряченные братья, не останавливаясь, избивали их, пока жертвы не перестали подавать признаков жизни. На глазах оцепеневшей от страха женщины братья Букукевы вынесли тела Кызкараевых, завернутые в одеяла.
— Уберите здесь все, как будто их и не было. Все их вещи надо сжечь, – приказал Тилек Букуев своей жене и квартирной хозяйке. – Скажешь кому – убью!
Братья перевезли бездыханные тела в багажнике своей машины к БЧК и сбросили в воду.
Трясущимися от увиденного руками женщины смыли следы мочи и крови с пола, беспрекословно собрали вещи жертв и пообещали молчать. Несколько дней хозяйка квартиры не могла решиться войти в комнату, где расправились с квартирантками: перед глазами то и дело всплывали события жуткой, последней для Кызкараевых, ночи. Пересилив себя, женщина решила провести генеральную уборку в комнате: стены словно были пропитаны болью и страхом. Сворачивая ковер, она нашла два исписанных женским почерком листка бумаги. Опустившись на колени, хозяйка стала читать их. Это были прощальные письма матери и дочери Кызкараевых. 20-летняя Нургуль сообщала своему парню, что их с матерью скоро убьют, и прощалась с ним навсегда.
Руки у нас длинные
После передачи писем следствию криминальное семейство задержали, а к хозяйке квартиры стали наведываться знакомые Тилека Букуева и угрожать убить ее мужа и детей, если она даст показания против него.
— Срок не вечный, руки у нас длинные. А братья Букуевы рано или поздно из тюрьмы выйдут, – предупреждали незнакомцы женщину.
Находясь в СИЗО, братья Букуевы наводили страх не только на свидетелей своего преступления, но и на обитателей камеры. Старший Букуев – Тилек – занял положение «смотрящего» в камере от криминального «общака» и обложил данью сокамерников, приказав под угрозой расправы собрать для нужд «общака» 150 тысяч сомов, а затем еженедельно передавать ему в камеру 5 тысяч сомов и продукты. Вместе с братом Адилетом они запугали сокамерников до такой степени, что те стали обращаться к руководству СИЗО с заявлениями о вымогательстве и угрозе их жизням.
Поначалу задержанные братья Букуевы дали признательные показания, рассказали, как убили Кызкараевых, как сбросили их тела в БЧК. Тилек Букуев даже предложил следствию сделку – он берет всю вину на себя, если уголовное дело в отношении его жены будет закрыто. Но, получив отказ, изменил свои первоначальные показания и стал отрицать причастность своей семьи к совершенному убийству.
Суд Ысык-Атинского района признал членов преступной семьи виновными в убийстве с особой жестокостью по предварительному сговору и приговорил братьев Адилета и Тилека Букуевых к пожизненному сроку лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии особого режима. 55-летнюю мать Букуевых Чинару Раимкулову, признанную соучастницей тяжкого преступления, суд приговорил к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Жену Тилека Букуева Айжан Тулобергенову – к 22 годам лишения свободы.
Пошли в отказ
Несмотря на свое выгодное положение в местах лишения свободы, осужденным за убийство Майрам и Нургуль Кызкараевых, пребывание там им не понравилось, и они обжаловали приговор районного суда. Вернувшись в статус подсудимых, братья Букуевы, заручившись поддержкой матери, начали «капризничать». То одной коллегии недоверие выразят, то другой.
— Вы не поддерживаете наши ходатайства, поэтому мы вам не доверяем! Как можно начать процесс, если в расследовании много минусов! Разобраться надо бы! – заявляли, гремя цепями, Тилек и Адилет Букуевы.
— Вы же знаете, что полгода шло следствие, да нас к стенке ставили, и показания мы писали под дулом пистолета! – вторит их мать Чинара Раимкулова.
— Не Кызкараевы это, не их трупы выловили в БЧК! Это неизвестно кто! Не надо нам чужие трупы навешивать! – заявляет Тилек Букуев, чем провоцирует родственников погибших на конфликт. Такое представление продолжается с ноября прошлого года.
Осужденные на пожизненный срок лишения свободы братья Букуевы могут позволить себе любой каприз – на срок их выходки уже никак не повлияют!
Милана СОБОЛЕВА.