Не зря говорят, что люди живут везде, даже в местах лишения свободы. Живут, приспосабливаются, находят радости бытия, будучи, казалось бы, на грани, за которую лучше не переступать. Сложно сказать, кому труднее приходится на зоне – мужчинам или женщинам, но подстраиваться под сложившуюся жизненную ситуацию так или иначе приходится всем, попавшим туда. Слышать об имитации семейных отношений в мужских зонах не приходилось ни разу, а вот в женской колонии такие отношения зазорными не считаются.

Нож для изменщицы

Любовная история между двумя женщинами началась в ИТУ №2 – в женской колонии в селе Степное и закончилась для одной из них там же. Ирина Котлярова и Наталья Мендубаева сошлись не сразу: некоторое время женщины по-дружески общались, присматривались. Постепенно их отношения стали более доверительными. Наталья опекала Ирину, помогала ей чем могла. В какой момент они стали сожительствовать как «муж и жена» – теперь уже и неважно. Но Наталья, отбывающая срок за убийство, взяла на себя мужские обязанности добытчика продуктов, защиты от посягательств других осужденных. Соответственно на Ирину были возложены обычные женские дела – стирка и штопка одежды, приготовление пищи. Не было никаких ухаживаний, как принято между мужчиной и женщиной в романтических отношениях. Обычное разделение обязанностей и общей постели.

Ирина Котлярова вышла на волю раньше сожительницы, дождалась подруги, и они продолжили свои удачно сложившиеся, по их мнению, отношения. После освобождения Натальи подруги поселились в ее квартире в южных микрорайонах столицы, вместе вели хозяйство и воспитывали дочь Мендубаевой. Между ними царила такая идиллия, какую редко встретишь в традиционных парах. Впрочем, длилась она недолго…

В конце октября прошлого года подруги отправились за продуктами на рынок, где случайно встретились со своей знакомой Валентиной С., с которой отбывали срок в местах не столь отдаленных. Разговорившись, обрадованные встречей женщины решили отметить столь знаменательное событие – как освобождение Валентины. Не откладывая в долгий ящик празднование УДО подруги, они купили в ближайшем ларьке водки, немного закуски и направились в дом своего старого знакомого и его сожительницы.

— А как там Любка? Не вышла еще? Вроде по срокам уже должна «откинуться», – засыпали вопросами женщины вновь освободившуюся.

Валентина подробно рассказывала о неспешной жизни в колонии, охотно делилась новостями, приятельницы делились воспоминаниями, усиленно налегая на спиртное…

— Вы что это делаете? Совсем страх потеряли! – возмутилась Наталья, заметив, что ее «любовница» целуется с сожительницей хозяина дома. Но пьяные женщины не обратили на ее слова никакого внимания и продолжили страстные поцелуи и объятия.

— Изменщица! Да как ты можешь со мной так поступать?! Да если бы не я, ты живой с зоны не выбралась! Тварь неблагодарная! – взбешенная Наталья схватила со стола кухонный нож и набросилась на Ирину Котлярову. Повалив ее на пол, ревнивица стала бить ее ножом, не глядя нанося удары наотмашь. Сначала Ирина пыталась сопротивляться, закрывать лицо руками, а затем захрипела, захлебнувшись кровью, и затихла.

— Наташка, ты что наделала? Ты же убила ее! – вмиг протрезвевшие собутыльники с трудом оттащили Наталью от тела Ирины.

— Вызовите «Скорую»! Я не хотела, Ира, Ирочка! Прости меня! – опомнившаяся Наталья обнимала тело подруги, сотрясаясь в рыданиях в ожидании бригады скорой помощи.

Ирина Котлярова от полученных ран скончалась на месте. Наталья Мендубаева призналась в убийстве подруги, совершенном на почве ревности, и вскоре предстала перед судом по обвинению в убийстве, совершенном с особой жестокостью из хулиганских побуждений. Женщина раскаялась, на суде сокрушалась об убитой подруге, рыдала и просила о снисхождении. О чем больше сожалела Наталья Мендубаева? Об еще одной отнятой ею жизни или о том, что через 14 лет, отмерянных ей Свердловским районным судом за совершенное убийство, ее дочь станет взрослой и, возможно, отвернется от матери – рецидивистки, а она – уже 46-летняя – превратится в старуху, за плечами которой багаж долгих лет тюрьмы? Как знать…

После вынесения приговора Наталья Мендубаева вернулась в исправительно-трудовое учреждение №2, где, возможно, нашла замену Ирине Котляровой, оплатившей жизнью за женскую любовь.

 

И «ангелы» с ножом…

В большинстве своем спецконтингент держится в колонии парами или небольшими группами: кто-то по интересам, взглядам на жизнь, а кто-то по соучастию в совершенном преступлении.

Попав на территорию женской колонии, мы тоже решили держаться вместе. Так спокойнее. Вроде и конвоиров достаточно, но чувствуешь себя несколько неуверенно. По словам контролеров, бунт может начаться в любую минуту, а журналисты весьма «лакомые» заложники для такого случая. «Хорошенькие такие!» – оценили зечки наше появление на своей территории. Они бесцеремонно разглядывали нас, а мы в свою очередь фотографировали их. Одни из них отворачивались, заметив нацеленный на них объектив, другие совершенно не обращали на это никакого внимания.

Мошенницы, воровки, разбойницы и убийцы… У каждой из них своя история. Разношерстная, разномастная масса женщин с серыми лицами, одетыми в гражданскую одежду, ничем не примечательных. Невольно внимание привлекает белокурый ангелочек с завитыми крупными локонами.

— Она-то за что здесь? Плойку в магазине украла? – спрашиваю стоящего рядом контролера, указывая на ангельское создание.

— Если бы плойку! У нее срок за жестокое убийство. 25 лет дали. Вместе с подружкой 2 года уже у нас. Поет, пляшет, а режет как! – последовал ответ. Но поговорить с белокурой бестией мне так и не разрешили, сослались, дескать, что она не хочет, а заставить мы не можем.

Признаюсь, заинтриговал меня белокурый ангел: не верилось, что девушка с такой внешностью орудовала ножом как заправский мясник. Захожу с другой стороны, показываю ее фотографию знакомым следователям, и один из них узнает свою бывшую подследственную.

— Да это Маринка, ее ни с кем не спутаешь. Когда их с подругой задержали, мне не верилось, что миловидная блондинка с серыми глазами способна на такую жестокость. Они вместе с подругой забили ножом бизнесмена из Казахстана. На его теле 45 ножевых ран эксперты насчитали! Они сами из Кара-Балты, в Бишкек приехали на заработки. Одна официанткой устроилась, вторая на панель пошла работать. Денег на жилье не хватало. В соцсетях познакомились с 24-летним бизнесменом, он их пожалел и приютил у себя на съемной квартире. Вечером 18 марта 2013 года они вместе выпивали, и он стал упрекать их в том, что они занимаются проституцией. Девушки были пьяны, и его слова восприняли агрессивно. Сначала одна схватила нож и начала бить по телу, а потом и вторая присоединилась. Потом они забрали все ценные вещи, деньги, мобильный телефон и попытались скрыться. На следующий день их уже задержали, «наследили» они на месте преступления основательно, – рассказал следователь. Так вот почему грусть и вселенская тоска в глазах ангельского по виду создания, и держатся они с подругой-подельницей Анной вместе. Пройдет еще 2-3 года, и девушки с фарфоровой пока еще кожей превратятся, как и остальные обитательницы колонии, в серую бесполую массу, оказавшуюся на обочине жизни по своей глупости, жадности и жестокости.

 

Милана СОБОЛЕВА.