История возникновения струнных музыкальных инструментов так затерялись во времени, что проследить её практически невозможно. Еще не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчета исторического времени, а струнные музыкальные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия.

Инструмент бога Солнца Аполлона из древнегреческой мифологии – кифару со временем люди стали называть гитарой. Вот такая занимательная история этого музыкального инструмента. Да и в настоящее время наверное нет человека, чье детство не было бы связано с гитарой.

Детство – самое золотое время, когда мальчишки собирались каждый вечер во дворе и потихоньку бренчали на гитаре. К ним постепенно присоединялись девчонки, и тогда песни под гитару звучали до тех пор, пока родители не позовут домой. В гитару с первого звука влюбляются и мальчики, и девочки, и эта любовь остается на всю жизнь.

Гитарист Мирлан Актанов пришел в редакцию со своими детьми – двенадцатилетним Калмырзой, четырнадцатилетним Темирланом и двадцатилетним учеником Нурболом Адышевым, чтобы устроить для нашего коллектива небольшой концерт.

Калмырза и Темирлан начали игру с арпеджио – последовательного перебора струн – и уже через минуту музыка захватила слушателей. В каждой нотке мелодии звучали печаль, боль и безграничная тоска. Когда затихли последние аккорды, Мирлан сказал: «Это мое произведение – менуэт «Ностальгия». Комментировать мелодию не стал, а рассказал о своей любви к этому инструменту.

Мирлан Актанов родился в селе Тюп Иссык-Кульской области. Его детство прошло на берегу Иссык-Куля. Все свободные дни он проводил с друзьями на озере.

«Чтобы в десять дома был, как штык!» – говорил ему отец, а мама, засовывая в пакетик какие-то пироги, добавляла строго: «Смотри там мне! Долго не купайся, далеко не заплывай». Мирлан охотно давал обещания, а на озере купался до посинения, потом вместе с пацанами сидел у костра и пел песни под гитару. Деревенские мальчишки не умели играть перебором, в основном это был обычный гитарный бой базовых аккордов, но для Мирлана это было неважно – звук гитары был для него милее всех инструментов в мире.

Родители, заметив тягу сына к музыке, отдали его в музыкальную школу, но поскольку класса гитары в Тюпе не было, записали его на класс аккордеона. Потом Мирлан переучивался игре на фортепьяно. Но мальчик мечтал о гитаре. Мама, видя любовь сына к гитаре, почти целый день простояла в очереди в ЦУМе и за 25 рублей купила инструмент на день рождения сыну. Свою первую гитару Мирлан получил в восьмом классе.

– Это самое яркое впечатление моей жизни, больше я с ней не расставался, – вспоминает Мирлан. – Тогда в школе я организовал музыкальную группу, учил играть на гитаре одноклассников. Так сложилось, что школу мне пришлось оканчивать в селе Воронцовка Аламудунского района, а после получения аттестата я поехал поступать в Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) студию искусств, где подал документы на факультет струнных инструментов. Я поступил, но, к сожалению, после распада Союза мне пришлось вернуться домой. Здесь я окончил 92-ое профессиональное училище народно-художественных промыслов имени С. Чокморова, отделение прикладного искусства по выделке кожи и начал свою трудовую деятельность совсем в другой области. Несмотря на полученную профессию, в душе я оставался гитаристом и продолжал играть на гитаре, но только в кругу близких друзей.

Еще одним важным моментом в моей жизни является рождение первенца Темирлана. А с рождением Калмырзы мечту стать гитаристом перекрыли другие заботы. Темирлану было пять лет, а Калмырзе два с половиной года, когда наша семья распалась. И вот уже более десяти лет я один воспитываю своих мальчиков. Когда сыновья немного подросли, вернулся к игре на любимой гитаре. Я начал брать уроки у блистательного гитариста, музыкального классика – преподавателя музыкального училища имени Мураталы Куренкеева Нурлана Джекшенбаева. Мой преподаватель неоднократно говорил мне, что нужно развиваться разносторонне. Так, понемногу, я сам стал писать небольшие музыкальные произведения. Оказывается, если музыка течет в крови, то она и будет течь дальше. Написал песню «Ангелочек» – песня о несбывшихся мечтах и о любви, менуэт «Ностальгия» и многие другие.

Сегодня мы все делаем вместе готовим, убираем и занимаемся музыкой тоже. Я стал приобщать своих детей к музыке. Мне всегда хотелось иметь музыкальную семью и, наверное, это единственное, что у меня сбылось. Калмырза учится в шестом классе. Он уже выступает на школьных мероприятиях и хочет стать настоящим гитаристом. Темирлан – восьмиклассник. Очень скромный мальчик и пока не определился в выборе профессии. Я их не напрягаю, пусть свой жизненный путь они выбирают сами, лишь бы были хорошими людьми и счастливыми по жизни, а уметь играть на гитаре это же хорошо.

Пару лет назад я образовал музыкальную студию и решил с нуля обучать детей игре на гитаре. Сегодня у нас уже сформировался ансамбль гитаристов, который мы назвали «Гитара.kg». В ее составе мои сыновья и талантливый ученик Нурбол Адышев. Юноша приехал из Таласа покорять столицу, и получилось так, что пришел учиться ко мне. Мне импонировала его любовь к гитаре. Выяснилось, что он еще и хорошо поет, поэтому он солист группы.

В нашем репертуаре более сорока различных произведений, в том числе и латиноамериканские мотивы. Когда говорят об искусстве игры на гитаре, то впервую очередь вспоминается фламенко – зажигательный, чувственный танец испанок с четким ритмом под аккомпанемент гитары. Интерес к фламенко неуклонно растет и у нас, на гитарах мы играем фламенко, отбивая ритм на корпусе. И у нас это получается…

И снова в стенах редакции звучат зажигательная фламенко, от которой закипает кровь, что трудно усидеть на месте; потом песня Александра Серова «Я люблю тебя до слез», которую исполнил Нурбол Адышев. Сам юноша признается, что поет песни не только на кыргызском, русском, но и на корейском, китайском и английском языках.

– Однажды на одном из наших концертов, присутствовал гражданин Китая, так вот он отметил, что я пел без акцента, – с гордостью сказал Нурбол, а учу я их на слух.

Завершился концерт мелодией кыргызского композитора Атая Огонбаева «Маш ботой».

– Насколько известно, все гитаристы пользуются медиатором, почему Вы играете без них?

– Мы играем на шестиструнных гитарах с синтетическими струнами. Пальцами лучше чувствуешь ритм и музыку. Конечно, железные струны звучат звонче, но, например, на них «Маш ботой» не сыграешь. У нас нет кастаньет и других сопровождающих музыкальных инструментов, но они звучат в мелодиях, которые мы играем и в этом наша главная фишка. У нас много кумиров, у которых мы учимся играть, и надеемся что когда-нибудь нас заметят, и мы будем выступать на большой сцене. А пока выступаем на благотворительных вечерах и радуем своих слушателей профессиональной игрой на гитаре. Самое главное – любить музыку и этот замечательный музыкальный инструмент.

— Спасибо Вам за замечательный концерт и больших творческих успехов!

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.