У всех народов свадьба – это грандиозное событие, связанное с приятными хлопотами, большими финансовыми тратами и многочисленными гостями. У каждого народа есть свои вековые традиции проведения свадебных обрядов, которые они соблюдают до сих пор. Эти обряды поражают своей красочностью и неповторимым национальным колоритом.

В советские годы были очень популярны интернациональные браки. Любовь не делит людей на нации и народности, ей все равно – бедный человек или богатый. Она приходит неожиданно, и тот, кто хотя бы однажды испытал это прекрасное чувство, будет помнить его всю жизнь.

Юная Нурбїбї пленила Орака Темирбекова. В обеих семьях один из родителей дунганин. Они поженились, но, к сожалению, Орак рано ушел из жизни. Нурбїбї работала в колхозе дояркой и одна вырастила и воспитала восьмерых детей. Сегодня она живет в селе Милянфан. Сыновья женились на русской, украинке и кыргызке, а дочери вышли замуж за казаха, кыргыза и дунганина. Так что теперь это одна большая, дружная интернациональная семья. Один из сыновей Кайрат, который женился на дунганке Халиме, и был хозяином свадьбы. Его сын Зарип, внук Нурбїбї, решил взять в жены Малику Бегалиеву.

Нашему корреспонденту представилась возможность побывать на этой свадьбе в селе Милянфан. Поскольку мамы жениха и невесты дунганки, а папы кыргызы, то и свадьба была кыргызско-дунганской.

Дом жениха украшен цветами, шарами и бумажными фонариками. Ворота широко распахнуты, а это значит, что на свадьбу к гостеприимным хозяевам может зайти даже незнакомый человек, и это будет в порядке вещей.

Но есть один существенный момент – у ворот за небольшим столиком сидит так называемый секретарь, который принимает денежный взнос, вносимый гостями в кассу хозяина свадьбы. После того, как секретарь аккуратно запишет имя гостя и сумму взноса, тот подходит к жениху, который стоит вместе со своим дружкой под ярко украшенной аркой, чтобы поздравить его. В данном случае жених Зарип благодарит гостя, кланяется ему и предлагает пройти к накрытому столу.

Свадьба у дунган начинается с раннего утра, поэтому определенного часа для гостей нет. Люди приходят на свадьбу тогда, когда им это удобно. Одно приглашение распространяется не только на всю семью, но и на случайных гостей, которые в этот момент зашли к ним. Так что на дунганской свадьбе гуляет почти все село. Главное – прийти с добрыми пожеланиями и, конечно же, не с пустыми руками.

Но считать чужие деньги неприлично, поэтому лучше поделюсь своими впечатлениями.

 

Особенности свадебного стола

Главной по кухне является сестра Халимы Хеня Ораковна. Она строго следит за тем, чтобы гостям было удобно сидеть, чтобы столы были красиво накрыты и, конечно же, под ее началом находятся многочисленные помощники по кухне, которые варят мясо в больших казанах, выкладывают салаты, разливают суп и жарят «щи» (дунганские котлеты) в больших духовых шкафах.

Право обслуживать гостей принадлежит только друзьям жениха, а помогают им мальчики от 7 до 10 лет. На большом деревянном подносе разносятся горячее и салаты. Каждый гость накладывает себе столько, сколько сможет съесть. Среди блюд выделяются «щи». Дунганские «щи» – это не русские щи, а особое дунганское блюдо из семи видов котлет, окрашенных в разные цвета пищевой краской. Щи можно есть с рисом, положить в кисловатый суп или по желанию есть отдельно. Котлетки очень вкусные. Из знакомых мне блюд оказалась только фунчеза. Названия других вкусностей во избежание неточностей перечислять не буду.

Вот еще одна особенность кыргызско-дунганской свадьбы. При сервировке стола тарелочки вкладываются в целлофановый пакет. Соответственно еда накладывается на пакетик. После трапезы пакетик выворачивается и «устуканом» является то, что вы не доели. Откуда взялось это ноу-хау, никто толком объяснить не смог. Главное, посуду мыть не надо, ее просто вкладывают в новый пакет.

Да, чуть не забыла, двор разделен на две половины – мужскую и женскую. Вместе с женщинами сидят и дети.

После основных блюд гости переходят в дом, чтобы там выпить чаю и угоститься сладостями. Здесь столы ломятся от всевозможных кулинарных изысков, главным из которых является не свадебный торт, а томомо, по форме напоминающее вареник. Готовится томомо из слоеного теста и начиняется орехом, кишмишом и курагой. Ну очень вкусно! Чай наливают самые красивые молодухи, которые недавно вышли замуж. Они являются украшением праздника. Молодые незамужние девушки не работают на свадьбе, они отдыхают – веселятся и танцуют. После чая гости выходят во двор. Здесь их встречает ди-джей, которому помогает еще одна сестра Халимы Зульфия Ораковна. Она представляет пришедших гостей и любой желающий может высказать свои поздравления жениху и невесте. Как правило, речь краткая и сопровождается музыкальным номером. Поздравить молодых приехали и родственники из Алматы. Петь они не стали, зато маленькая гостья Полина покорила всех танцами.

Кыргызско-дунганская свадьба – безалкогольная, но и без горячительного всем было весело, несмотря даже на разделение: когда танцуют женщины, мужчины стоят в сторонке, и наоборот. Замечу, что выступающие и танцующие получают подарки. Стимул поздравить молодых на кыргызско-дунганской свадьбе есть у всех.

 

«Мелочи» свадьбы

О том, как шло приготовление к свадьбе, рассказала Зульфия Ораковна.

– Готовились мы к свадьбе полгода. Сватали Малику по-кыргызскому обычаю: надели ей золотые сережки и заплатили калым. После сватовства родители жениха и невесты еще несколько раз ездили друг к другу в гости: согласовывали детали свадьбы, а заодно обменивались подарками – платками, отрезами тканей, одеждой, золотыми изделиями и так далее. В общем, забот и расходов хватило нам еще до свадьбы…

Свадьбу решили играть кыргызско-дунганскую. По дунганской традиции она у нас длится три дня. В первый день мы зарезали корову, чтобы мяса хватило на всех. Свежим ароматным курдаком угостили родственников, которые пришли помогать нам готовить салаты, печь булочки, торты и томомо. Несмотря на то, что все были заняты делом, в перерывах мы общались, пели и танцевали. На второй день стали приходить гости, чтобы поздравить родителей жениха. Их тоже важно хорошо угостить. Сегодня третий день свадьбы, день, когда невеста войдет в дом жениха. За ней поедет Зарип с друзьями и две молодые родственницы. Если вы думаете, что по истечении этих трех дней свадьба закончилась, то заблуждаетесь. В первый месяц наши традиции предписывают родственникам приглашать к себе молодоженов для более близкого знакомства. Опять-таки без подарков не обойтись. Дунганская свадьба – сплошные расходы и хлопоты, зато впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь, да и счастья молодым – тоже.

 

Поклоны невесты

Зарип уехал за Маликой, но вскоре вернулся один. Оказывается, невесту привезут сами родственники. В ожидании приезда Зарип с друзьями зажигал по полной. Наконец появился долгожданный свадебный кортеж. Встречать невесту вышли все гости. Малика была в красивом кыргызском национальном наряде. Ее обсыпали конфетами и мелочью, которую бросились собирать дети. Затем началось знакомство невесты с новыми родственниками. Первой поклонилась Малика бабушке Нурбїбї, которая надела ей на голову красивый платок, и так поочередно она кланялась всем и даже детям, при этом все надевали ей на голову платок. После церемонии знакомства мулла провел обряд нике и жених с невестой поехали в загс. К сожалению, что там происходило, я не знаю, но во дворе пела и плясала свадьба. Звучали кыргызские, казахские и дунганские песни и шлягеры 80-х.

Гулять на этой свадьбе сельчане будут еще не один день. А мне оставалось сказать молодым «Совет да любовь» и пожелать им долгого семейного счастья.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.