«Все вокруг колхозное, все вокруг мое…». Эти слова из знаменитой советской песни имели вполне определенный для того времени смысл: каждый советский гражданин чувствовал себя хозяином всего существовавшего и происходившего в стране. При полном отсутствии частной собственности государство повсюду позиционировало образ народа с понятием «хозяин». Большинство принимало лозунги, посмеиваясь над забугорными владельцами яхт и пароходов. Однако желание быть собственником все же проскальзывало и у нас.

Прокатившийся в начале девяностых парад суверенитетов подчистую сломал сложившуюся правовую систему, заставив каждую республику писать свое законодательство. Кто-то опирался на прежнее, кто-то выдумывал свое, добавляя опыт дальнего зарубежья. Оставшиеся в наследство земли, заводы, фабрики, учреждения получили новых хозяев. В нашу жизнь потихоньку стало входить понятие частной собственности. Законодательная база не в полной мере регулировала все реалии новых правовых отношений. То ли из-за отсутствия опыта, то ли преследуя личные цели, законы писались не для большинства, а для удовлетворения потребностей единиц.

Нынешняя ситуации не ушла далеко вперед: земельное законодательство, наверное, можно назвать самым неоднозначным и запутанным. Масса документов была принята спонтанно, по мере возникновения проблемы, вступая в противоречие с ранее принятыми законодательными актами. Не имея четкого, законодательно закрепленного механизма подхода в реализации земельных, имущественных вопросов главы муниципалитетов вынуждены постоянно сталкиваться с массой сложностей, вызывая недовольство местного населения.

В начале нынешней недели разобраться в существующих проблемах управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью попытались депутаты Жогорку Кенеша, представители Аппарата президента и правительства, представители государственных органов и органов местного самоуправления, гражданского общества, экспертов и международных организаций, собравшись на круглом столе «Актуальные вопросы управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью».

Инициатором обсуждения выступил Институт политики развития в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии в партнерстве с Британским министерством по международному развитию.

Земля, как известно, наиболее важный стратегический ресурс. Большинство богатых людей мира выгодным вложением средств считают именно приобретение земельных участков как с недвижимостью, так и без нее. В дальнейшем можно извлечь значительную прибыль, к примеру, путем сдачи имущества в аренду. По логике, большая часть земель у нас в республике должна находиться в ведении муниципалитетов, однако извлекать финансовую выгоду из такой собственности они, к сожалению, не могут, и в большинстве своем являются дотационными. Как отметила Венера Болтобаева, консультант ИПР, чтобы эффективно, а главное – без последствий для себя распоряжаться вверенным имуществом, необходимо зашить дыры нашего законодательства, коих в нем немало. Наиболее актуальными встают вопросы отсутствия нормативной базы по определению стартовой стоимости арендной платы и порядка определения лота, выставляемого на торги, отсутствие правовых основ – стратегии управления невостребованными землями. Остро стоит проблема отсутствия законодательно закрепленного единого порядка и условий предоставления земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий семеноводческим, племенным, экспериментальным и другим хозяйствам, проблема управления землями населенных пунктов, проблема трансформации земель, проблемы освоения малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

Отсутствие эффективного управления муниципальной собственностью также не приносит дохода местным бюджетам. Здесь, как и в земельных вопросах, необходимо грамотно построенное законодательство, регулирующее данный вид правоотношений. Именно отсутствие четких правовых норм, регламентирующих действия муниципалитетов, тормозит их развитие. Не желая вступать в конфликт с законом, многие главы айыл окмоту просто закрывают глаза на эти моменты, не желая создавать себе проблем. Более активные все же пытаются разобраться в ситуациях, вступая в бесконечную переписку с властными органами.

Со слов Натальи Никитенко, председателя комитета по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству Жогорку Кенеша, глубина проблемы устрашающая: сказываются последствия некоторого рода бездумной, разрозненной политики последних двадцати лет.

— У меня возникло ощущение, что предыдущим властям, может быть намеренно, было невыгодно проводить грамотную государственную политику, чтобы привести в соответствие систему управления, начиная с центрального уровня и завершая местным самоуправлением, выстроить все отношения. Когда существует много пятен в законодательстве, в такой мутной воде очень удобно развивать коррупционные схемы, заниматься рейдерством. Сегодня видны последствия такой бездумной политики, – прокомментировала Н. Никитенко.

В ходе работы круглого стола депутатам было озвучено немало проблем, с которыми сталкивается местное самоуправление. В свою очередь (а может, в преддверии предстоящих выборов) депутаты пообещали еще до конца нынешнего созыва внести необходимые изменения в действующее законодательство. Но для начала посоветовали местным властям сделать первый шаг в этом процессе – провести инвентаризацию имущества, чтобы стало ясно, чем управляет государство и муниципалитеты. Также была отмечена необходимость выстраивать четкую систему коммуникаций: очень часто на местах с опозданием узнают о вступивших в действие нормативно-правовых актах, многие просто не понимают их, поскольку никто не занимается их разъяснением. В итоге возникает поле для силовых структур и прокуратуры, подлавливающих людей на незнании, которое, как известно, не освобождает от ответственности.

В заключение участники круглого стола письменно закрепили свои предложения правительству республики в принятой резолюции.

Очень хотелось бы верить, что состоявшееся обсуждение не станет очередным событием в формальных депутатских слушаниях, а действительно сдвинет и расчистит огромный пласт нашего запутанного земельного законодательства. И уже в скором времени муниципалитеты смогут без боязни распоряжаться своим имуществом.

 

Елена ЖОЛОБОВА.

Фото автора.