Группа депутатов Жогорку Кенеша сегодня, 16 марта, внесла в парламент законопроект «О внесении изменения и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» для установления налоговых стимулов по налогу на прибыль для отечественных организаций, осуществляющих крупные инвестиции в производство на территории КР.
Законопроект направлен на создание стимула по оперативному привлечению крупных инвестиций в КР путем предоставления льготы по налогу на прибыль, говорится в справке-обосновании.
Предлагается сформировать налоговый стимул по оперативному созданию новых крупных капиталоемких промышленных предприятий в КР, продукция которых будет предназначена как для потребления на территории КР, так и для потребления в странах-членах Евразийского экономического союза.
При этом для формирования информационного потока о результатах и последствиях предоставления налоговой льготы по налогу на прибыль предлагается не применять механизм освобождения от налога на прибыль, а заменить его на использование ставки налога на прибыль в размере 0%.
Механизмы реализации:
1. Разработка статьи 221-2 Налогового кодекса КР (НК КР): «Особенности налогообложения прибыли от крупных инвестиций» с применением ставки налога на прибыль в размере 0%.
2. Право на применение особого порядка предоставляется отечественной организации КР. «Отечественная организация» — юридическое лицо, созданное в соответствии с гражданским законодательством КР (п.1 ч.1 ст. 22 НК КР).
3. Право на применение особого порядка предоставляется отечественной организации КР, которая:
1) «Осуществляет деятельность по производству и реализации товаров собственногопроизводства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории КР». Перечень производимых товаров, в том числе, включает производство подакцизных товаров и переработку полезных ископаемых;
2) «Осуществляет производство товаров на оборудовании, которое является собственностью организации или используется ей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга)».
3) «Ежемесячно в течение любого периода, состоящего из 12 месяцев, следующих подряд, уплачивает подоходный налог в сумме, не менее 150 тыс. сомов.». (50 сотрудников получают заработную плату «на руки» в размере около 30 тыс. сомов налог после уплаты подоходного налога и взносов по государственному социальному страхованию).
4) «Получила за календарный год доход от реализации произведенной продукции всумме не менее 170 млн сомов.». Данная сумма исчислена исходя из следующего подхода:
а) Размер расходов на заработную плату в сумме 30 тыс. сомов после удержания подоходного налога и социальных взносов для 50 работников с учетом подоходного налога (10%) и взносов на государственное социальное страхование (10% и 17,25%) составляет 2 млн 160 тыс. сомов в месяц;
б) Размер затрат на оплату труда составляет 15% от размера выручки от реализации произведенной продукции. Данный параметр является средним по предприятиям, осуществляющим производство продукции из импортируемого сырья. Таким образом, размер ожидаемой выручки за один месяц составляет 14,4 млн сомов, а за год – 172,8 млн сомов;
в) Для инвестиционного проекта с коэффициентом рентабельности инвестиций (ROI) в размере 10% и прибылью в размере 10% от выручки, ожидаемый объем инвестиций составит также 172,8 млн сомов.
Поскольку предлагаемый законопроект направлен на создание новых видов производства, для избежания возможных потерь государственного бюджета КР по налогу на прибыль от трансформации уже действующих производств в «новое»производство, предлагается предоставить налоговую льготу только тем предприятиям, которые будут использовать оборудование, не ввозившееся и не использовавшееся на территории КР до введения в действие предлагаемого законопроекта. Для получения права на предлагаемую льготу организация обязана использовать только оборудование, которое: «ввезено на территорию КР и не использовалось на территории КР до введения в действие настоящего закона». При этом данное оборудование может быть как новым, так и ранее использовавшимся за пределами КР.
5) «Инвестировала на приобретение и установку нового оборудования собственные или заемные средства».
6) «Имеет уставный капитал не менее 10 млн сомов.». Данная сумма обеспечивает возможность исполнить обязательства по выплате компенсаций работникам организации в случае, если результаты от инвестирования не приведут к желаемым результатам.
4. Налоговая льгота применяется в отношении прибыли, полученной в течение пяти налоговых периодов, следующих подряд, начиная с года, по итогам которого получена налогооблагаемая прибыль при соблюдении условий, наличие которых предоставляет налогоплательщику право на применение ставки налога на прибыль в размере 0% по условиям настоящего законопроекта.
5. Дивиденды, выплачиваемые отечественной организацией ее собственнику — нерезиденту КР, облагаются по ставке 0% в течение 5 лет, следующих подряд, начиная с года, по итогам которого получена прибыль, облагаемая налогом на прибыль поставке 0%. Данная льгота предоставляется в случае, если налогоплательщик ведет отдельный учет прибыли, получаемой от производства и реализации товаров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории КР.
6. Преференция не предоставляется в отношении прибыли от осуществления торговой деятельности. При этом «торговая деятельность» это «деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи».
7. Льгота не применяется в отношении деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых. При этом льгота применяться при производстве продуктов переработки полезных ископаемых. Льгота также не применяется в отношении разработки программного обеспечения, а также в отношении выполнения работ, оказания услуг, кроме переработки товаров.
8. Для целей применения льготы при расчете прибыли налогоплательщик имеет право учитывать накопленные убытки, то есть имеет право пролонгировать накопленные налоговые убытки для исчисления прибыли, получение которой приводит к началу отсчета льготного налогового периода. Убытки, понесенные в течение льготного периода, могут быть пролонгированы на период после его завершения.
Законопроект инициирован депутатами: А.А.Арапбаев, М.Ю.Абдылдаев, О.Ч.Текебаев, Ч.А.Турсунбеков, К.С.Самаков, М.И.Бакиров, Т.А.Салимов, А.Н.Измалкова, М.Г.Мадеминов, З.И.Бекбоев, И.К.Гусаров, У.С.Чолпонбаев, Дж.К.Кудайбергенов, А.Э.Суракматов, Д.А.Джумабеков, К.Дж.Рыспаев, И.А.Пирматов, Н.А.Нарматова, К.З.Мурзабеков, Н.Н.Бадыкеева, А.Ш.Султанов, У.Т.Кочкоров, Ы.К.Кадыралиева, Э.С.Иманалиева, А.А.Калмаматов, А.Ж.Эшимов, Б.Э.Торобаев