— Артур мырза, скоро будет 3 года событиям 7 апреля. Начавшемуся суду по тем событиям не видно конца. Вы тоже давали показания на судебном заседании. 7 апреля был мирный митинг или вооруженный переворот?

— Надо говорить правду, пусть даже горькую. В апрельских событиях наше государство потеряло простых граждан. Тот день – трагедия для близких погибших, раненых, тех, у кого украли имущество, сожгли учреждения, в целом для всего кыргызского народа. В связи с 7 апреля к судебной ответственности привлекли сотрудников правоохранительных органов, несмотря на точное выполнение ими Устава, они получили какую-то ответственность. Говорят, что в тот день был мирный митинг. Я бы сказал, что мирный митинг закончился сразу, как только возле предприятия «Форум» Атамбаева вышли люди, начали избивать сотрудников милиции, избили и пинали ребят из «Альфы», отобрали оружие, сожгли машины. После того как отобрали оружие, в городе Бишкеке мирный митинг закончился. Потому что люди вооружились автоматами, гранатами, пулеметами, гранатометами, а также были снайперы. Они отобрали очень много оружия. Когда угнали БТР из ГКНБ и начали стрелять из него по Белому дому, откуда взяться мирному митингу? Дело вышедших на митинг людей с чистыми сердцами и светлыми намерениями осквернили ходившие среди народа несколькими группами провокаторы, которые направили людей на неверный путь, создали условия для реализации кровавых событий.

— Имели ли право привлеченные к судебной ответственности военнослужащие стрелять в людей, пришедших с вооружением?

— У Комитета национальной безопасности, Службы государственной охраны, МВД имеются свои законы. Кроме того, согласно тем законам имеются инструкции. Если опираться на эти законы, Устав вооруженных сил, то в случае вооруженного нападения на охраняемый объект, разрушение дверей и окон здания, попытки въехать на машине, возникновение угрозы жизни сотрудников, то у стоящих в охранении сотрудников есть полное право стрелять. Более того, если отсюда стреляют в их сторону, то они имеют право открыть огонь не дожидаясь приказа.

— С каким членом Временного правительства вы встречались после 7 апреля?

— 7 апреля примерно в 12:30 часов дня мы ехали на машине по Чуйскому проспекту в сторону улицы Алмаатинской, толпы ребят забрасывали нас камнями, шли, «зачищая» улицы. Мы были вынуждены свернуть на другую улицу. В тот же день к нам, к ветеранам антитеррористической организации начала поступать информация, что Национальный банк, Телеком, Мегаком, Билайн, БТА банк, банк «Манас», «АУБ» захватили мародеры, просят большие суммы денег.

 

Раз поступает такая информация, я собрал ветеранов, сказал, что надо помочь спасти их. Пришел в Службу национальной безопасности, а там, оказалось, уже работает Дуйшобаев. Я разъяснил ему ситуацию, сказал, что Телеком, Мегаком являются стратегическими объектами, их надо сохранить, для этого нужно помочь в организационных делах. Этот человек сказал: «Сейчас у меня голова идет кругом. Ты помоги мне, возьми из ребят «Альфы». Ты и раньше работал на этой должности». Я согласился, взял ветеранов, ребят «Альфы», мы усилили охрану Национального банка, АУБа. Мы пошли в банк «Манас», там стояли 300-400 ребят и собирались поджечь его, мы остановили их. Пошли в Мегаком, Билайн, там многие ребята, назвав имена членов Временного правительства, уже вошли. На пересечении улиц Советской и Медерова около 2000 ребят шли вверх по улице, по пути громя магазины. Мы их остановили вместе с начальником Октябрьского РОВДКулуевым. После 7 апреля я помогал на основании обращения Дуйшобаева. Первым из членов Временного правительства я познакомился и разговаривал с ним.

 

— Тогда, выходит, Дуйшобаев взял вас на работу?

— Через 2 дня нас вызвали, познакомили со всеми членами Временного правительства и сказали обо мне: «Пусть этот человек работает заместителем председателя Службы безопасности. Президент вылетел на юг. Проведите операцию по их задержанию». Я сказал: «Не могу туда поехать. Чтобы поехать туда, руководителем должен быть член Временного правительства. Вы начните, я помогу». Но никто из них не захотел поехать. Все сидели отказавшись. Каждый из них «дробил камни свистом» своими предложениями: «Туда надо поехать на самолете и разбомбить их, надо полностью уничтожить» — такие слова звучали.

— Артур мырза, вам в то время Дуйшобаев говорил: «Артур, помоги нам. Вывези Бакиева из страны и спаси Временное правительство»?

— Бакиев из Бишкека выехал 7 апреля ночью, у членов Временного правительства и без ребят из «Альфы» было достаточно времени до 15 апреля для его задержания. Но Временное правительство вместо работ по их задержанию занималось болтовней: «Вы езжайте и на месте их уничтожьте». Наконец Дуйшобаев сказал: «Нельзя вам не ехать. Бакиевы выехали из Джалал-Абада в Ош, собирают весь народ. Стало трудно. Может возникнуть война между севером и югом». 15 апреля члены Временного правительства объявили «тревогу», и тот же Дуйшобаев, глядя на меня, сказал по-русски: «Спаси нашу задницу, вы должны поехать на юг».

— От кого вы получали приказы, находясь в Джалал-Абаде?

— Мы, 35 человек, отсюда вылетели на самолет в Ош. По пути из Оша в Джалал-Абад отсюда по телефону получили задание: «Бакиев уже прибыл в Узген». Ребята 1,5 часа в грязи на мосту сидели в «засаде». Оказалось, те уже давно проехали. По прибытии в Джалал-Абад через родственников Курманбека Бакиева вышли на него, еще 4 человека со мной пошли на переговоры с ним. На мосту возле дома, приставив нам к груди автоматы, проверили. При встрече с Курманбеком Бакиевым он спросил: «Я знал, что приедешь ты. Как произошло событие, которое не могло даже во сне присниться? Я не понял. Что происходит?» Выяснилось, кто-то из членов Временного правительства позвонил ему и сказал, что мы едем. Кроме того, Бекназаров, Атамбаев с целью закрыть рты молодежи, собравшейся перед Белым домом, выступили по телевизору и заранее объявили, что мы проводим спецоперацию по задержанию Бакиева.

Во время моего разговора с Курманбеком Бакиевым ему позвонили по телефону. Оказывается, ему позвонил президент БелоруссииЛукашенко. Бакиев сказал: «Вот по телефону позвонил Лукашенко. Он говорит, что произошел вооруженный переворот». Я ему ответил: «Я приехал от имени Временного правительства. Вам создается «зеленый коридор» для выезда из страны». Он говорит: «Для этого мне нужен их мандат». Я вышел на телефон приемной Дуйшобаева, Отунбаевой, разъяснил ситуацию. Они ответили: «Ты как-нибудь вывези Бакиева. Мы привезем его из аэропорта, а копию пришлем по факсу». Я обратился к Жанышу Бакиеву: «Вы должны сдаться. Все равно живым не отпустят. Расскажите перед народом, как произошли события». Он мне ответил: «Первыми стреляли они. После этого я отдал приказ. Пусть приедет международная комиссия и расследует. Даю генеральское слово, сдам оружие, сдамся». Я вышел во двор, переговорил с Отунбаевой, она ответила: «Прилетел самолет из Казахстана. На нем вывезешь Курманбека Бакиева». До этого момента Отунбаева и Дуйшобаев нам не говорили: «Вывезите Бакиева из страны». В аэропорт вместе с Курманбеком Бакиевым приехали на 4-х машинах Бакыт Калыев, родственники. Его жена с двумя детьми приехала на другой машине.

После того как Бакиев со всеми попрощался и улетел, мы предложили Бакыту Калыеву: «Ты сдайся мирным путем». Он был вынужден согласиться. По телефону позвонили Отунбаева, Сариев, Дуйшобаев, поблагодарили. Задержали Калыева, организовали задержание Жаныша, расставили посты охраны на выездных дорогах из города Джалал-Абада из сотрудников Джалал-Абадского УВД и СНБ. Настала ночь, если бы мы взяли штурмом дом Бакиева, то погибло бы много народа. Потому что во дворе ходили больше 100 молодых ребят, женщин, стариков как «живой щит». Кроме того, около 300 родственников требовали: «Освободите Калыева, иначе захватим СНБ». В то же самое время большинство сотрудников УВД Джалал-Абадской области бросили работу и начали выступать против Временного правительства. В таком положении было крайне затруднительно задерживать Жаныша Бакиева силой. Не понимающие всего этого «молодцы», многие специалисты и неспециалисты, «шакалы» топают ногами, брызжут слюной, изображая крутость, распространяют разные сплетни: «Надо было сделать вот так». К сожалению, когда наутро мы, группа из 6 человек с 5-ю автоматами, попытались задержать Жаныша дома, навстречу выступили с криками более 100 женщин, стариков и захватили нас на полчаса в заложники, мы едва вырвались. При повторном «обыске» Жаныша не нашли. Был приказ также задержать Райымбердиева. Его мы задержали. Но Временное правительство через два дня его отпустило. Мы вернулись в город 19 апреля, а здесь, оказывается, начались события в Маевке. Члены Временного правительства в течение 5-6 часов усиленно обсуждали: «Что нам делать?» Пока они пришли к определенному решению, там уже было убито несколько человек, произошли разграбления. Вечером провели собрание и мне сказали: «Мы снимаем вас с должности. Уходите в отставку». Я пошел в отдел кадров, чтобы подать в отставку, а меня, как выяснилось, Временное правительство на работу и не брало ни приказом, ни декретом. Я узнал об этом 19 апреля.

— Если члены Временного правительства боялись поехать на задержание Бакиева, не могли предотвратить события в Маевке, значит, они боролись только ради власти?

— Члены Временного правительства оказались «халявщиками». Они же говорят, мол, мы совершили революцию. Но если говорить о революции, то ее совершило не Временное правительство, а молодцы, которые погибли и были ранены. Эти пришли к власти на их крови. Посредством нас вывели Бакиева из страны. С помощью сотрудников правоохранительных органов кое-как остановили погромы в Маевке. Они оказались теми, кто все хорошие дела приписывают себе, а все плохие дела сваливают на других. Они не дадут пылинке сесть на себя, хотят показаться чистейшими. Тем не менее, они показали, что пошли на грязные дела.

— И сейчас ведь члены Временного правительства сидят во власти. Сделали ли они с тех пор какие-то выводы?

— После апрельских событий они должны были сделать для себя большой вывод. Вместо этого используют неправильную систему управления. Сидят, сваливая все подряд на людей Акаева, Бакиева, создали неудобное положение. Из Джалал-Абада и Оша поступало много информации. Вы же знаете, в городе Джалал-Абаде возникало много беспорядков. Их анализа не провели, в конце концов, это привело к кровавым ошским событиям. Накануне кровавых событий поступала информация: «Надо принять меры». А они отнеслись безразлично, равнодушно, продемонстрировали свою несостоятельность в работе. Председатель Временного правительства Роза Отунбаева выступала: «Мы ожидали кровавых событий не 11 июня, а 22 июня. Нашей главной целью была подготовка к референдуму». Временные власти желали только проведения референдума. Временное правительство должно нести всю полноту ответственности по ошским событиям. Я думаю, наступит время и за эти кровавые события Временное правительство ответит перед судом. Это докажет сама история.

— По апрельским событиям привлекают к ответственности только прежнюю власть. Тогдашней оппозиции также надо понести ответственность за то, что собрала народ, вооружила и привела к Белому дому…

— Я бы сказал так. Ясно, что прежняя власть в последнее время ступила на неправильный, грязный путь, неуместно подняла тарифы. Для сохранения власти, опираясь на законы, использовала правоохранительные органы. В то же самое время вышедшие на митинг молодые ребята неспроста ведь собрались. Были лидеры оппозиции, которые их тоже погоняли, толкали со стороны. Но они заранее заготовили себе алиби, некоторые говорят: «Мы в 4 часа освободились из заключения». Как бы там ни было, были же руководители, которые управляли ребятами на площади. Мы могли бы сказать: «Правильно, что провели мирный митинг», если бы они до конца болели за безопасность ребят, не допустили мародерства в городе. К сожалению, так ведь не произошло. Надо привлечь к ответственности и оппозиционеров-провокаторов, которые погнали ребят, привели на площадь под разными лозунгами.

— Привлеченный к ответственности бывший глава Службы безопасности М.Суталинов сказал в суде: «Мы передали власть мирным путем, написали заявления и вручили Временному правительству». Если вечером в 8 часов власть перешла к временной переходной власти, то и после этого была стрельба, ребята погибали. Кто ответит за это?

— Члены Временного правительства людей, сидевших в прежней власти, гоняли дважды. Первый раз – когда в тот день перед Белым домом погибали ребята, эти вели между собой переговоры, создали коридор для выезда из города лицам во главе с президентом, премьер-министром. Если бы болели за народ, то их можно было задержать там же на месте. Это свидетельствует о том, что эти пошли только ради власти. У Временного правительства не было права заставлять писать заявления и снимать с должностей прежних во главе с премьер-министром. Тем самым означает, что «эти» пришли с улицы и силой отобрали власть. А после этого выбрали сами себя, пошли и заняли разные должности.

— После вашего ухода с поста произошло много кровавых событий. Не было ли тогда предложений от Временного правительства, мол, поработай?

— После выезда Бакиева из страны спустя неделю Роза Отунбаева вызвала через Эдиля Байсалова, были переговоры. Создавалось новое управление, шла работа по активам, выведенным из страны бывшей властью. Мы создали отдельную комиссию, поехали в Германию, отправили Отунбаевой и Генпрокуратуре данные о счете на 400 млн. евро, которые в конце января вывел Максим Бакиев, с указанием, в какой банк переведены средства. Обязанностью руководителей было выйти на переговоры с Латвией и вернуть те деньги. Но Отунбаева на переговоры с Латвией не вышла. Потому что Временное правительство проводило неправильную политику, национализировало частную собственность граждан других государств. Потом, после возникновения кровавых событий на юге, мы сами создали группу и поехали. Сначала обратились к Временному правительству, оно вроде согласилось, а назавтра отказалось: «Если мы выдадим вам оружие, вы захватите нас, отберете власть».

— Они просили вас найти активы прежней власти, а сами вскрыли банковские ячейки. Было ли это законным делом?

— Вскрытие банковских ячеек, 16 млн. сомов, обнаруженных в Управлении делами президента – все это незаконные дела. Прикрываясь, что декретами надо сохранить общественный порядок, они делали все. Вот сейчас уточняется, кто и сколько денег брал. Когда мы для выведения Бакиева из страны поехали в Джалал-Абад, то и на нас «списали» больше 1 млн. долларов денег. Никто из поехавших туда ребят не получил ни копейки.

— Вы наверняка слышите слова, что в Кыргызстане смена власти возможна революционным путем. Возможно ли такое?

— Действующее правительство, Жогорку Кенеш, президент снова перешли к авторитарному режиму. Премьер-министр, спикер, президент все из партии СДПК. Сейчас неважно, знает или не знает работу, сможет работать или нет, во власть должны приходить люди из партии СДПК или из фракций, составивших коалицию. Наблюдающему за политическим положением в стране человеку заметно усиление политической коррупции. Поэтому зарубежные аналитики высказывают прогнозы, о которых вы говорите. Люди, сидящие у власти, прикрылись словами: «Боремся с коррупцией», но демонстрируют месть по отношению к своим оппонентам. Сейчас 4-5 депутатов сидят в заключении. По данному делу впоследствии могут произойти большие исторические дела. Кроме того, мы еще не видели и не слышали о задержании по коррупционным деяниям кого-то из фракции СДПК. Ухудшение социальной экономики, увеличение дефицита бюджета, обнищание простого народа, рост цен на товары повседневного спроса становятся подобны раздутому воздухом шару. Чем больше раздуется этот шар, он в один какой-то день лопнет. Секретарь Совета безопасности России Патрушев тоже сказал: «В Кыргызстане может произойти революция». Такое мнение высказывают вместе с экспертами западных стран и аналитики ближних стран. Вот почему они не дают нам обещанных инвестиций, боятся. Турция обещала 106 млн. долларов, Казахстан 100 млн. долларов. Сомнителен приход всех этих денег. Потому что руководители государства ухудшили инвестиционное положение. Если бы президент, руководители правительства не обижались на критику общества, оппозиции, а обратили внимание на предложения, объединили в трудной ситуации народ, подумали о целостности государства, то мы бы все поддержали и помогли.

Источник: газета «Жаны ордо» № 5 от 22.02.2013 / стр. 5 и 8