Скоро исполнится 5 лет, как мы перешли на парламентскую форму управления. Некогда навязавшие эту форму управления, ходившие по улицам с урнами в руках и проводившие референдум, говорили: «У нас будет отличное будущее», — приводили в пример многие страны с парламентским управлением. Народ, сначала переживший апрельский переворот, потом июньские столкновения, захлебывался кровью и, желая «лишь бы был мир», поддержал инициативу Временного правительства.
За время получения независимости мы не смогли внимательно вникнуть в духовную природу кыргызов, исторический опыт, политическое управление, вдумчиво проанализировать и в соответствии с этим найти путь, не отвергаемый национальным сознанием. Сразу после развала Союза мы обмякли, глядя в рот Акаеву, говорившему: Если мы примем за стержень и примем законы Америки и Швейцарии, то наша жизнь тотчас изменится, «Кыргызстан будет второй Швейцарией». Мы ждали примерно 15 лет в ожидании какого-то чуда. Сказанного Акаевым чуда не произошло. Более сообразительные люди, ранее верившие ему, сказали: «Этот лысый ни на что не способен», — начали потоками уезжать из Кыргызстана. Ну а горстка людей, влезшая за пазуху Акаева, приватизировала более 7 тысяч объектов имущества, которые были построены великим, тяжким трудом народов СССР. На полученные доходы они построили ханские дворцы, народ разделился на богатых и бедных, наша страна заняла место среди беднейших государств, мы по самое горло потонули в трясине коррупции.
В итоге сила денег подавила силу закона, нравы народа испортились. «Лишь бы своя семья была сыта, а сосед пусть даже умирает с голоду», — даже не оглянется. Такая безжалостность и сейчас впитывается в кровь и душу кыргызов, издревле бывших гостеприимным, щедрым народом. И после этого во времена Бакиева, во времена Временного правительства вместе с Основным законом изменились многие законы. Но все они не подходили, словно на обезьяну надели джинсы. Может быть, эти законы работают в других странах, но у нас не смогли заработать скопированные у них законы, не учитывающие национальных особенностей кыргызов. Сейчас мы называем партийным управлением, отдаем им преимущества, передаем судьбу страны в их руки. Мы прекрасно знаем, что народ в подавленном, жалком состоянии продаст им за деньги свои голоса на выборах. Да и сам народ знает, что разбрасывающаяся деньгами партия, придя во власть, будет заниматься сбором денег только лично для себя, за деньги пойдет на тандем даже с партией-монстром. Несмотря на это, избирая их, народ оставался заложником собственного безразличия. И теперь мы стоим на пороге парламентских выборов. Попробуем коротко остановиться на тех, кто 5 лет управляет нами, чего мы достигли при хваленом парламентском управлении.
От «честнейшего» Чыныбека до везучих СДПКовцев
До этого партия СДПК однажды входила в состав парламента во времена бакиевской власти. Народ чувствовал, что тогдашняя власть не хотела возникновения конфуза от прохождения в ЖК сплошь своей партии «Ак жол», поэтому дала немного мест коммунистам и социал-демократам. Но та власть пошла на такой шаг не из-за их красивых глаз, а после проведения нескольких диалогов с ними. Две партии, составившие меньшинство, отлично понимали, что их голоса нужны только для стенограмм. Поставим ребром вопрос: «А были ли сами чистыми члены партий?» Придется услышать ряд негативных ответов. Прежде всего, Бакыт Бешимов, любую тему начинавший озвучивать с философских вершин. В СМИ говорилось о его коррупционных делах в бытность ректором ОшГУ, и хотя назывались миллионные суммы денег, но бакиевская власть не возбуждала на этого человека уголовного дела. Было известно, стоит возбудить дело, как тут же выскочат с криками о политических гонениях. Однако, именно этот Бешимов на президентских выборах присвоил партийные деньги и сбежал в Америку, о чем рассказали его же однопартийцы. Да еще не просто сбежал, а в контексте «возникла угроза моей жизни». Спустя 5 лет со времени изгнания Бакиевых Бакыту Бешимову теперь можно рассказать, что он видел, узнал в Америке, пусть без страха приедет в Кыргызстан.
Ну а единственный сын так называемой экс-президентом Розы Отунбаевой Атай сблизился с Максимом Бакиевым, прикрываясь авторитетом матери, взял в АУБе огромный кредит, не мог выплатить его. И когда оказался в отчаянном положении, бедная мать суетилась, ёрзала, курсировала до обеда в Нарын, после обеда в Талас, стала виновницей смерти 90 ребят, совершила государственный переворот, успела сбросить с себя тяжелый груз, в том числе кредит. Наверняка неспроста после 7 апреля был ограблен АУБ. Осталось неясным, выплачен тот кредит или нет. Правда об этом известна только одному богу и Отунбаевой.
Одна из самых активных членов СДПК Ирина Карамушкина, несмотря на наличие квартиры в Бишкеке, тоже сразу воспользовалась тогдашними депутатскими льготами, ходила с жалобами: «У меня нет дома». На ее последних грубых выходках в качестве депутата фракции из сегодняшней правящей коалиции мы остановимся, когда подойдет очередь.
Дошедшая от простого бизнесмена, торгующего лекарствами, до сегодняшней должности вице-премьер-министра Дамира Ниязалиева в то время не была удовлетворена своей фракцией СДПК. Она нашла друзей, ровесников в «Ак жоле», держалась средненькой позиции, время от времени высказывала критику однопартийцам, поздней, во время президентства Розы Отунбаевой она тотчас стала лебезить перед ней: «Эжеке». Только вчера в бытность депутатом она зло нападала на главу правительства Жоомарта Оторбаева, критиковала его решения. А сегодня на лыжной базе она же: «Уважаемый Жоомарт Кайыпович!». Это хамелеонские переливы не одной лишь Дамиры Абаскановны, это истинное лицо сегодняшней власти, ее смысл и содержание. Да, кыргызские чиновники стали такими. Сегодня кыргызским народом управляют быстро выгоняемые и изменяющиеся в зависимости от условий люди. К большому сожалению, молодежь обильно «орошается» такими качествами.
«Если ты будешь чистым, я буду чистым, то и общество будет чистым» (А. Акаев)
Наш мудрый отец Исхак Раззаков полвека назад сказал выражение: «Если ты будешь чистым, я буду чистым, то и общество будет чистым». Мы не стали придерживаться этого в жизни. Эти слова Исхака Раззакова во времена власти А. Акаева в одной какой-то области выпукло крупно написали на щите билборда, а под ним поставили фамилию «А. Акаев», вместе с его фотографией установили на обочине дороги. На сказанное местным народом: «Эй, это слова Раззакова, уберите, стыдно будет», — местная власть не прислушалась. Тогда один хитрец из гущи народа приехал ночью и во всех словах «таза» стер последнюю букву «а» («таза» — чистый; «таз» — паршивый). Проезжавший на следующий день представитель местной власти прочитал «Если ты будешь паршивым, я буду паршивым, то и общество будет паршивым» А. Акаев», — и остолбенел. С одной стороны, видит, все подходит к фотографии А. Акаева. Не зная, то ли смеяться, то ли плакать, он тут же велел убрать билборд. Хотя произошла такая смехотворная история, но в реальности наш народ оказался в положении «паршивого» (у разбитого корыта). Мы теперь чувствуем наличие определенной правды, философии в том стертом призыве.
Вспомним, после смерти нашего отца Манаса кыргызы оказались под управлением «тазбайматов», что произошло с построенным Манасом государством. Вот, уже 5 лет как мы перешли к парламентскому управлению, хвастливо бьем себя кулаком в грудь, говоря: «Мы на демократическом пути». Но от этого экономика не развилась, животы бедняков не насыщены, проституция не прекращена, говоря одним словом, жизнь народа не изменилась. Мы построили общество, где никто ни за что не отвечает, обусловившее невиданный разгул коррупции. Сейчас над нами смеются все страны СНГ и более отдаленные. Раз наша власть столь привержена демократии, защищает парламентаризм, тогда почему она идет в экономический союз с тоталитарными странами?
Три раза подряд президент отдавал прерогативу формирования коалиции большинства своей партии СДПК. В правящей коалиции перебывали вообще все партии в парламенте. Но ЖК не стал трибуной, решающей судьбу народа, а превратился в трибуну взаимных торгов, или в политический базар «Дордой». Трижды сменился премьер-министр. Никто не пересчитал обновленных министров. Сегодня казна страны пуста. Мы как голодные волки стали только караулить приходящие из заграницы деньги. И хоть бы стоящая во главе правящей коалиции фракция СДПК раскрыла причины, почему не развивается экономика, если есть препятствия или мешают другие фракции, то сорвала бы с них маски. Почему она ни разу не вышла к народу с заявлением? Видимо, для них превыше всего сладость мандата, чем настоящая причина остановки развития страны. Мандат боготворят, на мандат молятся. В действительности партия СДПК не идеальная партия с твердой позицией. Хотя название этой президентской партии существует давно, но в ее составе члены постоянно сменяются, она стала потасканной как многократно выходившая замуж женщина. Будет достаточно для примера вспомнить некогда известные народу имена членов этой партии: Отунбаева, Байсалов, Кубанычбек Кадыров, Бабанов и другие.
Общественность хорошо знает, сколько раз менялся лидер этой же партии Чыныбай Турсунбеков во времена Акаева, затем Бакиева, сейчас Атамбаева, какие шаги сделал. Не будем перечислять и бередить его рану. Весь народ не родился сразу после 7 апреля. Следовательно, это по-настоящему доказывает: пришедшие к власти бизнесмены как Чыныбай мырза являются подтверждением их обязательного прихода во власть для сохранения своего бизнеса, а вовсе не народа. Дело в том, что при прежних властях многие предприниматели пострадали от рейдерства. Еще и поэтому больше половины депутатов в парламенте составляет армию одних богачей.
Можете не сомневаться, и на следующих выборах придут эти же. Потому что депутаты и чиновники ни за что не отвечают. Даже если они на завтрашних выборах выйдут к народу, но свалят на разные отговорки и выкрутятся. Если бы в наших законах конкретно прописать, что премьер-министр, министры, депутаты будут привлекаться к суровой ответственности за сделанные дела во время их нахождения в должности, то некоторые крепко бы подумали, прежде чем рваться на должности.
И вообще простой гражданин уже не может прийти депутатом в Жогорку Кенеш. Тому достаточен пример со списком СДПК: Чыныбай Турсунбеков, Асилбек Жээнбеков, Торобай Зулпукаров, Мамат Орозбаев, Эркин Сакебаев, Турсунтай Салимов, Дамира Ниязалиева, Мамытбай Салымбеков, Токтогул Туманов и другие. И после этого богачи придут в парламент для защиты собственного бизнеса, сядут депутатами ЖК, а бедолага-народ продолжит жизнь как сейчас верхом на вши. Посчитаешь средне богатых во фракции СДПК, насчитаешь только три пальца из пятерни. Потому что благодаря мандату можно сделать много дел. Все измеряется зелеными деньгами, продвижения дел вперед, защитить под своим крылом, принять необходимые для них законы: начиная от простых предпринимателей до общественных организаций, акционерных обществ, инвесторов и т.п. Значит и у чистых депутатов там при виде «зеленых» не остается выхода, вынуждены становиться «паршивыми». Причина в том, что до сего времени ни один депутат не выступил с криками, раскрывая коррупционные схемы в парламенте.
Еще одно вызывает сожаление, в стране не видно результатов парламентского управления, а в Кыргызстане прошли регистрацию 199 политических партий. Следовательно, цель сегодняшнего прихода во власть – это страсть к наживе и проглатыванию миллионов денег.
Следует в конце сказать и напомнить правду. Клявшееся именем Манаса ата Временное правительство с приходом во власть тоже показывали видом, что мигом изменят страну. Но за год их дух остыл, сели. Потом искали разные способы остаться во власти, врагов в собственном народе, перешли к отговоркам, что как будто они мешают развитию страны. Раз ты управляешь обнищавшим народом, то нельзя не работать. Здесь «спасибо» президенту, ездит по разным странам, не стыдясь просит в долг и привозит. У нас других доходов нет.