Терроризм в последние годы обретает все большие масштабы. Практически ежедневно СМИ передают сообщения о терактах и жертвах, все больше людей вовлекают в террористические группировки. Чтобы показать, какие масштабы приобретает одно из самых опасных явлений, пресс-служба ГКНБ Кыргызстана организовала для журналистов поездку в Ош. Там корреспонденту «ВБ» удалось поговорить с несколькими задержанными, которые лично отправляли людей в зону боевых конфликтов, и воевали в Сирии и Пакистане.
- Все имена изменены в интересах следствия.
Бахадыр Мойдунов, 27 лет, ранее судим. В настоящий момент находится в СИЗО №5 Оша. Задержан за терроризм, наемничество, организацию незаконного вооруженного формирования, а также за соучастие в убийстве, грабеже, разбойном нападении.
«Впервые я попал в тюрьму в 2012 году за то, что отправлял людей в афгано-пакистанскую зону. Отсидел небольшой срок – всего год. А когда освободился, уехал в Москву. Сначала работал на стройке, потом продавал сим-карты. Однажды поехал в мечеть читать намаз, и там один из знакомых по имени Фархад начал учить меня канонам религии. Чуть позже мы зашли на сайт, где было размещено видео с моджахедами — они держали в руках оружие и призывали людей к войне за ислам. Я заинтересовался, стал расспрашивать Фархада. Он объяснил мне, что эти люди призывают убивать во имя Аллаха и что идет война против кафиров (неверных, неверующих, — vb.kg). Тогда я согласился помогать мусульманам. С этого дня мы стали совершать разбойные нападения.
Разбоев много было. Сначала мы узнавали о людях все: кто они такие, куда ходят. Позже грабили их. Мне сказали, что грабить неверных и даже убивать их разрешено, ведь так делал сам пророк. Якобы он сам нападал на караваны, после чего и началась война. Грабил тех, кто не исповедует ислам. Грабежами и разбоями я занимался почти каждый день в течение трех лет. Когда избивал людей, они теряли сознание и я оставлял их. Не знаю, живы ли они.
Когда был в Москве, узнал, что были проститутки, работающие в хиджабах, они как будто издевались над нашей религией. Сначала мы с друзьями приходили к ним и просили не делать этого. Но они не послушались нас, и мы их убили. Когда били проституток, они признались, что к ним приходили какие-то люди и давали денег за то, чтобы они занимались проституцией именно в хиджабе. Всего нас было трое. Я сам лишь связал охранника, но не убивал никого из них, а те двое отрезали девушкам головы.
После Москвы я уехал в Сирию учиться воевать. Там, кстати, было мало кыргызстанцев — в основном выходцы из Кавказа и других стран. Женщин там не видел. В боевых столкновениях участвовал три раза. Первый раз, когда нападали на нас, после, когда наступали мы. Я верил в то, что если бы они были мусульманами, я бы не убивал их. Тогда я думал, что убиваю тех, кто хуже кафиров, — тех, кто читает намаз по три раза вместо пяти, и тех, кто курит анашу. Мы убивали шиитов, которые отбирали жизнь у детей.
Потом вернулся в Ош, откуда начал отправлять людей воевать. Через несколько месяцев меня задержали».
Акмалжан Ергашев, 18 лет, в настоящий момент находится в СИЗО №5 города Оша. Задержан в Турции по статье за вовлечение в террористическую деятельность.
«Два года назад я отправился в Турцию — хотел помочь брату торговать кожей и заработать денег. По приезде познакомился с другом моего брата Махмудом Рахимовым. Он был координатором террористической группы, переправляющей людей в Сирию и афгано-пакистанскую зону. Он объяснил мне принципы джихада, показал видеосюжет, где люди убивали кафиров — «неверных» исламу. А потом предложил тоже помочь джихаду. Я должен был для этого переправлять людей в зону боевых конфликтов. И я согласился.
Сам в Сирии не был, людей не убивал. Не поехал туда, потому что боялся, ведь тогда был совсем еще юным, да и возможности поехать не было. Я действительно считал, что помогаю совершать джихад. То, что это плохо и противозаконно, я тоже не понимал, потому что на тот момент у меня не было глубоких познаний в исламе. В мои обязанности входила переправка людей из старой части Стамбула в новую. Все они жили у меня дома. На содержание каждого из них мне давали примерно по $150 в месяц. За свою работу я не получал ничего, ведь я делал это во имя ислама. Мы садились на метро и доезжали до порта, потом на пароме эти люди уезжали в новую часть города. Обязанность моя заключалась только в том, чтобы кормить их, возить по Стамбулу и везде сопровождать.
Из тех 60 человек, что я переправил на войну в Сирию, знаю около 35-40. Это были люди разной национальности и разного возраста. Некоторые из них — кыргызстанцы из разных регионов. Где-то через месяц 10 человек из Сирии уехали в Россию. Я не расспрашивал их о том, что они делали. Мне запрещалось. У них у всех были свои прозвища, мое было Хамза.
Там, в Турции, есть 7-8 человек, которые так же, как и я, занимаются отправкой людей в Сирию. Мои родители и брат не знали о том, чем я занимался. Тогда они, конечно, забрали бы меня оттуда. Весной этого года я собирался вернуться домой, но был арестован. Задержать меня помог отец. Да, я раскаиваюсь в том, что сделал. Теперь понял, что особенно подвел своих родителей. И я не обижаюсь на своего отца за то, что он помог спецслужбам задержать меня, ведь он просто хочет мне помочь».
Адахам Рахимов, 22 года. Находится в СИЗО №5 Оша. Задержан за организацию незаконного вооруженного формирования, терроризм, наемничество и использование поддельных документов. Ранее находился в розыске.
«Я уроженец Ошской области. Был женат, есть двухлетняя дочь. Для меня все началось в России. Как-то ко мне пришли знакомые и завязался разговор о том, что в Пакистане нужно совершить джихад. Мне все объяснили, и я согласился.
Приехал в Кыргызстан, чтобы сделать визу в Иран, а оттуда уже улетел в пакистанский город Вазиристан. Тогда, в 2012 году, я на несколько месяцев вошел в состав «Исламского движения Узбекистана», но в боевых действиях не участвовал. Почти месяц нас учили стрелять из автоматов и пистолетов, бросать гранаты и тому подобное.
Позже я вступил в союз исламского джихада, который идет в составе ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта», — vb.kg), где и получил свое задание. Оно заключалось в том, чтобы я, приехав в Кыргызстан, переправил минеров в Узбекистан для совершения теракта. Я должен был сделать им таджикские паспорта. Для выполнения задачи я поехал в Иран, а позже в Турцию. Оттуда — в Ош, где меня и задержали. Но перед этим я находился здесь восемь месяцев — еще должен был подготовить взрывчатку и уехать в Андижан для совершения джихада, нужно было взорвать одно государственное здание.
По Интернету мне давали указания о том, как делать взрывные устройства. Для этого я заказал через Турцию 200 литров аммиачной кислоты. Мне предстояло выйти на местную террористическую ячейку, связаться с ее людьми, подготовить условия, а потом подделать документы и перевезти их через Таджикистан в Узбекистан. В тот момент я готов был умереть за идею. Думал, что делаю все правильно. Но когда меня задержали и объяснили, что это не так, я понял ошибку. Теперь знаю, что все нужно делать по канонам ислама, иначе можно заблудиться. Если мне дадут срок, то я отсижу».
Хамид Мурзаев 27 лет. В настоящий момент находится в СИЗО №5 Оша. Задержан за незаконное хранение огнестрельного оружия, террористическую деятельность, грабеж. Ранее судим.
«Я не знаю, за что меня задержали. Возможно, за разбой и побег из колонии-поселения — раньше был судим за автоугон. Меня вместе с подельниками-таджиками задержали в городе Худжанде. До этого я совершал разбои в Оше. На кого я нападал, уже не помню. Терроризмом не занимался и в Сирию не ездил, никого туда не переправлял. У меня дома нашли автомат, который мне оставил друг. Я хотел помочь деньгами своим землякам и братьям по вере, поэтому и совершал разбои. По городу ходил с автоматом в рюкзаке, который достался мне от дяди.
Меня задержали по подозрению в готовности совершить теракт в Оше, якобы я хотел напасть на здание ГКНБ и освободить задержанных за терроризм. Но таких намерений у меня не было. Я был тогда в шоковом состоянии, потому и подтвердил, что хотел напасть на здание, но на самом деле не помню, о чем говорил».
Акмалжан Рахимов, 18 лет. Находится в СИЗО №5 Оша. Задержан за наемничество, посягательство на терроризм, а также организацию незаконного вооруженного формирования
«Мне было просто интересно узнать, что такое джихад, особых целей не было. Сначала я улетел в Турцию, хотел посмотреть, как живут люди. А потом перебрался в Сирию. Там несколько месяцев проходил обучение, носил патроны. А после сбежал и снова поехал в Турцию. Там познакомился с таджиками, которые подделывали паспорта. Я тоже втянулся. А по возвращении в Ош меня задержали. Я тогда был совсем маленьким и не понимал, что делаю».
Саид Мирзагабибов, 25 лет. Находится в СИЗО ГКНБ Оша. Задержан за наемничество, вовлечение в террористическую деятельность.
«В 2013 году я из Свердловска выехал в Турцию. Пока работал официантом, познакомился с парнем по имени Шохрух. Он взял мой номер, а потом позвонил и пригласил в Сирию. Я там был шесть месяцев, из которых два проходил обучение. Четыре месяца участвовал в боевых действиях. Сам я не казнил людей, но видел, как это делал наш лидер Абдусаллах. Он зарезал четверых пленных, они были сирийскими военнослужащими. Мы похоронили их по двое в каждой могиле. После этого меня отправили в Свердловск для совершения грабежей вместе с другими уже существующими там группировками.
Там с двумя моими единомышленниками в течение трех месяцев мы грабили русских. Обычно ночью, возле кафе. В общей сложности от этих преступлений мы выручили больше 200 тысяч рублей. Эти деньги отправили в Сирию для поддержания джихада. Лично я знаю почти 40 таких людей.
Весной 2014-го те двое уехали в Сирию, а я вернулся в Кыргызстан, чтобы переправлять людей на войну. Через Ош на войну в Сирию я успел перекинуть четырех человек — двух женщин и двоих парней. Тогда меня и задержали, прямо в аэропорту «Манас» во время отправки…».
Все респонденты сейчас находятся под следствием. По словам правоохранителей, не всему в их рассказах стоит верить: то, что они рассказывают журналистам, лишь малая часть правды. И, конечно, никто не может сказать точно, сколько таких же парней в эту минуту работают по всему миру.
URL: http://www.vb.kg/298964