Рождество Христово – светлый, добрый, веселый новогодний праздник. Так же, как и на светский Новый год, православные наряжают рождественскую елку, водят хороводы, дарят детям сладости и на улицах устраивают игры и гуляния. Рождество Христово отмечают и православные, и католики.
Накануне православного Рождества наш корреспондент встретился с главой Бишкекской и Кыргызстанской епархии епископом Даниилом.
– Добрый день, владыка Даниил. Позвольте поздравить Вас с Новым годом и пожелать Вам и всем служителям церкви здоровья и успехов.
– Спасибо. И Вам того же желаю.
– Нашу беседу я хотела бы начать с вопроса: католическая община в Бишкеке уже отпраздновала Рождество. Были ли Вы в качестве почетного гостя приглашены епископом Николаем на торжественное рождественское богослужение?
– До Октябрьской революции Рождество Христово было единым праздником как для православных, так и для католиков. Всегда так было, что именно во Христе люди ждали исполнения своих надежд, изменения своей жизни. К сожалению, после Октябрьской революции по декрету пролетарского вождя Владимира Ленина был принят григорианский календарь, который используют католики, и он расходится с юлианским календарем, принятым в Православной Церкви. Потом праздник Рождество Христово отменили, заменив празднованием Нового года, а духовное ожидание оставили: вот наступит Новый год – и все изменится. Изменения же возможны лишь изнутри, счастье приходит изнутри человека. Вот почему католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные – 7 января.
Приглашения я не получал. В день католического Рождества 25 декабря я служил Божественную литургию в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского в храме Свято-Казанского женского монастыря в Кара-Балте. Надеюсь, что в будущем католическая община обязательно пригласит меня на свое рождественское богослужение.
– Кыргызстан – многонациональная страна. У каждого народа своя вера. Принято ли у Вас приглашать глав духовенства на свои торжественные мероприятия?
– Конечно. У нас будут проходить рождественские богослужения, но принять приглашение или не принимать его – личное дело каждого.
– Считается ли Рождество Христово самым главным праздником у православных?
– Самый главный праздник у христиан – это Пасха, второй, не менее значимый – Рождество. Библия делится на два откровения – Старый и Ветхий заветы. Этот праздник праздновали еще задолго до рождения Христа, только тогда он назывался праздником Боговоплощения. О появлении Иисуса Христа в Божестве мессии писал Давид в пророческих псалмах. Для понимания пророческих псалмов надо знать, что Давид, как и другие великие праведники Ветхого завета, являли собой прообраз Христа. Поэтому часто то, что он писал в первом лице, как бы о себе, например, о страданиях – в 21-м псалме, или о славе, о воскресении из мертвых в 15-м псалме, относится не к Давиду, а к Христу. Таким образом, мессианские пророчества Давида, записанные в его боговдохновенных псалмах, заложили фундамент для веры в Мессию как истинного и единосущного Сына Божия, Царя, Первосвященника и Искупителя человечества.
С рождением Иисуса началась новая эра. День, когда он родился, настолько потряс человечество, что люди именно с него начали отсчитывать новое летоисчисление. Празднование христианами Рождества начинается с момента, когда Дева Мария, не по закону человечества, родила сына, спеленала его и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда. В окрестностях в эту ночь не спали несколько пастухов, и к ним опустился с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру, чтобы воочию убедиться в сказанном, и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота. Иисус пришел избавить каждого человека от грехов. Эта новость облетела весь мир и по сей день доносит до нас весть о приходе в мир Спасителя. Иисус родился и рос не в царских одеждах, а в самой низшей простоте, и вся его жизнь до самой смерти и его воскрешения была наполнена бесконечной любовью и сопереживаниями к людям.
– Скажите, владыка, как правильно праздновать Рождество?
– 2 января начало предпразднества Рождества Христова, которое продолжается до 6 января. Рождественский пост – не самый строгий. В понедельник и пятницу церковь предписывает сухоядение один раз в день. Смысл любого поста – бороться с греховностью тела через воздержание от пищи. Запрет на ту или иную пищу – это не наказание для плоти, не способ ее изнурения, а путь к возвышению духовного начала над физическим. Поэтому к посту нужно быть готовым в первую очередь морально, нужно соизмерять свои силы с готовностью разума. В последние дни поста – со 2 по 6 января – пост усиливается. Есть рыбу и пищу с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В сочельник Рождества – 6 января – обычай требует ничего не есть до появления первой вечерней звезды.
– Ну а как же святки? Как относится православная церковь к гаданиям?
– Святочные дни – это Святые дни, в них совершается попразднество Рождества. В церкви есть удивительная возможность праздновать большие праздники не один день. Существует попразднество, которое настраивает, подготавливает к празднику, и оно может длиться несколько дней. Рождественские святки продолжаются до 19 января, то есть до Крещения. Безусловно, Православная церковь не запрещает гадания, связанные с народными традициями, как, например, гадание девушками на суженого. А вот колдовские гадания считаются бесовскими и запрещены Православной церковью.
– Можно ли работать в эти дни?
– Работать не только можно, но и нужно. Господь благословил труд, потому что через труд человек меняет свой образ, становится лучше. Есть люди, которые трудятся на Рождество, находясь на посту, – это милиционеры, врачи, пожарные и так далее. Но, если человек работает, то он должен делать свою работу с памятью о Христе, благодарить Его и добросовестно выполнять свои обязанности.
– В храмах всегда так красиво, присутствует ощущение покоя и защищенности… В чем секрет такой необычной атмосферы?
– В церковь-то приходят не только здравые, но и больные люди, у которых смута и печаль в душе, люди греховные. Они приходят сюда, чтобы приобрести спасение, потому что грех сравнивается со страшным вирусом, который никто не может победить. Церковь – это дом Божий. Здесь сам Господь защищает от мирской суеты, от грустных мыслей, как Отец, защищает своих детей. Поэтому люди чувствуют отеческое тепло, им спокойно и радостно.
– В каждом храме хранятся мощи святых, есть ли в Вашем храме мощи кого-нибудь из святых?
– Святые мощи есть в любом храме, освященном Великим чином. Но это не обязательно мощи того святого, в честь которого освящен храм. Мощи от слова «мощь» – сила, святые при жизни своей заботились о том, как послужить Богу и людям, обладали особой силой духа, особым даром. У святых святы и душа, и тело. И после смерти святого его мощи продолжают нести особую благодать и помогать людям. Мы идем в храм и прикладываемся к святым мощам, чтобы получить частичку той силы и благодати. Мощи находятся в алтаре под престолом. В маленькой шкатулке хранится частичка мощей, которую туда кладет владыка при освящении храма. Престол нельзя передвигать и шкатулку со святыми мощами никто никогда не убирает и не перемещает. В нашей церкви
есть мощи преподобного исповедника Ираклия Иссык-Кульского. Они находятся в большой деревянной раке справа от Царских врат в Свято-Воскресенском кафедральном соборе. Есть небольшие частички мощей многих святых: Киево-Печерских, Почаевских, Казахстанских.
– Скажите, пожалуйста, в последнее время все больше и больше людей обращаются к Богу. Церковь достаточно активно входит в жизнь человека, строятся храмы. Это стремление церкви расширить свое влияние?
– У людей и в советское время была тяга к церкви, просто она была ограничена определенными идеологическими рамками. Сегодня храмы строятся только по просьбе прихожан. Право на строительство дается правящим архиереем, при названии храма учитывается мнение самих прихожан. Как структура, церковь имеет свои задачи – это нравственная составляющая жизни общества, но церковь никогда никого не заставляет веровать. Ведь свобода – бесценный дар человека.
– Народ всегда ждет чуда. На Ваш взгляд, является ли мироточение икон чудом?
– Мироточение – явление довольно редкое и связано оно с предупреждением – либо больших положительных перемен, либо беды в государственном масштабе. Мне приходилось наблюдать это явление. Например, мощи святого Николая мироточат с самого начала. Различные случаи мироточения на иконах отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции. Ученые пытались с научной точки зрения объяснить происхождение мироточения, но так до сих пор, не смогли разгадать благоухание смолянистых капель, которые появляются на иконах, находящихся под стеклом. Да, это чудо.
– Вы пришли к Богу по зову души?
– Я с детства понял, что это мое. В семье никто и не спорил. Священнослужителями у меня были не родители, а прадеды. Я окончил Саратовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Священный синод Русской Православной церкви под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Даниловом монастыре назначил меня главой Бишкекской и Кыргызстанской епархии, а до этого я был епископ Уржумский и Омутнинский Даниил, в миру я – Семен Олегович Кузнецов.
– В заключение беседы хотелось бы задать еще один вопрос. В канун Рождества Христова с каким пожеланием Вы хотели бы обратиться к нашим читателям как епископ русской Православной церкви?
– Я уже многое сказал в надежде, что буду услышан. Храните веру в сердце. Умейте или старайтесь научиться подыматься над суетой нашей жизни, обращаться к небу. Перед Богом задавать самому себе неудобные вопросы о том, как я мыслю, что и как говорю и как поступаю. Эти светлые праздники всегда напоминают нам о чем-то высоком, духовно-нравственном понимании многих вещей в жизни. Помнить, что от душевной чистоты до духовной – всего один шаг. Мы должны быть внимательны к своей жизни, к близким, не забывать проявлять к ним всю любовь и нежность. Я поздравляю с Рождеством Христовым и новогодними праздниками всех ваших читателей и весь коллектив редакции. Желаю всем здоровья, успехов в грядущем году и вам в ваших трудах. Пусть всякое слово, которое вами будет сказано в вашей газете, будет только во благо жизни человека, во благо процветания нашей страны. Благословляю вас!
– Спасибо, владыка Даниил, за интересную беседу.
Нурия Шагапова.
Фото из альбома епископа ДАНИИЛА.