«Платон мне друг, но истина дороже». Так Сервантес в знаменитом романе «Дон-Кихот» сформулировал мудрость античных греческих философов, решавших непростые проблемы отношений между людьми.

Возможно, что депутаты Жогорку Кенеша что-то слышали и про Платона, и про Сократа проповедовавших мысль, что истина должны быть выше личных отношений с другом, даже близким. Не исключено, что они, в принципе, готовы подписаться под этой глубокой идеей, но только тогда, когда ни к ним, ни к их друзьям-товарищам это никакого отношения не имеет.

Уже почти полгода одна из многочисленных парламентских комиссий въедливо изучает интересующий многих вопрос: занимались ли депутаты из партии «Ата Мекен» мародерством в дни апрельского переворота 2010 года?

Напомним, что разговор о причастности господ Туратбека Мадылбекова, Райкана Тологонова, Болота Шерниязова, Омурбека Текебаева к разграблению офисов, а затем и захвату имущества, в том числе объектов недвижимости начался ещё в декабре 2011 года. Тогда трое заключенных в СИЗО-1 А. Юсупов, Д. Оморов, А. Шергазиев обратились с письмом к торага Жогорку Кенеша Ахматбеку Келдибекову, в котором откровенно рассказали о фактах рейдерских захватов имущества экс-президента Курманбека Бакиева и его родственников, в том числе и оружия, и большого количества золота, которыми руководили атамекеновцы. Тогда Келдибеков не успел дать ход делу – его весьма ловко вышиб из спикерского кресла Текебаев. После этого всё было спущено на тормозах.

Затем в начале июня 2012 года в СМИ появился документ, который под грифом «секретно» был направлен и руководителям государства, и в компетентные органы. Там весьма подробно те же сидельцы перечисляют все проделки депутатов, к которым и они были причастны. Становится известно, что именно Мадылбеков вместе с руководителем администрации президента Каптагаевым, использовав начальника Чуйского УВД Бакыта Жусубалиева, сфабриковав дело против Абдуллы Юсупова и еще двоих ребят, которые стали неудобными свидетелями, знающими до мелочей обстоятельства фактически совершенных группой депутатов парламента преступлений, спрятали их за решетку. Когда информация стала просачиваться в СМИ, арестованным позвонил сын Тологонова. Он попросил парней замолчать, пообещав, что их отпустят (предполагалось, что Тологонов профинансирует подкуп прокуратуры и судов для оправдания Юсупова, Шергазиева, Оморова). Однако этого не произошло. Самое удивительное, что и в начале лета никаких телодвижений против высокопоставленных мародеров никто не стал предпринимать.

Трудно сказать, как долго бы власть делала вид, что ничего не знает об этих дурно пахнущих делах, если бы Омурбек Текебаев не начал войну против премьер-министра Омурбека Бабанова. Раздутую историю то ли с подаренным, то ли проданным Бабанову турецкими бизнесменами жеребцом атамекеновцы преподнесли как доказательство коррумпированности премьера, которого они решили снять с должности. Вот тут кто-то и рассказал Омурбеку Токтогуловичу о сидельцах СИЗО-1 и их заявлениях против Омурбека Чиркешовича с компанией.

На войне, как говорят, все средства хороши. Естественно, Бабанов постарался выжать как можно больше из упавшей ему информации. В нарушение правил, он попросил руководство Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН) допустить в следственный изолятор группу журналистов, чтобы они могли напрямую пообщаться с Юсуповым. Уже через день депутаты от фракции «Республика» продемонстрировали коллегам видеозапись этого интервью. Что происходило дальше знают, наверное, все. Шум, скандал, расследование. По крайней мере, все – органы прокуратуры и милиции – сделали вид, что взялись серьёзно разбираться с заявлениями закрытых в СИЗО мародеров, которые решили облегчить душу, рассказав, что и как было.

Атамекеновцы во главе с Текебаевым начали активно защищаться. Первое, что они сделали, распространили биографию Юсупова, из которой следовало, что тот плут, пройдоха и мошенник. «Как можно верить словам такого человека? – вопрошал лидер социалистов. – Да на нём же клейма негде ставить». После этого только и оставалось спросить самого Текебаева, почему же он общался с таким человеком? Трудно представить, что на грабежи и мародерство пошел кристально честный человек никогда и ни в чем не замешанный. Именно мошенник Юсупов и нужен был Текебаеву. О том, что они были знакомы ещё до апрельских событий признался Тологонов. Почему-то так и не получил развития скандальный случай, когда во время очной ставки Юсупова с Тологоновым сын последнего, ранее замеченный и в хулиганстве, и в мошенничестве спокойно зашел в кабинет следователя, который как бы случайно вышел, и избил арестованного. Посещал Юсупова в СИЗО-1 и депутат Мадылбеков, имевший с ним длительные беседы. Думается, мужики обсуждали не результаты футбольных матчей. Спрашивается, стал бы депутат Мадылбеков опускаться до общения с уголовником, если бы они не были ранее знакомы и не занимались общими делами? Наверное, нет. Неоднократно этот народный избранник посещал и руководителей ГСИН. Не исключено, что он просил, чтобы к заключённому Юсупову в изоляторе относились с особым вниманием и хорошо кормили. Правда, сам Юсупов написал заявление, что после его рассказов об участии высокопоставленных атамекеновцев в грабежах, его жизни угрожает реальная опасность. Кто-то сильно захотел заткнуть рот болтливому мародёру. Кто? Вдаваться в подробности не стали, но охрану усилили.

Периодически в Жогорку Кенеше вспоминали об этом деле и тихо интересовались, как идет расследование. Члены парламентской комиссии, состоящей из десяти человек, словно следователи опрашивали многочисленных свидетелей. Картина вырисовывалась не очень благостная. Для атамекеновцев. Тут ещё Генеральная прокуратура, стараясь придавить лидеров оппозиционного «Ата-Журта», объявила о задержании сына Туратбека Мадылбекова, который непонятно каким образом стал владельцем дорогой недвижимости в самом центре Бишкека, которую потом перепродал за полмиллиона долларов (хотя поначалу просил миллион) представителям «Ата-Журта». Папа-депутат, возглавлявший в тот момент парламентский комитет по противодействию коррупции, сделал удивлённые глаза и заявил, что о делах взрослого сына он не ведает. Вполне возможно. Правда, злые языки упорно твердили, что Мадылбеков вступил в сговор с известным энергетиком Алексеем Ширшовым и за обещание закрыть все уголовные дела, которые были возбуждены на приближенного Максима Бакиева, забрал себе его особняк. Кстати, Мадылбеков даже честно написал в декларации, что его родственники именно в тяжелом 2010 году приобрели сразу три квартиры в Бишкеке. Вот до этого времени у них не было денег на жильё, они их, наверное, долго-долго копили, а после революции раз и обзавелись сразу сотнями квадратных метров недвижимости.

Для того, чтобы принять окончательное решение, одни члены комиссии настаивали, что надо просмотреть видеозаписи воспроизведений следствия по показаниям заключенных СИЗО №1. Мол, Юсупов четко показывал все объекты, на которых он был с будущими депутатами. Другие, плюнув на глубокие мысли греческих философов, решили, что как ни крути, а дружба выше истины.

«Конечно, Юсупов правильно покажет расположение комнат в офисах и домах Бакиева и его приближенных, он же был с ними связан», – неожиданно заявил Текебаев. Изворотливости Омурбека Чиркешовича можно только позавидовать. Он легко выкрутился после секс-скандала, и также ловко сейчас переводит стрелки на всех подряд.

Досталось от Текебаева и бывшему министру внутренних дел Зарылбеку Рысалиеву, который рассказывал, что во время следствия им удалось установить, что в ночь грабежей Юсупов неоднократно разговаривал по телефону с Тологоновым и Мадылбековым, причем телефон Тологонова был зафиксирован в местах мародерства. Но стоило на прошлом заседании Жогорку Кенеша Рысалиеву признаться, что со стороны Текебаева во время следствия по делу мародеров на него оказывалось давление – Текебаев звонил ему по телефону и угрожал, после чего министру пришлось написать заявление об отставке, как лидер «Ата Мекена» стал кричать, что «президент уволил Рысалиева с поста министра внутренних дел, потому что он не справился со своими обязанностями». Дальше Текебаев сразу же обвинил Рысалиева и в сговоре с Юсуповым, и в том же мародерстве.

Не отстает от своего шефа и Райкан Тологонов. «Обвинения «Ата Мекена» в причастности к мародерствам – это попытки реставрировать режим Бакиева», – без тени сомнения заявил он. По его словам, определенные силы преднамеренно очерняют тех, кто стоял у истоков апрельской революции, и пытаются приписать их к мародерам.

Можно сколько угодно говорить о чистых помыслах революционеров, а точнее устроителей государственного переворота. Но ясно одно, первым делом они кинулись грабить объекты Бакиевых, список которых у них был заготовлен заранее. Затем ринулись растаскивать деньги из банковских ячеек. По меньшей мере 80 миллионов долларов легко и, скорее всего, уже безвозвратно растворились в карманах лидеров «революции». Даже найденные в сейфах Белого дома деньги и то распихали по близким людям – Азимбек Бекназаров признался, что раздал не менее 10 миллионов сомов из 16-и, которые ему передали.

Примечательно, что в отличие от парламентской комиссии и следственное управление МВД, и Генеральная прокуратура вдруг стали заявлять, что они не нашли доказательств участия в мародерстве депутатов из правящего альянса. Но можно ли верить ангажированным следователям? Все помнят, как было проведено расследование убийства Медета Садыркулова. Тогда и милиция, и прокуратура в один голос утверждали, что произошел несчастный случай. Потом стали говорить, что на таких выводах настаивали приспешники Бакиева. Так где гарантия, что сегодняшние выводы следователей не сделаны по требованию Текебаева, который, как мы убедились, легко смог придавить премьер-министра? Стоит отметить замечание депутата Анвара Артыкова, заявившего «придет время и следователи МВД ответят перед народом за то, что, несмотря на ряд доказательств, тупо настаивали на непричастности членов «Ата Мекена» к мародерству. Следствие не приняло во внимание итоги депутатской комиссии, что говорит о предвзятом подходе». Артыков уверен, что члены следственной группы потом все равно ответят за свое «расследование».

В среду 13 февраля, когда в Жогорку Кенеше вновь вернулись к рассмотрению итогов парламентской комиссии, атамекеновцы решили, что настала пора оказать давление на депутатов, напугав их большой толпой. Уже с утра автобусами стали свозить к Белому дому толпы молодых и довольно агрессивных людей – денег для этой акции не пожалели. При этом спокойствие горожан социалистов не волновало. Они нагло перекрыли центральную транспортную артерию города – проспект Чуй. Из-за этого движение автомобилей стало затруднено. Образовались пробки. Но Текебаеву на это было плевать. Он хотел всем показать какая за ним стоит сила.

Выйдя к митингующим, Текебаев заявил, что «все, что не было разграблено Айдаром Акаевым и Максимом Бакиевым, теперь осталось у Омурбека Бабанова, который был снят с должности законным путем, но при помощи денег хочет вернуться к власти. В Кыргызстане есть прогрессивные силы, которые и впредь будут бороться с семейно-клановым режимом. Это доказывает ваш приход на площадь».

Вот так господа-мародеры ловко переводят стрелки на оппозицию, выискивая новых врагов. Ведь нынче они у власти и до определённого момента могут творить, что захотят. А потом пойдут опять грабить. Адреса их будущих поползновений, наверное, уже прописаны.

 

Александр Никсдорф.