О том, достаточно ли нашей столице средств на поддержание работы социальной сферы, рассказала в конце прошлой недели вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова на пресс-сессии, организованной Институтом политики развития (ИПР) совместно с мэрией города и DFID. В нынешнем году расходная и доходная части городской казны составили 7 074 815 000 сомов. Практически 62% из них идут на социальную сферу, то есть здравоохранение, образование, культуру и спорт, социальную защиту. Основная доля из них в размере 3 миллиардов 877 миллионов сомов приходится на здравоохранение и образование.

Статус столицы порой накладывает большие трудности в разграничении и определении государственных и местных полномочий. Из бишкекского бюджета производятся выплаты всех законодательно установленных государственных гарантий. Если взять к примеру город Ош, имеющий такой же статус, там выплаты госгарантий происходят из республиканского бюджета. Учитывая, что 62% бишкекской казны идет на социальную сферу, на развитие города остается очень маленькая сумма. Поэтому можно часто слышать нарекания горожан о плохих дорогах, отсутствии уличного освещения, обилии мусора.

Со слов Айгуль Рыскуловой, вице-мэра столицы, сегодня бюджет города не может позволить себе увеличить суммы, заложенные в нем на развитие, поэтому перед правительством ставится вопрос о передаче государственных гарантий выплачиваемых по средствам городского бюджета в республиканский бюджет.

— Мы активно в этом году начали работу по передаче государственных гарантий в области здравоохранения в республиканский бюджет – это порядка 1 млрд. 600 млн. сомов, из которых 1 млрд. 70 млн. уходят на государственные гарантии. Государственные гарантии предоставляются в нашей стране по видам заболеваний и категории населения, именно поэтому все возложено на местный бюджет. Хотя мэрия выплачивает эти деньги через Фонд обязательного медицинского страхования, финансируемый из местного бюджета.

Со слов А. Рыскуловой, мэрия города смогла бы определить свою муниципальную политику в области здравоохранения, образования и доплачивать к заработной плате работникам этих систем, в том числе производить ремонтные работы, строить школы, детские сады, закупать оборудование, проводить дополнительные мероприятия по развитию названных систем.

— К сожалению, у нас это не получается, из-за того, что все государственные гарантии выплачивает мэрия, – сказала А. Рыскулова. – У нас остается отдых, культура, куда входит и физическая культура и спорт. Объем финансирования здесь составляет порядка 270 миллионов сомов. Еще в систему культуры города Бишкек входят 28 библиотек, 15 музеев, 12 музыкальных школ, очень много музыкальных коллективов. Платят им мизерные заработные платы, мы не можем развивать их систему, хотя город мог бы позволить себе на очень хорошем уровне поддерживать сферу культуры. В том же состоянии физическая культура: это – спортивные школы, стадионы, на сегодняшний день ведется работа и по детским спортивным площадкам, но, к сожалению, денег недостаточно ни в городском бюджете, ни в местных органах. Мы можем констатировать, что бюджет города социально ориентирован, но в то же время не соответствует действующему законодательству.

Как отметила А. Рыскулова, в настоящее время ведутся переговоры с отраслевыми министерствами – здравоохранения, образования, министерством финансов, правительством. В первую очередь с 2015 года планируется решить вопрос передачи системы здравоохранения на республиканский бюджет, затем поэтапно передать систему образования – начало переговорного процесса намечено на 2015 год, завершение – к 2018 году. Но в настоящее время министерство финансов не идет навстречу, хотя было подготовлено постановление правительства о передаче системы здравоохранения на республиканский бюджет. Однако в мэрии не теряют надежду, что к концу года начатый процесс будет завершен.

Эксперт ИПР по бюджетам Асылбек Чекиров обратил внимание на то, что согласно нормам закона об основных принципах бюджетного права, когда принимается нормативно правовой акт, например, планируемая передача в 2015 году здравоохранения, то передаваемые средства действуют один год. Таким образом, в следующем году Минфину предстоит уже самостоятельно изыскивать переданную ему годом ранее сумму.

— Главная задача – необходимо остановить динамику, когда из городского бюджета поглощаются деньги, связанные с ростом зарплаты врачей и учителей. За это отвечает правительство: у него есть рычаги, у него есть Министерство экономики, налоговая служба, таможенная служба, у города таких рычагов нет, – отметил А. Чекиров.

 

Будет ли реакция?

Хлынувший в Бишкек поток внутренней миграции остро поднял вопросы переполненности школ, детских садов. Если проектная мощность школ Бишкека составляет 73,5 тысячи учащихся, то реальное наполнение составляет 111, 5 тысячи. Проектная мощность детских садов – 12,7 тысячи человек, реальное наполнение – 28,9 тысячи человек. Таким образом, превышение идет в два с половиной раза – это реальная проблемная ситуация, на которую город должен реагировать, а для этого необходимы достаточно серьезные финансовые ресурсы.

Со слов собравшихся, оплата услуг здравоохранения в Бишкеке находится в худшем состоянии, чем по всей стране. Например, по стационарам на каждый пролеченный случай стоимость услуги из средств республиканского бюджета по программе государственных гарантий составляет 4400 сомов, по городу Бишкек на эти цели выделяется 3855 сомов, следовательно, стандарт выполняется меньше чем по всей стране. Такая ситуация и по «скорой помощи» – республиканский норматив составляет 550 тысяч сомов по всей стране, Бишкек может выполнить его лишь на 377 тысяч сомов, при этом загрузка «скорой помощи» значительно выше, чем в других городах или регионах. В нормативных документах, показывающих расчет стандартов по госгарантиям, указывается, что он делается по возможностям государственного бюджета. Если бюджет города Бишкек не позволяет повысить стандарты, то, к сожалению, вырисовывается такая картина, в которой наполняемость стандартов в Бишкеке хуже чем по всей стране.

 

Куда уходят деньги?

Что понимается под финансированием социальной сферы? Если взять образование и здравоохранение, вместе получающее около 3,8 миллиардов сомов, и посмотреть внутрь этих расходов, то значительная часть их составляет защищенные статьи – это зарплата, социальные отчисления, приобретение материалов, питание. Несмотря на то, что сумма огромная, эти деньги мы, как горожане, мало ощущаем, потому что они уходят по защищенным статьям. Культуру и отдых можно отнести к чисто городским программам, финансирование по ним составляет, как уже говорилось выше, около 270 миллионов сомов. Возможно, это неплохие деньги, но для города с миллионным населением, думается, выделенных средств недостаточно. Стоит отметить, что в этих деньгах также заложены защищенные статьи, то есть зарплата сотрудников культуры и тому подобное. Таким образом, с одной стороны, объем финансирования социальной сферы кажется огромным – 62% от горбюджета, но значительная часть этих денег направляется на текущие расходы, функционирование самих сфер и в меньшей степени на их развитие.

 

Ветры перемен

Как сообщила А. Рыскулова, столица имеет городское управление социальной защиты и районные подразделения, которые выполняют функции и государственной системы социальной защиты, и муниципальной. 291 миллион сомов, предусматриваемые местным бюджетом, уходят на осуществление муниципальной политики в области социальной защиты малообеспеченных семей, одиноких престарелых, детей-сирот, лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время мэрия совместно с социальными работниками намерена разработать отдельную муниципальную социальную защиту и, начиная с 2015 года, будет введено понятие муниципального социального заказа. В решении вопросов, связанных с социальной защитой отдельных категорий населения, будут включены представители гражданского сектора, неправительственных организаций, а муниципалитет поддержит это направление финансово. Когда начнется детальная проработка бюджета на 2015 год, мэрия намерена доказать городскому кенешу необходимость финансовой поддержки названного выше направления.

Изменить подходы к работе новая команда мэрии города предлагает и городским библиотекам. Сейчас в структуре мэрии Бишкека 28 библиотек, из которых выбрано 4 пилотных, где будет осуществляться проект «Библионяня». Теперь родители смогут привести своего ребенка в библиотеку и оставить там на несколько часов, например, чтобы он выучил уроки или почитал книги, послушал рассказы библиотекарей.

Помимо этого с января следующего года будет решаться вопрос об открытии трех «новых-старых» детских садиков. В планах мэрии освободить здания детских садов, занимаемые сейчас структурами мэрии, и использовать их по прямому назначению.

 

Не вице-мэрский взгляд

Так уж установлено в жизни, что кто-то занимает высокую должность, а кому-то очень уютно быть, допустим, домохозяйкой. Но все мы, жители города, живем на одной территории и сталкиваемся с одними проблемами. Своим взглядом на жизнь города, но не с позиций должности вице-мэра, а с точки зрения его жителя, поделилась и Айгуль Рыскулова.

— Я родилась и выросла в этом городе. Конечно, сейчас очень много хорошего в Бишкеке, но и есть много негативного. Во-первых – перенаселенность. Социальная инфраструктура города – это больницы, школы, детские сады, магазины уже не выдерживают того количества людей, которые находятся здесь, потому что когда строился город, инфраструктура была рассчитана на меньшее количество людей. После этого нормального планирования города не было. Например, какой ТЭЦ была в моем детстве, такой она осталась и сегодня. Только сейчас начали думать о ее реконструкции. Помнится, начинали строить вторую ТЭЦ, так это начинание ничем и не закончилось. Сейчас строят высотные дома, но нет гарантии, что завтра в них будут вода и отопление. Многие переходят на электрическое отопление, и это довольно страшно. Представьте, если у нас случатся катаклизмы с электроэнергией, то эти дома могут замерзнуть. Очень много домов, полностью находящихся на электроотоплении или электропищеприготовлении, то есть это тоже проблема. Естественно, мы начали терять культуру. Фрунзе был очень культурным городом. У меня создается впечатление, что в Бишкеке сейчас горожан стало меньше. Необходимо разгрузить центр города: из-за огромных пробок очень сложно проехать, поэтому все центры развлечений нужно убирать из центра города, там должны остаться только административные здания, чтобы не создавать большую нагрузку. В центре города должно быть много пешеходных мест, – заключила А. Рыскулова.

На праздниках по традиции произносят тосты с пожеланиями благополучия и здравия и они, как правило, относятся к людям. Наш город – это тоже своеобразный организм, здравие и процветание которого во многом зависят от каждой его клеточки, то есть от каждого его жителя.

 

Елена ЖОЛОБОВА.