Многострадальная энергетическая отрасль Кыргызстана, а вместе с ней и народ, в очередной раз переживают трудные времена. Сколько было кризисных ситуаций за прошедшие годы, и не перечесть. Теперь вот настала очередь нынешнего президента и главы правительства оправдываться перед соотечественниками за тяжелое положение. Народ все видит и понимает. Простые люди, страдающие от энергетического кризиса, в приватных беседах говорят, что всех этих воров надо расстреливать на площадях, как это делают в Китае.

Один из непримиримых оппонентов руководства отрасли Эрнест Карыбеков давно и настойчиво критикует энергетиков и предлагает кардинальные меры для вывода отрасли из кризиса.

Нам удалось побеседовать с ним, вот что он думает о нынешней ситуации в энергетике.

Корр.: Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Первый вопрос такой: Вам известно, сколько было вложено инвестиций в энергетику и есть ли положительный эффект от этих вливаний?

Э. Карыбеков: За годы суверенитета в энергетику от иностранных инвесторов было вложено порядка двух миллиардов двухсот миллионов долларов, это почти половина внешнего долга страны. Эффективность вложенных средств почти нулевая. Во-первых, всю отрасль разделили на семь компаний, и кредитные ресурсы распределялись неравномерно. Например, ОАО «Северэлектро», которое является потребителем почти половины произведенной электроэнергии, очень много средств потратило на обмены электросчетчиков. Сначала на электронные, сейчас на «умные», они уже морально устаревают, ныне появляются так называемые билинговые счетчики на предоплате.

Также хочу сказать, что не все проекты в отрасли эффективные. Самый успешный, по моему мнению, это проект «Датка-Кемин», который проектировали еще во времена Советского Союза. Было бы еще лучше, если бы она проходила по будущей тепловой станции Кара-Кече, дальше на Балыкчы и на Алматы. Это позволило бы успешнее развивать Иссык-Кульский регион, где ощущается нехватка электроэнергии.

Другой проект – это модернизация Бишкекской ТЭЦ. Я считаю, что этот проект вообще неэффективен, ТЭЦ после модернизации будет давать 300 мегаватт электроэнергии, для производства которой будет использоваться дорогой привозной уголь из Казахстана. Это, конечно, отразится на себестоимости киловатт-часов. И это в то время, когда на Кара-Кече есть свой уголь. Надо менять проект, чтобы ставка делалась на производстве тепла для горожан, а не на производстве электроэнергии, которая должна быть побочным продуктом.

Если осуществятся проекты по строительству каскада ГЭС на реке Нарын и тепловой станции на угольном месторождении Кара-Кече, то этих ресурсов хватит нам на 50 лет, и мы даже сможем экспортировать электроэнергию.

Еще один аспект – это наши соседи по региону, как они смотрят на строительство гидроэлектростанций. Президент Узбекистана как-то высказался, что из-за воды в регионе могут произойти войны. И он прав, с соседями надо договариваться, вести переговоры, чтобы трансграничные реки, как Нарын, использовались не только в интересах одной страны, а в интересах всего региона.

Корр.: Как Вы прокомментируете назначение на пост министра энергетики Кубанычбека Турдубаева? Очередной министр обещает все наладить в отрасли. Вы с ним лично знакомы. На Ваш взгляд, справится ли он с обязанностями и выполнит ли свои обещания?

Э. Карыбеков: Это опытный человек, он долго работает в отрасли, был заместителем министра, возглавлял «Северэлектро», так что энергетику страны он знает хорошо. Вопрос здесь в другом: если правительство не поменяет программу в отрасли, направленную на разгосударствление и приватизацию, то не справится ни Турдубаев, никто другой. Надо менять всю программу. В энергетике должно быть государственное управление. В этом случае он, как исполнитель, может что-то сделать. Сам он инициировать такие реформы, чтобы изменить сложившуюся систему, думаю, не сможет, духа у него не хватит. Нашу энергетику он знает, но для выстраивания отношений с соседними государствами он должен знать и их энергосистему, их проблемы и планы, всю энергетику Центральной Азии, водный режим трансграничных рек. Этих знаний у него нет.

Корр.: Как Вы отнеслись к планам правительства по повышению тарифов на электроэнергию? Можно ли этого избежать?

Э. Карыбеков: За все эти годы коррупционеры от энергетики все серые схемы как бы узаконили своими решениями, подзаконными актами и т.п. Например, вы спросите у какого-нибудь руководителя компании, почему вы продаете электроэнергию посреднику, а не напрямую потребителю? Ведь он накручивает свою цену. А он в ответ вам предъявит кучу распоряжений, постановлений, и получается, что посредники наживаются в рамках закона за счет населения. Как раз новый министр и должен навести порядок в этих вопросах. Ведь все законы в стране, по идее, должны быть направлены на защиту интересов народа, а не частных компаний. Поэтому все эти документы, принятые в прошлые годы, должны быть аннулированы. Я думаю, что новый министр не сможет это сделать, так как все там завязано в высших эшелонах власти. Если же он пойдет на такие шаги и сделает это, то ему можно будет ставить памятник при жизни.

Вообще, я против повышения тарифов. Если, например, на ТЭЦ будет использоваться местный уголь, то экономия составит около 5-10 миллионов долларов. Также на экспорте электроэнергии можно зарабатывать для государственного бюджета намного больше, в то время как на этом получают прибыль неизвестно кто. Есть еще много способов пополнить казну государства в отрасли. Для этого надо, как я уже говорил, отменить все эти коррупционные документы, убрать всех посредников, использовать все ресурсы отрасли, и тогда можно будет вернуться к вопросу о тарифах. Сейчас же тарифы разрабатываются на основе методологий, которые международные организации разрабатывали, например, для Армении, Грузии. Там электроэнергия дорогая, но там ведь и условия другие, у них нет таких рек, как наш Нарын, нет угля и газа. У нас из 15 миллиардов кВт/часов только десятая часть вырабатывается на ТЭЦ, а остальное на электростанциях, работающих на реках. А коррупционеры выдумывают разные предпосылки, чтобы еще больше наворовать. Если всю энергосистему наладить по-умному, то она будет прибыльной, а не убыточной, как сейчас. Мне таджикские энергетики говорят, что у нас уникальная система, которую можно регулировать круглый год. А у них Нурекская ГЭС как работает? Летом водохранилище заполняется, зимой вся вода вырабатывается, и поэтому у них электроэнергии всегда не хватает.

Корр.: Что нужно сделать, чтобы исправить положение в энергетике?

Э. Карыбеков: В отрасли надо проводить глубокие реформы, для этого нужна политическая воля руководства страны. Сейчас в энергетике просто создается видимость, что что-то делается. В 2007 году была такая ситуация, и опять пришли к тому же положению.

Если человек, например, пришел в частную компанию, он будет работать в интересах этой фирмы. Если не будет, то его просто вышвырнут. А в государственной отрасли можно работать для себя, воровать и наживаться. Я боюсь, что из-за отключений, которые будут наверняка, народ снова поднимется. И это произойдет, если, как сейчас, снова на руководящих должностях будут сидеть прежние начальники, которых просто пересаживают из кресла в кресло. Есть среди них и такие, против которых возбуждались уголовные дела, но потом они были амнистированы.

Я считаю, да и все нормальные люди, конечно тоже, что если пришел руководить какой-то отраслью или компанией, надо работать на 100 процентов в интересах народа и страны, чтобы о тебе осталось доброе имя. Пока что я таких людей в энергетике, да и в стране, не вижу.

 

Беседовал Улан АЛЫМБЕКОВ.