На стене столичной гимназии №12 появилась картина Семена Чуйкова «Дочь Советской Киргизии». Правда, написанная не автором. Молодые художники, нарисовавшие её, осовременили «Дочь Советской Киргизии». Вместо книг теперь девушка в руке держит современный планшет.

У картины огромные размеры. Она нарисована на стене четырехэтажного здания. «Дочь Советской Киргизии» написана с применением трех техник и стилей художников – графики, реализма и граффити. Данный стиль является популярным в западных странах, а в Кыргызстане уличное искусство рисования только начинает набирать обороты. Горожане и гости столицы отзываются по-разному по поводу творения молодых художников.

 

— Когда я увидел эту картину, подумал: может быть, пора современным «чуйковым» создать новое творение «Дочь независимого Кыргызстана», и поместить его рядом с «Дочерью Советской Киргизии»? Но как я ни пробовал представить, как могла бы выглядеть такая картина, воображение создавало только унылые и зловещие образы.

Если уж решили скреативить, то нарисовали бы совершенно другой «шедевр», а потом к нему лепили все, что только в голову взбредет. В данном случае я считаю, что появление такой картины – отсутствие уважения к художнику и истории страны. Новое – это новое, сейчас – это сейчас, а как было тогда, так и должно быть, – считает житель столицы Жамалбек Жээнбеков.

 

— Каждый раз, когда вижу эту мозаику, вспоминаю свое детство, времена СССР: как было хорошо тогда, ведь никому не было дела, кто ты по национальности. А теперь надо в каждом втором слове упоминать, кто есть кто. По-моему мнению, красная косынка – символ «Пролетарской» Революции – и буржуазный планшет – вещи абсолютно несовместимые! Вместо планшета в комплекте с наушниками сошел бы детекторный радиоприемник. А если хочется оставить iPod, тогда заменили бы косынку на солнечные очки или другой атрибут загнивающего Запада, – заметил Максим Новиков.

 

— Сам факт граффити такого размера в центре города и попытка обыграть эту ситуацию уже заслуживает внимания и уважения к эксперименту художников. Это ответственный проект, не каждый из нас, согласитесь, сможет решиться на такое. Для меня это очень интересно. Но, с другой стороны, картина С. Чуйкова небольшая по размерам, и девочка в ней смотрится абсолютно естественно и правдоподобно. Это, конечно, шедевр, потому что отразил дух того времени. Выдернуть ее из картины, увеличить в сотни раз и перенести, сохраняя стиль Чуйкова, на огромную стену – рискованная задача, – поведал Темирбек Калыков.

 

По словам директора гимназии Елены Мундузовой, этим проектом занимались молодые художники, которые согласовали с мэрией столицы и нарисовали картину в современном стиле.

— Я не вижу здесь ничего криминального. Наоборот, всем детишкам и родителям нашей гимназии очень даже нравится. Но другие, вместо того чтобы поддержать талантливых ребят, осуждают их. Мне кажется, что «Дочь Советской Киргизии» не изменилась в худшую сторону. Практически все то же самое: целеустремленная сельская девушка в красной косынке. Одежда тоже прежняя. Только вместо двух книг нарисовали планшет. Ведь сейчас информационное время, многие дети пользуются новыми технологиями, – добавила Е. Мундузова.

 

Отметим, что такая картина в тиле граффити, причем такого размера, создана в республике впервые. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но, как говорится, о вкусах не спорят. А картина все равно смотрится очень красиво в городском интерьере и украшает стену школы.

 

Справка: Семен Чуйков написал картину «Дочь Советской Киргизии» в 1948 году. Изображенная на нем сельская девушка с книгами в одной руке и в красной, схожей с пионерским галстуком, косынке – символизирует свободу и уверенность всех советских людей Киргизии. В 1974 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением этой картины. С тех пор открытое, загорелое, серьезное лицо киргизской сельчанки стало символом нашей страны.

 

Гульзат КАСЫМКУЛОВА.