Какое, образно говоря, финансовое будущее ждет нашу республику? Возможно, об этом следует задуматься уже сейчас, ведь, как отмечают эксперты, большая часть нашего населения живет по принципу дефицита своего бюджета. Складывается он, обращаясь опять-таки к мнению экспертного сообщества, из-за отсутствия знаний о правильном распоряжении своими финансами. Обычно дети формируют отношение к деньгам, да и ко всему в жизни, ставя в пример своих родителей. Не задумываясь, дети тратят свои карманные деньги с уверенностью, что завтра они получат опять заветную сумму. Но ведь в один момент все может измениться, причин для этого много и, как следствие, в такие критические моменты мы с оглядкой назад начинаем мучить свой мозг постоянными сожалениями: «А почему же я не отложил хотя бы немного денег, ведь сейчас было бы легче…» Изменить будущую негативную реальность, как личную, так и на уровне государства возможно, необходимо лишь повысить уровень своих финансовых знаний и учиться жить по средствам.
В конце прошлой недели в рамках круглого стола «Финансовая грамотность молодежи – фактор успеха страны» состоялась дискуссия по обсуждению способов повышения финансовой грамотности молодежи, ролей государства, бизнеса и донорских организаций в этом процессе. Организаторами мероприятия выступили Институт политики развития (ИПР) совместно с Фондом поддержки образовательных инициатив, клубом частных инвесторов и кафедрой экономики Московского института открытого образования.
В ходе работы круглого стола его организаторы представили новый формат работы со школьниками – летний лагерь по финансовой и муниципальной грамотности «Муниципалитет Фин-Билим-Сити», участниками которого смогли стать в июне нынешнего года 50 детей из всех регионов республики. Отбирали ребят на конкурсной основе: каждый претендент должен был написать эссе, а конкурсная комиссия отобрала лучшие из них. Организаторы получили 160 заявок, таким образом, примерно три человека претендовали на одно место. В результате удалось отобрать очень активных и заинтересованных участников.
В лагере каждый играл свою роль как и в реальной жизни: в первые дни были выбраны органы управления – местный кенеш, состоящий из 5 депутатов, которые выбрали мэра муниципалитета и утвердили местный бюджет. Были здесь и свои министры – спорта, культуры, здравоохранения, экологии и информации. Вместе с мэром министры сформировали программу развития муниципалитета и принялись ее выполнять, остальные «жители» муниципалитета определились чем они будут заниматься и как зарабатывать деньги, необходимые для оплаты своего проживания, питания и обучения в летнем университете. Валюта муниципалитета называлась «билим».
Вначале смены каждый его «житель» получил по 21 тысячи билимов. Однако их хватило только на три дня, а уже на четвертый день пришлось думать о том, как заработать деньги и пополнить личный счет в виртуальном банке. Все финбилимовцы имели в нем несколько личных счетов: лицевой счет для расчетов, депозитный счет для накоплений, кредитный счет для заимствований. Виртуальный банк позволил детям научиться пользоваться электронными деньгами, контролировать доходы и расходы, привыкнуть к мысли о необходимости платить налоги.
Вместе с детьми в жизни муниципалитета участвовали 10 педагогов, предварительно прошедших специальное обучение, в основном это были учителя из школ тех же регионов, откуда приехали подростки. Педагоги помогали не только обеспечивать безопасность и дисциплину в лагере, но и сами стали полноправными жителями муниципалитета.
Со слов Надежды Добрецовой, председателя правления ИПР, повышение финансовой грамотности молодежи позволяет формировать ответственных граждан страны, и это именно то, чего не хватает ни системе образования, ни системе воспитания.
— Летняя школа стала уникальным сочетанием образовательных каналов о местном самоуправлении и управлении финансами, – рассказала Н. Добрецова. – Дети и педагоги играли в ролевую игру – муниципалитет, основанный на законодательстве Кыргызской Республики. Целью проекта было не просто создать детям условия для проведения летнего отдыха, мы хотели, чтобы появился определенного рода заряд, настрой, который пошел в регионы. Дети и педагоги понесли эти, пусть начальные финансовые знания, на места. Мы рады, что в проекте участвовали ребята из всех регионов нашей республики. Конечно, 50 участников маловато, нужно как минимум более 100, что будет способствовать полноценной работе муниципалитета. Для нас очень важно, чтобы носителей этой идеи было больше и самое главное людей, ее поддерживающих.
Как отметила Маргарита Байтикова – директор первой пилотной летней смены лагеря, сотрудница Фонда поддержки образовательных инициатив – тема просвещения финансовой грамотности молодежи очень необходима и актуальна.
— Сейчас детей учат только тому, что предполагает наша государственная программа, но никто не научил ребят правильно управлять их денежными средствами, карманными деньгами. Если подростки научатся правильно использовать свои карманные деньги, то бюджет семьи будет в целом верно распределяться. Этому мы и пытались их научить. Дети очень быстро вырастают, завтра они станут студентами, а потом вступят во взрослую самостоятельную жизнь. Любому политику, бизнесмену или просто родителю нужно быть финансово грамотным, чтобы содержать свою семью, дать образование детям. Самые необходимые финансовые знания и навыки, как теоретические, так и практические, мы давали ребятам, отрабатывали их в ролевых играх, спектаклях, КВН.
Участвовавшие в круглом столе финбилимовцы с восторгом рассказывали о времени, проведенном в лагере, но главное – большинство из них совсем по-другому стало относиться к деньгам.
— Этот лагерь нам дал самое ценное – знание финансовой грамотности, – поведала ученица 9 класса Сыдыкбек кызы Алия из Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. – Я научилась распоряжаться своими деньгами. Хотя сейчас я не работаю, родители дают мне карманные деньги: 10% из них я обязательно откладываю, а остальные делю на части – утро, обед, вечер, стараясь использовать их рационально. Иногда даже делаю замечание своим родителям, потому что они дают, как мне кажется, много денег, а их нужно экономить и откладывать.
После участия в лагере у Алии появилась очень благородная цель – девочка хочет поддержать местный детский дом и написать проект, который поможет провести в него Интернет. Ведь, как сказала Алия, его воспитанники лишены возможности получать много новой, интересной и актуальной информации именно из интернет-сети, а современные реалии все больше и больше погружают людей в интернет-пространство.
— До лагеря мои финансовые знания можно было оценить в процентов 20 из 100, после него они значительно увеличились и пополнились, – поделился Вадим Зимин, ученик 11 класса школы-гимназии №6 г. Кара-Балта. – Нам подробно рассказывали не только о, так сказать бытовых финансах, но и разъясняли работу банковских систем, обсуждались государственные, муниципальные бюджеты, вопросы налогообложения. Пребывание в лагере помогло мне определиться с будущей профессией, я сопоставил свои знания и навыки, поставил цели.
Веселые летние дни, проведенные в хорошей компании, надолго останутся в памяти этих 50 мальчишек и девчонок, но все же основное и главное – это то, что проект не стал лишь частичкой жизни для его участников, а имеет свое продолжение. Ребята уже сейчас работают в своих регионах над новыми проектами и помогают обрести финансовые знания всем заинтересованным в них.
Елена ЖОЛОБОВА.