Лидер парламентской фракции «Ар-Намыс» и по совместительству глава коалиции большинства в Жогорку Кенеше Феликс Кулов заметно повысил градус общественной активности в стране.
Все кому не лень стали обсуждать его инициативу по проведению референдума, на который бывший вице-президент и премьер-министр Кыргызстана предложил вынести вопрос переименования нашей страны из Кыргызской Республики в Республику Кыргыз или в Республику Кыргыз Эл. Чтобы бюллетень референдума был более насыщенным, Кулов заявил, что можно будет добавить вопросы об изменении начала учебного года, создания Президиума Верховного суда и вопрос о партийной ответственности депутатов парламента, которые совсем разболтались и плевать хотят на фракцию, её лидера и на партию, которая усадила их в кресла законодателей.
Реакция граждан не заставила себя ждать. Одни прямо заявили, что Феликсу Шаршенбаевичу просто нечего делать, и он в силу солидного возраста придумывает разные глупости. Другие стали кричать, что в государстве масса проблем в экономике, а тут предлагают переименоваться, правда, Кулов, улыбаясь заявил, что больших финансовых затрат это процесс не потребует. Надо будет заменить только несколько печатей и штампов. А название страны на картах и в атласах каждый сможет заменить сам – одно аккуратненько зачеркнёт, другое как сумеет впишет. Кто-то даже задался вопросом: «Будет ли кыргызец из Кыргыза жить лучше кыргыза из Кыргызстана?» Вопрос, конечно, риторический, ибо все знают, что не от названия страны наполняются её закрома. Да и Кулов громко сказал, что мы просто вернёмся к историческому названию, откинув чуждое нам окончание «стан», из-за этого нас часто путают с Курдистаном. Вот это правда. Испытано на себе. В одной из дальних стран полицейский, взяв мой синий паспорт и изучив обложку, спросил: «Туркия?» Что речь пошла о Курдистане понял сразу. Объяснять, что такое Кыргызстан и где он находится, было бы весьма проблематично, да и политической карты мира, чтобы ткнуть в неё пальцем, под рукой не было, поэтому, чтобы быстрее завершить разговор со стражем порядка, пошёл на государственный обман и сказал «Русия». Этого оказалось достаточно, чтобы господа в форме вернули мне документ и раскланялись. Тогда подумал, что было бы, если бы сказал «Америка». Наверное, то же самое, но произнёс первое, что пришло в голову, видимо, долгая совместная жизнь в одной стране оставила свой неистребимый след в подкорке.
И всё-таки, думается, подоплёка в смене названия страны есть, причём глубокая. Ведь не стоит забывать классическое: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Не может всё остаться по-прежнему в новой фактически стране. Авторы идеи стараются пока молчать о самом главном. Если поменяется название страны, то нужно будет, вот тут внимание – менять и Конституцию. Ту самую, которую сейчас изменить нельзя – в ней написано, что до 2020 года она должна быть незыблемой.
Далее уже начнётся самое интересное. Нельзя будет просто зачеркнуть название «Конституция Кыргызской Республики» и вписать в документ новое имя страны. Нужно будет Основной закон государства ПЕРЕПИСАТЬ. В очередной раз. Вновь станет популярной шутка местных квнщиков, что «конституция – не диктант, можно и переписать». А коль начнется переписывание, уж извините, но кто-то обязательно воспользуется моментом, чтобы подправить некоторые статьи, вызывающие сейчас споры. Тем более, что периодически раздаются призывы внести изменения. Вот ради этого, наверное, и пытаются замутить фокус с переименованием.
Кстати, всего пару недель назад Президент Алмазбек Атамбаев в выступлении по случаю 23-ей годовщины независимости республики заметил: «в последнее время в стране становится в порядке вещей, когда интересы кучки людей или какого-то одного села ставятся выше интересов государства. И это с поддержки парламента и молчаливого согласия правительства». Атамбаев задал всем прямой вопрос: «Это и есть парламентская демократия? Это и есть парламентское правление? Если благодаря парламентской системе все командуют, но никто не отвечает, если руководителями министерств и ведомств становятся люди, далёкие от их проблем и задач, посторонние люди, если берут верх популизм и охлократия, то нужна ли нам такая система? Фактически идёт полная дискредитация парламентской формы правления. И руководству парламента, лидерам фракций надо серьезно задуматься над этим».
Так скажите, где гарантия, что, серьезно подумав над словами главы государства, очень понятливый господин Кулов сам или с чьей-то подачи и решил, что настала пора подыграть Президенту и изменить форму правления в Кыргызстане. Как? Да вот так как он и начал: сначала переименовать страну, а затем, раз уж она станет новой, перекроить и её конституцию. А дальше, наверное, начнётся повторение пути, пройденного лет пятнадцать назад.
Александр НИКСДОРФ.