Галия КРЮЧКОВА. Фото автора 

С детства Эржан Конурбаев хорошо рисовал. В школе ему поручали выпускать стенгазеты, оформлять классные уголки… Он интересовался изобразительным искусством, народнымтворчеством. Любил фильмы со сценами быта народов Кавказа, где показывали большие кувшины для вина, оплетенные прутьями. Он мечтал сам оплести такой кувшин. Через десять лет его мечта все же сбылась. 

По программе «Тоолуу айылдарынын онуктурусу» в селах организовывали группы по обучению народным ремеслам. Предлагалось получить навыки изготовления войлока, пошива кыргызских национальных изделий из лоскутков и… ивоплетения. Но Эржан об этом не знал, ему потом рассказали. Дело было так: во Фрунзенский айыл окмоту прибыла делегация и показала видеофильм о предлагаемых ремеслах. Специалисты айыл окмоту, просмотрев его и поразмыслив, сказали, что это ни у кого не получится, кроме Эржана. Если только он возьмется. И предложили. Эржан очень обрадовался: ведь это была его давняя мечта! Занятия проходили в селе Сосновка Жайылского района. Проживал Эржан в Кара-Балте и каждый день в течение трех месяцев ездил на уроки. Условия были выгодные: обучение бесплатное, обед за счет организаторов проекта, дорогу наполовину также оплачивали. Преподавал курсы мастер на все руки Валерий Анатольевич Мануилов.

— Он из стекла делал изумительные вещи, – вспоминает Эржан. – Просто представить себе невозможно. А плетением занималась его супруга. Они работали вместе. Нас – учеников – было десять человек. Мы у него многому научились. По окончании курсов была организована большая выставка. Все были в восторге.

Валерий Анатольевич открыл в Бишкеке ОсОО «ЭкоТал » по изготовлению плетеной мебели и всех учеников пригласил к себе.

 — Наша контора располагалась напротив компании «Кока Кола». В. А. Мануилов все обустроил. Что мы только не изготавливали! Плели высокие барные стулья, прекрасные диваны! Кафе «Алия» в Бишкеке заказало себе в залы кресла для посетителей. После завершения работы директор кафе пригласил нас посидеть на креслах. Мы пришли и узнали каждый свое кресло. Я своё сразу нашел, узнал, потому что я его специально плел овально. Был еще один интересный заказ: у пожилого отца одной женщины намечался юбилей, она заказала для отца кресло-качалку. Мы выполнили этот заказ, вчетвером вручную работали неделю. Вся качалка была сплетена, только ножки, на которых качалось кресло, были вырезаны из дерева. За эту работу нам двенадцать тысяч сомов заплатили. Мы хотели колыбельку сделать, я даже схему нарисовал, но не успели. У Валерия Анатольевича возникли какие-то проблемы, что-то не получилось, и он закрылся. Всего полгода поработали.

Позже Эржан искал В. А. Мануилова,ходил по знакомым адресам, но никого не нашел. Мастерская была опечатана: сказали, что у хозяина долги. Поговаривали, что он перебрался на дачу, но Эржан не знал адреса. По возвращении домой Эржан оказался в центре внимания. Все его навещали, рассматривали работы, охали и ахали. Организации на выставки приглашали. Эржан везде участвовал.

— Приезжали с телевидения «Сары-Озон», – вспоминает Эржан. – Показывали какой-то французский журнал, где о моих работах рассказывалось на двух страницах, можно было на стену повесить. Но я этот журнал давно уже не могу найти.

Местные власти предлагали Эржану развивать ивоплетение в родном селе, хотели предоставить заболоченный участок для высадки ив. Дастан Сарыгулов приезжал, интересовался, хотел помочь. Потом все как-то враз забылось, Эржан увлекся бизнесом и ивоплетением занимается теперь только в свободное время, когда попросят на заказ изготовить эксклюзивный подарок.

— Делал большой подцветочник на трех ножках, – продолжает Эржан. – Часто просят подарочную бутылку спиртного оформить. Делал люстру, фруктницу. Большинство заказчиков – из Казахстана.

Старый торшер облагораживал плетением. Ежегодно просят сделать вазу на конкурс «Золотая осень» в школу.

— Как-то попросили сделать корзину в школу хотя бы из веток.  Я сделал, думал им не понравится, а детишки остались очень довольны, забрали с удовольствием.

Эржан мог бы сделать и крупный заказ, да сырья для этого маловато. То, что имеется, давно заготовил, когда имелся станок, который Эржан привез с курсов. Станок у Эржана постоянно просили, и он в результате исчез в неизвестном направлении. Купить новый негде, изготовить никто не может. Говорят, могут в Аламудуне, и то, если предоставишь схему. Но и по схеме у ребят не получилось: в чем секрет, никто не может понять.

— Станок делит ветку на три прута, – поясняет Эржан, – затем с веток снимает корицу, которая и идет в ход. Еще нужна большая ванна с нагревом типа «Аристон», где нужно кипятить воду и опускать в нее ветки. — Ветки после пятнадцати минут в кипяченой воде становятся мягкими и податливыми, – продолжает Эржан. – Хорошо получаются вещи округлой формы. Тюндюк, например. Но есть и еще одно «но»: ветки подойдут не всякие. Лучше всего суусамырская ива. Есть такая и в карабалтинском лесхозе, – вздыхает Эржан, – на крайний случай, живая изгородь, что растет возле офисов. Плакучая ива не пойдет, хотя все думают, что ветка у нее длинная и более пригодная.

От недостатка сырья Эржан придумывает другие приемы: очень красиво у него получается кокор из коньяка «Аристократ ». Опилки он смешивает с клеем ПВА, смесь становится податливой как пластилин, и наносит на поверхность тонким слоем, а по обе противоположные стороны продолжает накладывать, чтобы получился требуемый объем. Когда поверхность высыхает, сглаживает наждачной бумагой, выравнивает шпаклевкой по дереву, лакирует или окрашивает, – кому что требуется.

Многие знакомые Эржана думают, что у него дома вся мебель плетеная, эксклюзивная. Вот и читатели, поди, тоже так подумали. Однако нет: и этот сапожник без сапог. Но Эржан не для себя мечтает делать мебель, ему очень хочется открыть свою мастерскую, чтобы обучать любимому ремеслу детей, научить их видеть прекрасное через труд, чтобы и другие могли сплести кувшин своей мечты….