Как заставить органы МСУ работать так, как это нужно людям? Вопрос довольно сложный, но  небезответный. Основной способ влияния, конечно, лежит через формирование бюджета сообществ. Действующая нормативно-правовая база наделяет каждого гражданина нашей республики определенными обязанностями, вытекающими из установленных прав. Одним из таких прав является возможность участвовать и решать  вопросы местного значения. Любой бюджет – это общественные финансы, и формируется он во многом через различные платежи в казну каждого жителя нашей страны. Следовательно, все мы имеем право знать, как собираются, а главное – как расходуются эти финансы.

Чтобы создать условия открытости общественных финансов, местным властям просто необходимо быть ближе к людям, проживающим на их территориях. Формирование расходной и доходной частей бюджета местного сообщества в первую очередь должно проходить с учетом пожеланий и предложений, исходящих от его жителей. Одним из вариантов, образно говоря, сближения власть имущих с народом стали общественные слушания. Именно они помогают донести  мнения, проблемы, предложения, идеи простых граждан до лиц, принимающих решения, выступают площадкой для консультаций и поиска оптимального, сбалансированного решения вопросов или проблем по ключевым аспектам жизни сообщества.

В конце прошлой недели Институт политики развития (ИПР) в рамках реализации проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» провел пресс-сессию, на которой присутствовали эксперты ИПР и журналисты, обсудившие итоги проведенных в Иссык-Кульской и ДжалалАбадской областях  общественных слушаний местных бюджетов на 2015 год и нормы законопроекта «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

Как рассказал собравшимся специалист по муниципальным финансам ИПР Азамат Мамыт ов, благодаря грамотно и заранее проведенной информационной кампании жители сообществ пилотных районов приняли активное участие в общественных слушаниях. Являясь своеобразной площадкой, общественные слушания дают возможность простым гражданам напрямую сказать власти о своих потребностях, удовлетворение  которых позволит им работать и жить в нормальных условиях, именно поэтому крайне важно привлечение к слушаниям как можно большего числа проживающих в местности людей, не понаслышке знающих проблемы и потребности своей территории.

— Общественные слушания были проведены в 29 муниципалитетах Иссык-Кульской и ДжалалАбадской областей, – рассказывает А. Мамытов. – В13 муниципалитетах они проводились впервые. Всего в слушаниях приняли участие 2 тысячи 474 человека. От населения поступило 225 предложений, из них в проект бюджета на 2015 год внесено 132. На общественных слушаниях органы МСУ представили сообществу информацию о заложенных в нем приоритетных направлениях. Большинство жителей не владеют финансовыми и бухгалтерскими терминами, поэтому было подготовлено краткое описание бюджета в доступной для населения форме без использования специальных терминов. В свою очередь сообщество высказало свои замечания, внесло предложения, указало на приоритетные для всех сельчан направления «траты денег » и пополнения бюджета.

Как показали данные подведенных итогов, основными проблемами большинства сел пилотных областей является плохое состояние сельских дорог и мостов, отсутствие питьевой воды и детских садов, освещения и вывоза мусора. Удивили экспертов поступившие предложения по развитию культуры и спорта. Годы независимости нашей республики заставили большую часть населения по-другому посмотреть на заработок средств к существованию. Поскольку около 60% населения проживает в сельской местности, а развал устоявшейся системы стал толчком к поиску новых форм работы на селе – люди научились работать на себя.

Самыми уязвимыми участниками системного кризиса, конечно, стали сельские учреждения культуры и спорта. Как говорили в те времена многие сельские начальники: «Не до культуры, главное, чтобы люди сыты были». К счастью, эти времена постепенно ушли. Сейчас люди уже могут отложить на второй планзаботу о хлебе насущном, забыть о царившей ранее бездуховности и стремятся развивать некогда  погибшие культуру и спорт.

Также эксперт отметил, что население кроме увеличения расходной части бюджета понимает, что необходимо увеличивать доходы местного бюджета. Именно поэтому во время общественных слушаний поступили предложения по увеличению доходной части местного бюджета путем рассмотрения вопросов инвентаризации всех земель, в том числе дачных и приусадебных участков. Жители Ак-Чийского, Авлетимского и Кара-Жалского айыл окмоту указали властям, что на их территории проживают семьи, незаконно захватившие до одного гектара земель и использующие их в своих целях, при этом они не платят налоги. В Массыйском, Торт-Кульском, Кок-Иримском и Мамбетовском айыл окмоту поднимались вопросы патентированиясельхозтехники, таксистов, грузовых машин, бильярдных клубов, парикмахерских, бань, магазинов.

Заявить на слушаниях о введении дополнительных патентов довольно смело, особенно в сельской местности, где все хорошо друг друга знают. Налицо конфликт интересов. Однако люди стали более общественно активными и хотят развития своего сообщества, а не интересов частников, пользующихся общественным имуществом, например, дорогами, но никак не помогающим развитию местного сообщества. Общественные слушания дают огромный толчок развитию наших сел. Чем информированнее будут люди на местах, тем в селах будет больше экономически грамотного населения, а значит, порядка. Люди узнают, на что тратятся бюджетные деньги, следовательно, повысится доверие к власти. Напрямую затрагивает права и интересы муниципальных служащих представленный на пресс-сессии специалистом по муниципальной службе ИПР Нурдином Кумушбековым законопроект «О государственной гражданской службе и  муниципальной службе».

Как отметил эксперт, разработан он был Государственной кадровой службой. Основная цель – не объединить, а приравнять муниципальную службу по статусу к государственной. В настоящее время существуют два отдельных закона: закон «О государственной службе» и закон «О муниципальной службе». В них определены критерии отнесения к названным видам служб. Однако существующее положение усугубляет статус муниципальных служащих, делая их своеобразным, не особо нужным «младшим братом».

Например, при трудоустройстве на госслужбу стаж работы в муниципалитете не учитывается, существуют разные сетки оплаты труда. И таких «разниц» – немало. В принципе, суть работы как государственных служащих, так и муниципальных направлена на позитивное развитие нашей республики как на местном, так и на государственном уровнях. Так почему же муниципальные служащие стали «пятой колонной » в государственной структуре? Расставить все точки на «i» поможет предлагаемый законопроект.

— С момента его вынесения на общественные обсуждения в среднем поступило около ста предложений от участников. Более 30% из них внесены. В ближайшее время законопроект будет передан в правительство для дальнейшего прохождения в рамках законодательных процедур,  – поделился информацией Н. Кумушбеков. Со слов эксперта, предложенный законопроект предлагает уравнять статус государственнойи муниципальной служб, возникнет возможность ротации, вводится единая система оплаты труда. Законопроектом сформулировано  новое определение государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан в государственных органах, в которую входит гражданская служба, ее понятие действующие законы не дают, выделены другие службы – это военная, правоохранительная и дипломатическая. Их статус также не определяется действующими законами.

С принятием законопроекта необходимо будет привести в соответствие и сопутствующее ему законодательство. Насколько наше государство выберет цивилизованный путь развития – в большинстве своем зависит от активности участия его граждан во всех происходящих процессах, будь то общественные слушания бюджета либо обсуждение законопроекта. Поэтому нам всегда следует помнить одну мудрость: «Человек сам творец своей судьбы», и то, насколько  комфортной будет его жизнь в масштабе государства, всецело зависит от его непосредственного участия в ней