РАВНЕНИЕ НА СТАРШИХ
В семье Надежды Григорьевны Катунцевой все любили заниматься рукоделием. На папе дом держался. Мама вязала шали. Пряжа у нее была тоньше, чем у других. Старшая сестра Люба много вышивала.Ее лучшие работы – два настенных ковра. Один – «взрослый », как его называли в семье, – был выполнен ярким орнаментом. На втором – «детском », – он висел над детской кроваткой, были изображены сказочные герои и медведи.
Маленькая Надя восхищалась мастерством сестры, во всем помогала ей, старалась, по улицам зря не гоняла. Мама и Люба были для Нади примером. — А что значит вышивать ковры? – как бы спрашивает Надежда Григорьевна и тут же сама отвечает, – это нужно использовать болгарский крест: более крупный и сложный, без пробелов, крест на крест в виде звезды. Нити для ковров нужны были соответственно толще. Что мы делали? Покупали в магазине мужские шерстяные носки, дешевые кофты и распускали. Их нити и использовали в работе. Я помогала распускать вещи и наматывать клубки. В пятом классе Надя начала вышивать сама. Но была проблема: отсутствие рисунков. Многие вышивальщицы их разрабатывали сами, но это было очень трудно. Надежде Григорьевне повезло: брат учился в Московской академии и высылал оттуда сестричке рисунки.
— А как мы раньше вышивали? – продолжила Надежда Григорьевна. – К обычной ткани пришивали пециальную сетку – канву – для вышивания крестом, и по ней вышивали. Когда заканчивали, от сетки избавлялись, легко вытягивая ее нити. Рисунок оставался. Сейчас-то можно везде приобрести ткань с азметкой в клеточку и указанием цвета. А тогда…
В этот же год семья Нади переехала из Кемеровской области в Кара-Балту. На новом месте вышивание было временно забыто: Надя пристрастилась к новому виду рукоделия – вязанию на спицах и крючком. Параллельно с удовольствием занималась шитьем, особенно по выкройкам журнала «Бурда », который в те времена было очень трудно достать. Ни на день не расставаясь с хобби, Надежда окончила техникум советской торговли во Фрунзе, экономический факультет КГНУ, работала инструктором и заведующей отделом райкома комсомола, тридцать шесть лет преподавала спецдисциплины в профессиональном лицее №105. За успехи в работе была награждена медалью «За доблестный труд».
Она вязала и шила вещи сначала себе, выйдя замуж – детям и мужу. Семья была «обвязана » с головы до ног. Это были головные уборы, носки, разнообразные кофты и свитера, пончо, комбинезоны, курточки. Сшитыми творениями оформила свою комнату и свободные стены в доме. Врачи требовали беречь зрение, но Надежда Григорьевна поясняла, что жить без рукоделия не сможет и с тоски по любимому занятию заболеет чем-нибудь другим. И теперь каждый уголок в доме Надежды Григорьевны заполнен ее вышивкой. В спальне – освященные в церкви лики православных святых, в бывшей кухне – триптих на тему кухонной утвари, а в ее личной комнате – каких только тем не увидишь: «Дворянское собрание », множество пейзажей со всего мира, изображения животных, знаки Зодиака, портреты…
— А сколько у меня идей! – восклицает Надежда Григорьевна. – Пойдемте посмотрим! – Она открывает шкаф в своей комнате и показывает радугу нитей мулине в большом коробе и кипы журналов по вязанию, а затем быстро уводит меня на кухню, где под диванчиком раскрывает тайник – продолжение склада с основами и рисунками для вышивок, подарочные наборы от друзей. Показав все, Надежда Григорьевна усаживается на диванчик и продолжает бодро и быстро рассказывать о любимой вышивке. Голос у нее звонкий, как у диктора, речь поставлена – педагог с многолетним стажем, и еще успевает много читать. Слушать её одно удовольствие!
ХОББИ СТАЛО БИЗНЕСОМ
Сыну Надежды Григорьевны Юрию передалось увлечение рукоделием. Учась в школе, он вязал крючком конвертики-сумочки на веревочке и дарил их девочкам-соседкам. Все были в восторге. Несколько позже он вместе с папой заинтересовался плетением макраме. Вдвоем они много создали интересных поделок! Все демонстрировалось на школьных и городских выставках, было отмечено жюри. Сотворили во всю стену жар- птицу, которую уже и не помнят, куда подевали. Затем сын окончил школу с серебряной медалью, политехнический институт в Бишкеке. Уже пятнадцать лет как живет в Америке и работает программистом.
Однажды Юрий с супругой Леной, уже живя в Америке, пришли в гости к приятелям и узнали об их побочном заработке – рукоделии. Друзья открыли сайт и продавали через интернет- магазин свои поделки. Придя домой, Елена напомнила Юрию о его школьном увлечении макраме и предложила возобновить хобби. Так у них появился собственный бизнес. Они также открыли интернетмагазин, веб-сайт и вот уже несколько лет от заказчиков нет отбоя. Порой засиживаются по ночам. Игорь плетет изделия, а Лена украшает их бусинками, камнями, кожей, которые выписывают из Индии. Вместо застежек придумали узелки, с помощью которых можно сначала удлинить вещь, а затем укоротить, придав необходимую длину. Быстро прикрепляют к готовому изделию этикетку, упаковывают в свой фирменный конверт и на почту. Медлить нельзя – нужно уложиться в трехдневный срок, чтобы не потерять клиента.
Конкурентов много, и поэтому Юрий с Еленой на месте не топчутся, как говорит Надежда Григорьевна, а ежедневно создают что-то новенькое и сразу размещают фото на своем сайте. Их изделия пользуются большой популярностью и спросом, потому что некоторые имеют значение оберега.
ИНОЕ ПРИЗВАНИЕ
Дочь Лариса работает учительницей младших классов в школе–гимназии №6 г. КараБалта. Несколько лет работала завучем в другой городской школе. Трудолюбива, исполнительна. Однажды супруг сказал Надежде Григорьевне в шутку: «Всех учишь вязать, а дочь не научила».
Лариса это услышала. После этого по вечерам стала уединяться в своей комнате, чем-то увлеченно занималась.
Потом через несколько дней показала домашним длинную вязаную ленту со сложным узором. — Она, как я, любит добиваться цели, – говорит Надежда Григорьевна. – Но педагогика победила. Ей Лариса отдает все свое время.
ТВОРЕЦ И ВО ВСЁМ ОПОРА
Супруг Надежды Григорьевны – на все руки мастер. Строитель по образованию, он и в доме много построил и преобразил, чтобы домашним было уютно и комфортно: утеплил холодную веранду, превратив ее в две дополнительные комнаты, которые разделил необычной перегородкой. Куда ни глянь – везде чувствуется рука рачительного хозяина. Он и сейчас хлопочет по хозяйству, что-то мастерит… Вместе с Надеждой Григорьевной они прожили сорок восемь лет душа в душу. Что же хозяйка сотворит к их золотому юбилею?
«ВЫШИВКОЙ Я ЕЩЁ НЕ ПЕРЕБОЛЕЛА»
— Едва появляется свободное время, я прыг на свой диванчик и вышиваю. А вечерком обязательно книга, кроссворды, судоку – без этого не ложусь спать!
Три года назад Надежда Григорьевна от сотрудницы «заразилась » коллекционированием сувениров в виде лягушек. Но вышивку не бросила. Дел у Надежды Григорьевны – великое множество. Возле любимой швейной машинки всегда ожидает стопка вещей, требующих ремонта. Огород манит урожаем. Морозильная камера ждет заполнения. — Очень переживаю за Украину, – с грустью сказала в конце нашей беседы Надежда Григорьевна.
– Раньше ведь жили одной семьей. Главное, чтобы на их примере другие государства берегли мир. Это самое ценное для нас!