Нурия ШАГАПОВА.

Сюжет мультфильма «Мама для мамонтенка» довольно прост – о самом теплом чувстве – любви детей к своим родителям. Малыш-мамонтенок, оттаявший во льдах от солнечных лучей, ищет свою маму. Мир не без добрых зверей и, конечно же, ему в этом помогают самые разные животные. Строка из песенки мамонтенка, написанная композитором Владимиром Шаинским, «Ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети….» не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, поэтому мультик со счастливым концом так популярен и сегодня.

В минувшее воскресенье в селе Новопавловка Сокулукского района благодаря сотрудникам Национального общества Красного Полумесяца с семьей Абдалиевых на связь по Skypу вышел из далекого Мозамбика 24-летний парень по имени Сальвадор, который всю свою сознательную жизнь тоже искал свою маму.

Так как мы приехали раньше назначенного времени, нам удалось поговорить с его бабушкой Сайнап, которая рассказала нам о начале этой истории.

«Прощай жена! Здравствуй, мама!»

Сайнап апа работала свекловичницей в колхозе, а после замужества занималась домашним хозяйством и воспитывала детей, их у нее было пятнадцать. Осталось десять, пятеро умерли в разном возрасте. Залинка – мама Сальвадора, у нее седьмой по счету ребенок.

– Она родилась очень красивой девочкой, – рассказывает Сайнап апа. – Правда, не гулила, как все дети, и тихая была, только по личику можно было определить, что она плачет. Поскольку Залинка росла здоровым ребенком, я на это не обращала внимания. Потом девочка начала ползать, сделала свои первые шаги, но не говорила. Ей было года три-четыре, когда я обратилась к врачу. Оказалось, у дочери с рождения были проблемы со слухом, однако шанс вылечить ребенка я упустила. Залинка осталась глухонемой на всю жизнь. Я очень виновата перед дочерью, – тяжело вздохнула Сайнап апа и продолжила. – Дочка окончила восемь классов в школе глухонемых во Фрунзе и начала работать портнихой в одном из столичных ателье. Когда и где она познакомилась с Сальвадором – отцом ребенка, я не знаю. Видеть-то его мы видели: темнокожий парень часто провожал Залинку и бывал у нас дома. Знали мы о нем только то, что в 1988 году он приехал из Анголы и учился по контракту в авиационном училище. Больше ничего. С нами Сальвадор общался на русском языке, а с Залинкой переписывался. И дочь, и Сальвадор имели при себе блокнотики. То, что они любят друг друга, было видно, поэтому, когда Сальвадор пришел к нам с друзьями и официально попросил руки дочери, никто из домашних не удивился. В день сватовства с ними говорил мой муж. Я же была занята другими делами – готовила куурдак и накрывала на стол. Потом был обряд нике и Сальвадор надел кольцо на палец Залинки.

Большую часть времени зять жил в общежитии, а иногда приходил и оставался ночевать у нас. В этой самой комнате, где установили Skyp, и жили молодые. 30 января 1990 года родился малыш. Мы хотели назвать его Тилеком, но Сальвадор настоял на том, чтобы назвать сына своим именем.  Он был очень внимательным и добрым отцом. Для малыша купил все необходимое и коляску тоже. Месяца через три зять уговорил Залинку уйти жить на квартиру. Мы, конечно, не возражали: молодые должны жить отдельно. Тогда никто из нас не знал, что через четыре месяца заканчивается его контракт. Видимо, чтобы уговорить Залинку без свидетелей подписать разрешительные бумаги на вывоз ребенка, Сальвадор все это и задумал, – уверены Сайнап апа и все близкие Залинки.

Муж предлагал жене поехать вместе с ним в Анголу, но такой вариант, мягко говоря, испугал ее. Глухонемая женщина не была готова уехать даже с любимым в совершенно незнакомую страну с чужой культурой, традициями и обычаями. Она подписала справки с условием, что Сальвадор вернется, даже не догадавшись записать его данные, не обговорив, как будут поддерживать связь друг с другом. В аэропорту Сальвадор обнял жену.

– Прощай, Залинка, я приеду…

Эти слова она прочитала по губам мужа. Сыну было всего 7 месяцев, когда она в послед-ний раз видела его.

Проводив мужа с сыном, Залинка жила некоторое время одна, но так как вестей из Анголы не было, вернулась в отчий дом, сознавая, что Сальвадор просто обманул ее. Чтобы ничего не напоминало ей о сыне, убитая горем Залинка поменяла место жительства – уехала в другой район, а потом вышла замуж. Детей у нее больше не было. Сальвадор был ее единственным ребенком. Три года назад она потеряла мужа и снова вернулась к матери. В настоящее время безработная Залинка ведет домашнее хозяйство и занимается огородом.

Наконец сотрудники Красного Полумесяца включили связь, и впервые увидела внука

74-летняя Сайнап апа, тетя Жамиля и другие родственники.

24 года Залинка ничего не знала о сыне, жив ли он, здоров ли… Она не могла поверить известию, что ее сын, ее кровинушка, которого она считала потерянным навсегда, нашел ее. Когда на экране появилось улыбающееся лицо парня с азиатскими чертами, на английском сказавший: «Здравствуй, мама, я так долго искал тебя и, наконец, нашел», Залинка заплакала.

– Сынок, мой сынок, я так счастлива, ты так похож на меня! – перевела жесты Залинки сурдопереводчик, а та схватилась за сердце и потеряла сознание.

Сальвадор-младший

После окончания учебы Сальвадор-старший вернулся с сыном на Родину. Вскоре он женился на своей соотечественнице, а сына передал на попечение матери своего друга, которая жила в Мозамбике. О своих родителях он не упоминал во Фрунзе, не упомянул о родных дедушке и бабушке и Сальвадор-младший. Вопрос, почему совершенно чужая женщина воспитывала его, не возник и у кыргызских родственников. Опустим его и мы. Сальвадор – очень веселый и красивый юноша. Несмотря на то, что он все время улыбался, его волнение было очевидным. Вначале он немного рассказал о себе.

– Женщина, которая заменила мне мать, никогда не скрывала от меня, что я ее приемный сын, но любит меня как родного. Сколько я себя помню, она всегда говорила мне, что моя настоящая мать живет во Фрунзе, и что я должен найти ее. Да я и сам понимал, что во мне течет другая кровь, потому что отличался внешностью от своих друзей и более светлой кожей. После окончания школы я поступил в университет. Отец никогда меня не забывал. Все годы я спрашивал у него, почему и как он потерял связь с мамой, как вообще такое могло случиться. Но он не мог объяснить мне своего поступка. У него была только одна фотография мамы, которую он впоследствии передал мне. Я благодарен ему за то, что он всегда тепло отзывался о ней. С детства у меня была мечта найти свою маму, но серьезно ее поиски я начал уже став взрослым: обращался в различные организации, но безуспешно. И вот, буквально чуть более месяца назад я наткнулся на информацию о службе розыска Красного Полумесяца Кыргызстана и, скрестив пальцы, подал заявку на поиски мамы. Мне повезло, я нашел ее. Я живу в Мозамбике, учусь в университете и работаю в крупной компании. Два года назад женился.

Рядом с Сальвадором появилась обаятельная женщина.

– Это моя жена Эдна, она на два года старше меня, – представил он ее вновь обретенным родственникам. – До свадьбы мы жили вместе с мамой, а совсем недавно с женой переехали в новую квартиру. Она находится в 15 минутах езды от дома приемной мамы. Видимся с ней каждую неделю, а созваниваемся ежедневно. Через месяц у нас должна родиться дочь. Мы с Эдной уже думаем, как назвать малышку, возможно, Залинкой, а может быть, назовем ее именем моей приемной матери. Пока не знаю. Самое главное, чтобы у нашего ребенка была полноценная семья и счастливое детство.

В ходе беседы бабушка Сайнап показала внуку дедушкин портрет, комнату, где жили его родители, и сообщила, что его мама бережно хранит номерок, пояснив, что такие номерки привязывают новорожденным на ручки в роддоме, чем тронула Сальвадора до слез.

Находясь на другом краю Земли, Сальвадор и Эдна волновались за Залинку и все время спрашивали, как она себя чувствует. Им ответили, что после успокоительного она за-снула и выйти на связь, к сожалению, не сможет.

– Передайте ей, чтобы поправлялась и что я теперь ее никогда не потеряю. Мы всегда будем вместе, – несколько раз повторил Сальвадор.

Прощаясь с внуком, бабушка Сайнап пригласила его в гости на свою Родину.

– До свидания! Мы обязательно приедем вместе с отцом в январе следующего года, – пообещал внук бабушке.

Как нашли Залинку, рассказала координатор программы Национального общества Красного Полумесяца Салтанат Абдыжапарова.

– Поиск занял более месяца – совсем ничего по сравнению с периодом, потраченным Сальвадором на поиски мамы. У нас дело осложнялось тем, что фамилия и имя в заявке поиска были искажены. Сама Залинка потеряла паспорт, на учете нигде не состояла, поэтому на все запросы в районы республики мы получали отрицательный ответ. После долгих безуспешных поисков мы решили обратиться в Общество слепых и глухонемых. Там нам сказали, что есть Залинка Абдалиева, а найти ее по настоящей фамилии нам не составило труда.

Вот так закончилась, а возможно, только началась история о мальчике, который мечтал найти и нашел свою маму. Мир не без добрых людей, и искали маму Сальвадора многие, а теперь, когда она нашлась, их встреча обязательно состоится.

Фото автора и координатора программы Национального общества Красного Полумесяца Салтанат АБДЫЖАПАРОВОЙ.