Виа Долороза – Путь Скорби или Крестный путь Иисуса, определенный католической церковью, начинается с места, на котором Иисуса приговорили к казни и произвели торжественное бичевание. Произошло это у крепости Антония или Антониевой башни (иначе – Преториум), во дворе которой происходил суд. Местонахождение крепости по историческим свидетельствам и по современным археологическим раскопкам — это северо-западный угол Храмовой горы. Двор или площадь, на которой происходил суд, была покрыта камнями, отсюда ее грекоязычное название Литостратус. Окончанием Крестного пути является место погребения и воскресения Иисуса на территории храма Гроба Господня. Вся Виа Долороза сегодня разбита на 14 остановок (станций), часть из которых упомянута в евангелиях. Идентификация этого пути проводилась в XVI веке францисканскими монахами по тем улицам, которые существовали в то время и которые не совпадали с улицами города времен римского владычества. До прихода францисканцев никаких попыток отождествить Крестный путь не делалось. Православная церковь лишь частично признает ныне существующую традицию Виа Долороза, сложившуюся, по историческим меркам, совсем недавно.
Название «Виа Долороза» впервые употребил в XVI веке францисканский монах Бонифаций Рагусский, обозначив им не топографический объект, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Как название определенного маршрута и тем более определенной улицы название «Виа Долороза» начали употреблять с 1867 года — момента выхода в свет одного из путеводителей по Иерусалиму для паломников. Количество станций на Крестном пути — также предмет дискуссий, и католические богословы проспорили об этом весь XVI век.
В 1563 году бельгийский монах-кармелит Жан Пеше написал труд «Духовное путешествие», в котором насчитал 19 станций Крестного пути.
Датский богослов Христиан ван Адрихен (Адрихомиус) в своей книге (1584 г.), посвященной Иерусалиму эпохи Иисуса, настаивал, что станций 12. Были и другие цифры: 7 станций (один из самых ранних вариантов), 18 и даже 27.
Современная традиция сложилась в начале XVII века под влиянием францисканцев, вводивших в своих монастырях и храмах «правильное» изображение Крестного пути.
Часовни и церкви, отмечающие те или иные остановки на Крестном пути, построены в конце XIX — начале XX века под руководством францисканцев. Часть работ была сделана итальянским архитектором А. Барлуцци и польским скульптором Т. Зелинским, которые и создали «настоящий» Крестный путь Христа.
Первая остановка — это место бичевания, которое собственно находится на территории нынешнего мусульманского медресе Эль-Омария. Напротив — современный францисканский Конвент Бичевания, состоящий из двух капелл. Другое название этого места — Габита. Здесь находится также францисканская Библейская школа. Внутри Конвента, кроме капелл, ряд археологических находок того периода, модель Иерусалима и ряд административных помещений. Отсюда по пятницам в 3 часа дня идут католические процессии, которые несут деревянные кресты по всему Крестному пути к месту распятия. Слева от входа — Капелла Креста, построенная в 1903—1904 годах на руинах капеллы XIII века. Утверждается, что именно здесь на Иисуса водрузили крест. Справа — собственно Капелла Бичевания, построенная на развалинах постройки крестоносцев в 1838 году францисканцами и перестроенная Антонио Барлуцци в 1929 году. Внутри капеллы три современных витража: бичевание, умывание рук Пилатом и освобождение Варравы – разбойника, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. На куполе над алтарем позолоченный терновый венок. При Конвенте Бичевания есть небольшой музей, куда можно попасть, преварительно договорившись с привратником.
Вторая остановка — это целый набор достопримечательностей внутри одной церкви Сестер Сиона, построенной в 1868 году архитектором Маусом, в том числе арка, носящая название «Ессе Хомо» — по-латыни слова, сказанные Пилатом, представлявшим Иисуса: «Се человек». Арка, видимая на улице — перестройка оттоманских времен, однако внутри церкви видны остатки арки, построенной императором Адрианом в 135 году нашей эры.
Следующее здание по той же стороне Виа Долороза — греческая православная церковь Тюрьмы Иисуса, по православной традиции, посвященная тюрьме, в которой содержали Иисуса и разбойников. Иногда это место называют также и «Тюрьма Варравы».
Третья остановка Крестного пути отмечает место, где Иисус в первый раз упал под тяжестью креста. Это место было куплено в 1856 году армянской католической церковью, которая и построила капеллу. Капелла была перестроена на пожертвования польских солдат во время Второй Мировой войны.
Четвертая остановка находится в следующем здании, которое принадлежит армянской церкви и называется «Скорбящая Мать». Церковь построена в 1881 году на руинах византийской церкви Св. Софии. Мозаика в крипте церкви изображает отпечаток двух подошв, обозначающих место, где стояла Мария и наблюдала, как ее сына проводят мимо. Место встреч Иисуса и его матери отмечено небольшой капеллой, над дверью которой барельеф, изображающий Иисуса и Марию.
Пятая остановка находится на углу, где Виа Долороза поворачивает направо, и посвящена сразу двум событиям. Францисканская капелла на левом углу была построена 1895 году и посвящена Симеону Кириенскому, пришедшему в Иерусалим на Пасху, и которого римские солдаты заставили помочь Иисусу нести крест. Второе событие по францисканской традиции — это место, где Иисус оперся рукой о стену. Паломники проделали углубление в этом камне, хотя на самом деле он относится к более позднему периоду.
Шестая остановка находится в районе дома Св. Вероники и посвящена ей. По традиции, Вероника была одной из женщин, которые стояли вдоль улицы, когда по ней проводили преступников. Некоторые традиции также утверждают, что она была блудницей. Вероника вышла вперед и вытерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на ее платке осталось изображение его лица. Именно эта история и дает легитимацию иконописи в христианстве, противоречащей заповеди «не создавать изображений».
Седьмая остановка находится на пересечении Виа Долороза с улицей арабского рынка. Маленькая коптская церковь, а также красный гранитный столб, оставшийся от Верхнего Кардо, отмечают место, где Иисус упал второй раз. По христианской традиции здесь находились городские ворота.
Восьмая остановка находится выше по улице с левой стороны и отмечена крестом и надписью NIKA. Здесь было произнесено обращение к дочерям иерусалимским.
Девятая станция принадлежит ныне коптскому патриархату и находится на месте второго этажа бывшего крестоносского храма Св. Елены, сейчас Храма Гроба Господня. Чтобы попасть к девятой остановке нужно вернуться на рыночную улицу, пройти по ней на юг пока справа не появятся ступени, ведущие на крышу Храма Гроба Господня. Рядом — эфиопская церковь. Существует вражда между коптами и эфиопами, которую усугубило решение израильских властей тайно передать ключи от входа на крышу храма эфиопам, которых значительно меньше. По одной из христианских традиций считается, что именно здесь происходило жертвоприношение Исаака. Эфиопы называют это место по имени царя Соломона, потомками которого они считают свою общину. Отсюда можно спуститься прямо во двор Храма Гроба Господня, на территории которого находятся последние 5 остановок Крестного пути.
Десятая остановка — место, где римские солдаты разыгрывали в кости одежду осужденных на казнь, находится с южной стороны комплекса Храма Гроба Господня и имеет вид пристроенной на уровне второго этажа часовни, к которой ведут ступени с площади перед входом в Храм Гроба Господня.
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.
Одиннадцатая станция – прибитие к кресту. Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
Двенадцатая станция – смерть на кресте. Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
Тринадцатая станция – снятие с креста. Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова Stabat Mater dolorosa – «Мать скорбящая стояла». Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.
Четырнадцатая остановка – положение во гроб. Над Гробом Господним установлена кувуклия (специальная часовня расположенная непосредственно над пещерой, где был погребен Спаситель). Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение Иисуса Христа.
По преданию, когда тело Иисуса Христа покоилось в погребальной пещере, душой Своей Он, как и все умершие до Него, сошёл в ад. Бог пришёл туда, где многие века души умерших праведников ожидали пришествия Спасителя. Христос пришёл и, проповедав Воскресение, вывел их из ада — «ад опустел».
Покой Великой Субботы стал началом перехода от смерти к жизни.
По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти, Иисус Христос ожил силою Своего Божества.
Он воскрес из мёртвых. Его человеческое тело преобразилось. Спаситель вышел из гроба, не отвалив камня, закрывавшего погребальную пещеру. Он не нарушил печати синедриона – местного религиозного суда, судившего Сына Божьего. Этот судебный процесс, привел к распятию Иисуса Христа и до сих пор является предметом многочисленных споров, основанных на анализе отрывочных сведений, сохранившихся в первую очередь книгах Нового Завета. После воскрешения Иисус Христос был невидим для стражи, которая с этого момента охраняла пустой гроб.
Вдруг произошло великое землетрясение. С неба сошёл Ангел Господень. Он отвалил от опустевшего гроба камень и сел на нём. Вид его был, как молния, и одежда бела, как снег. Воины, стоявшие у гроба на страже, пришли в трепет и стали, как мёртвые, а потом, очнувшись, в страхе разбежались.
Тем временем женщины, бывшие на Голгофе и при погребении Христа, поспешили ко гробу Спасителя. Было очень рано. Рассвет ещё не наступил. Взяв с собой драгоценное миро, женщины шли исполнить последний долг любви по отношению к своему Учителю и Господу: умастить миром Его тело.
Это были Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и некоторые другие женщины. Православная Церковь называет их женами-мироносицами.
Не зная, что ко гробу Спасителя была приставлена стража, они спрашивали друг друга: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?». Камень был очень велик, а они слабы. Опередив остальных женщин, Мария Магдалина первая пришла ко гробу. Она увидела, что камень отвален от двери, а гроб — пуст.
С этим известием она побежала к ученикам Христовым Петру и Иоанну. Услышав её слова, апостолы поспешили ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.
В это время ко гробу подошли остальные женщины. Увидев, что камень отвален от входа, они вошли в пещеру и там увидели светозарного Ангела и испугались. Но Ангел сказал им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам».
Выйдя, женщины побежали от гроба: их объял трепет и ужас. Они никому ничего не рассказали.
Вскоре после этого ко гробу Господню прибежали Пётр и Иоанн. Иоанн был молод, поэтому бежал быстрее Петра и первым оказался у гроба. Наклонившись, он увидел погребальные пелены Господа, но, побоявшись, не вошёл внутрь пещеры. Петр же вошёл во гроб. Он тоже увидел пелены и лежащий отдельно сударь — повязку, которая была на голове Иисуса Христа. Увидел — и уверовал в Воскресение Господа.
Между тем воины, охранявшие гроб, пришли к начальникам иудейским и объявили им обо всём, что произошло в саду Иосифа. Не желая верить в Воскресение Христа, фарисеи и первосвященники подкупили воинов, говоря: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Воины, взяв деньги, поступили, как были научены. А ученики Христовы разошлись по всему миру с проповедью о Воскресшем Спасителе.
Эта главная весть, провозглашённая христианской верой, находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни христианской церкви.