Пару месяцев назад группа архитекторов и художников обратились с открытым письмом к президенту. Творческие люди просили главу государства обратить внимание на уничтожение памятников архитектуры.

Резонно заметив, что рано или поздно «мы все умрем», авторы письма задаются вопросом: как наше время войдет в историю культуры страны? Что после нас останется? Ведь сегодня в числе уже уничтоженных архитектурных памятников гостиницы «Ала-Тоо» и «Иссык-Куль», типография «Эркин-Тоо», музей Панфиловской дивизии, историческая застройка на бульваре Эркиндик. Зодчие пишут, что «варварски уничтожаются здания 1920-50-х годов. Через СМИ мы узнаем о грядущем сносе музыкального училища им. Куренкеева, зданий на Старой площади, «Дома с аркой» (Чуйский проспект), здания общества «Знание» и других построек».
Авторы считают, что получателям выгоды от строительства высотных зданий на месте снесенных архитектурных памятников «безразлична их нематериальная ценность».
Например, здание общества «Знание» – один из двух уцелевших в нашем городе объектов стиля конструктивизм, где отметились выступлениями все, кто составлял гордость послевоенной отечественной науки. Музучилище им. Куренкеева – не только памятник архитектуры 1930-х годов, но и место, тесно связанное с историей отечественной музыки и её самыми блестящими представителями. Строения на Старой площади Бишкека – концентрированная политическая история страны, обнуление которой опасно для общества. Архитекторы подчёркивают, что не всё можно измерить деньгами и просят прекратить «убийство исторического архитектурного наследия».
Можно добавить, что в последнее время безвозвратно исчез главный корпус ВДНХ, снесён ипподром «Ак-Кула». На месте уничтоженных объектов сейчас строят жилые многоэтажки и бизнес-центры, возводят Конгресс-холл.
После инициативы Министерства экономики передавать инвесторам принадлежащие государству здания историко-культурного наследия «в целях создания благоприятных условий для развития городской инфраструктуры», жители столицы поняли, что грядёт большое поползновение на архитектурные памятники.
В январе нынешнего года сообщалось о создании межведомственной комиссии по инвентаризации и оценке административных зданий, отнесенных к объектам историко-культурного наследия, в которых расположены госорганы и органы МСУ. Её создали распоряжением главы кабинета министров. В феврале комиссия решила поддержать предложение управления делами президента о лишении статуса исторического, научного, культурного и иного памятника пяти зданий в Бишкеке. В минкультуры тогда сообщали, что «речь не идет о сносе указанных объектов». Просто их отдадут неким инвесторам, которые сами будут решать, что делать с этими объектами.
Если совсем недавно разговоры об этом были только на уровне предположений, то в первые дни июля кабинет министров «подправил» постановление правительства, принятое ещё в августе 2002 года «Об утверждении Положения об учете, охране, реставрации и использовании объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики». Говоря о наследии, нынешние господа внесли в старый документ изменения. Отныне из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения убирают здание Чуйской областной госадминистрации и Министерства иностранных дел по улице Абдымомунова, 205 (сейчас в этом здании находится Верховный суд), здание Жогорку Кенеша по улице Абдымомунова, 207 (здание на Старой площади, известное как Дом правительства). К ним присоединили здание агентства «КыргызКАБАР» на углу Абдрахманова и проспекта Чуй, в котором совсем недавно провели ремонт. Ранее все три объекта находились под охраной государства как архитектурное и историческое наследие. Отныне это простые здания, не представляющие для нынешних чиновников никакого культурного интереса. В них видят только советское наследие, от которого нынешние патриоты стремятся избавиться, и, естественно, источник получения денег.
Граждане и архитекторы, искренне переживающие за будущее столицы республики, поняли, что их боль не услышали. Голос подал только депутат Жогорку Кенеша Исхак Масалиев. Он на своей странице в Facebook заявил, что «аннулирование статуса памятников истории и культуры некоторых административных зданий в Бишкеке – это уже настоящий манкуртизм». Лидер коммунистов республики, обращаясь к руководителю правительства Касымалиеву, написал: «Кабинет министров со своим главой должны уйти в отставку! Адылбек Алешевич, от тебя не ожидал такой беспомощности. Дорогие друзья, теперь у нас исчезает 73-летняя история в составе СССР… Нет памятников архитектуры, кроме археологических… Есть только управление делами».
Надо признать, что Масалиев прав. Уже на этой неделе появилось очередное открытое письмо, адресованное президенту Садыру Жапарову. Написал его коллектив Института геологии. Ученые бьют тревогу из-за риска потерять свое здание – памятник архитектуры республиканского значения, расположенный на бульваре Эркиндик.
В обращении говорится, что в конце июня к ним пришёл кто-то из администрации президента и заявил, что здание нужно освободить в течение одной-двух недель. Причина? Здесь будут проводить «капитальный ремонт». Ученые считают, что ремонт можно проводить без выселения, ведь он уже идет по плану и рассчитан на два–три года.
Представители научного заведения предположили, что их здание, а скорее место, где оно расположено, кому-то приглянулось. И нынешний заход – очередная попытка отобрать его у них. Геологи заявили, что в институте созданы уникальные лаборатории, хранятся палеонтологические коллекции, книги и оборудование, перевоз которых может нанести ущерб фундаменту науки и культурному наследию. Они уверены, что переселение Института геологии равносильно его уничтожению. Но кого нынче останавливают подобные сантименты? Большие чиновники мыслят совсем другими категориями.
Ученые напомнили, что есть ещё и Закон «О Национальной академии наук КР», который запрещает изъятие и передачу другим организациям имущества академии. Хочется спросить: зачем напомнили про закон? Надеются, что его кто-то будет соблюдать, и он сможет защитить? Господа учёные даже не заметят, как закон подправят. Так как надо. Разве можно сравнивать какие-то научные лаборатории и земельный участок на бульваре? Это же сейчас несравнимые вещи!
Кстати, поступают жалобы и от отечественных кинодеятелей. Они узнали о планах властей снести здания и павильоны «Кыргызфильма», чтобы отдать большую территорию Государственной ипотечной компании. Той же надо иметь землю для строительства жилья, которое будут продавать в ипотеку. Самим же киношникам предлагают переехать в новое здание, которого пока нет. Его только обещают построить.

Александр НИКСДОРФ.

Фото www.