Снующие по тротуарам электросамокаты изрядно треплют нервы пешеходам. Летящие на граждан двухколёсные машинки не просто пугают, они создают реальную опасность.
В управлении дорожно-патрульной службы отмечают, что пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с участием так называемых «средств индивидуальной мобильности», к которым относят самокаты, скутеры и мопеды, стало больше. Если в 2024 году в подобных авариях пострадали «всего» тридцать человек, то в нынешнем году — таковых уже более двухсот, а шестеро — погибли.
Специалисты считают, что основной причиной роста травматизма из-за двухколёсного транспорта, возросшего в последние годы, стала их езда по тротуарам, которые изначально предназначались для пешеходов. И этому, нужно признать, способствовали чиновники мэрии. Они решили, что городу нужны велодорожки. С этим трудно спорить. Нужны. Но почему эти дорожки стали рисовать на тротуарах? Так оказалось проще их сделать. Нарисовали жёлтую полоску – и готово. Вот место для людей, вот – для колес. Запустив самокатчиков и прочих ездоков на тротуары, власти открыли ящик Пандоры, что привело к проблемам.
Полосы прочертили не везде, но велосипедисты и самокатчики стали ездить по всем тротуарам. Где можно и где нельзя. К ним присоединились наездники на мотороллерах, которые нынче называют скутерами. И этих людей ничего не останавливает. Они отчаянно петляют между пешеходами, даже не обращая внимания на маленьких детей. Недавно видел, как объехавшая меня девушка на скутере просто врезалась в не подозревавшего опасность мужчину с ребёнком, который шёл впереди. Она не смогла затормозить.
Организаторы движения попробовали, конечно, сделать велодорожку на проезжей части. В частности, проложили её на столичной улице Токтогула. Но владельцы автомобилей не захотели уступать часть дороги и без зазрения совести занимают эту полосочку. Поэтому и рассекают гонщики на самокатах и прочей мобильной технике по тротуарам, доставляя порой смертельные неудобства шагающим людям.
В апреле кабмин утвердил порядок регулирования деятельности юридических и физических лиц, связанной с эксплуатацией электросамокатов. Попытались установить нормы для их коммерческого проката. Заметная часть этих правил связана с оплатой за пользование самокатами. Для правительства это важно. Надо же знать, сколько зарабатывают прокатчики и как они платят налоги со своего бизнеса. Правда, упоминается и о необходимости оборудовать самокаты регистрационными номерами, фонариками, задними стоп-сигналами, передними и боковыми светоотражателями, а также встроенным ограничителем скорости до 25 километров в час. Представил, как бегущий пешеход врезается в резко затормозивший перед ним самокат без задних стоп-сигналов. По дорогам-то они не движутся.
Также власти потребовали, чтобы самокаты находились в специально отведенных местах, определенных органами местного самоуправления. Там желающие проехать могут их брать. Но поскольку не все граждане пользуются самокатами просто для развлечения – покатались и вернулись обратно, а для поездок в нужные им места, то и технику они оставляют там, куда доехали. Мы сейчас натыкаемся на самокаты в самых разных местах. Причём порой они перекрывают проход пешеходам. Это в документе тоже учли и написали, что владельцы техники должны «незамедлительно убирать СИМ, оставленные вне разрешенных точек». Требование правильное. Но сколько работников должно быть в компании, чтобы те мотались вслед за проехавшими и везли самокаты обратно? Наверное, примерно столько же, сколько и пользователей.
Видя складывающуюся ситуацию, представитель Патрульной службы милиции, недавно принявший участие в заседании комиссии Бишкекского городского кенеша, предложил столичным депутатам вообще запретить в городе прокат самокатов. Милиционеры считают, что можно разрешить владеть этой техникой не специализированным фирмам, а только частным лицам. Хочет человек ездить на двухколёсном транспорте, пусть себе его и купит. Эту инициативу поддержал замдиректора городского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алмаз Алымбеков.

Но понравится ли это горожанам? Нужно признать, что при нынешней ситуации с пробками на дорогах столицы зачастую кому-то бывает проще оставить свою машину и с ветерком проехаться по делам. Об этом мне говорили знакомые. Они, взяв стоявший около их офиса самокат, довольно быстро проехали мимо стоявших в заторах машин. Оказалось, удобно. Покупать весьма недешёвый электросамокат они точно не станут. Если не будет прокатных самокатов, то они на машине опять пристроятся в дорожную пробку. Воспользоваться автобусом – не выход. Те стоят точно так же, а то и дольше.
Видимо, властям нужно думать, как и прокат самокатов оставить, и обезопасить от них пешеходов. Может быть, всё-таки посмотрят на зарубежный опыт и прорисуют велодорожки на проезжей части, заставив водителей уважать двухколёсников?
Александр НИКСДОРФ.
Фото автора.