Депутаты Жогорку Кенеша без устали заботятся о народе. В этом деле избранники себя не жалеют. Девяносто человек неустанно думают, что бы ещё сделать, чтобы семи миллионам их сограждан жилось лучше. Подумали – придумали. Решили, что нужно быть ближе к людям! А то всё кабинет да зал заседаний. Да и стать ближе оказалось не так уж и сложно. Просто нужно чаще встречаться, посещать мероприятия, непосредственно на местах знакомиться с проблемами регионов, с которыми к ним обращаются избиратели.

 

Хотя, по собственным утверждениям парламентариев, они и так весьма тесно сотрудничают со всеми – и народом, и ветвями власти. Но есть проблемка – законодателям не хватает персональных машин с особыми номерами, чтобы издалека было видно – вот едет депутат! Когда-то такие машины были – целый спецгараж государство содержало. Но предшественники из шестого созыва от машин отказались. Тем, видимо, не так сильно требовалось общение с народом, как нынешним. Действующие депутаты, чтобы получить машины, даже разработали закон, который должен регулировать порядок предоставления им машин. Без порядка в этом деле никак.

Напомним: вопрос об отказе от служебных авто возник ещё в ноябре 2013 года. Ранее о подобном никто даже не думал – не было депутатов без персонального транспорта. Но ситуация в стране после «апрельской революции» стала несколько иной, да и избранники ещё не так далеко оторвались от народных масс. Тогда активный лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев и заговорил о депутатской скромности, необходимости экономии государственных средств. Предложил коллегам подать пример. Он инициировал поправки в закон о статусе депутата, согласно которым законодателю полагался лишь один помощник, а остальные могли бы работать на общественных началах. Также Текебаев прописал в законопроекте, что депутат ЖК не обеспечивается персональным служебным автотранспортом за исключением руководства парламента. При этом оговаривалось, что депутат может пользоваться личным автомобилем, а в случае отсутствия у депутата автотранспорта местные государственные администрации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять депутату авто для поездок при выполнении им депутатских обязанностей. При этом, естественно, сокращался бы и бюджет Жогорку Кенеша. Правда, опасаясь делать резкие телодвижения, нововведения предлагалось ввести лишь через два года. Торопиться было некуда. Это должен был быть подарок следующему созыву парламента. Однако депутаты, предположив, что они и дальше будут работать в парламенте, решили себя не обижать и большинством голосов предложение отвергли.

Прошло два года. Уже новые депутаты шестого созыва, заявлявшие в предвыборных программах о своей необыкновенной непритязательности, предложили отказаться от персональных автомобилей, а заодно и от личных водителей. Вопрос о привилегиях традиционно рассматривали и принимали в закрытом режиме. Журналистам совсем не обязательно знать, что для себя любимых требуют депутаты. Ведь среди них всегда находились господа, требующие машин, квартир, больше денег. Тогда же говорили, что годовое содержание водителя только одного депутата составляло 356 тыс. сомов. Сократив всех шоферов, депутаты объявили, что этим решением они за год сэкономили бюджету 51,5 млн сомов. Решение приняли. Общественность возрадовалась.

С тех пор законодатели обходились без персональных авто. Народ даже не подозревал, как тяжело было нынешним депутатам, больше трёх лет терпевших подобное к себе неуважение. Действительно, как же так? Они ведь важные персоны, приглашают к себе министров, устраивают тем выволочку, показывая, кто здесь главнее. Те приезжают в Белый дом на служебных машинах, а у избранных «слуг народа» таковых нет. Обидно.

Написали закон, потребовав вернуть служебные автомобили! Мол, дальше без этого уж никой мочи работать нет. Ведь у кого-то целый самолет есть, а они даже без простой машины. Депутаты прямо заявили, обосновывая своё решение, смахивавшее на слезливую просьбу, что колеса им нужны исключительно для эффективного исполнения полномочий.

Направили законопроект на рассмотрение президенту. Глава государства, зная, как работают парламентарии, его вернул с возражениями и на повторное рассмотрение. Возможно, тут сыграл определённую роль Минфин, отметивший, что для реализации подобного закона потребуются дополнительные расходы на закупку машин и увеличение штата водителей. Однако подобные затраты нынче не предусмотрены. И вообще, проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет госбюджета, принимаются Жогорку Кенешем только после определения кабмином источника финансирования. Исходя из этого, глава государства посчитал нецелесообразным возвращать служебные авто народным избранникам. Депутаты горестно повздыхали и создали согласительную группу, которая не смогла прийти к единому решению. После чего законопроект отклонили.

Депутатам также напомнили, что в 2021 году Садыр Жапаров подписал указ об оптимизации расходов республиканского бюджета. В соответствии с ним поручалось снизить расходы на содержание депутатов Жогорку Кенеша, сократить штатные должности замминистров, запретить закупать за счет бюджетных средств служебные машины, проводить капремонт административных зданий и служебных помещений.

Но мы знаем упорство наших депутатов. Они же как дети. Если чего захотели, выпросят обязательно. В прошлом месяце парламентарии всё-таки проголосовали за закон, предоставляющий им служебный автотранспорт. Принимали его опять же скромно и без публичности – запретив трансляцию и выставив журналистов из зала. Опять направили президенту. В этот раз он не смог отказать депутатской настойчивости и документ подписал. Теперь парламентариям официально разрешено пользоваться личными автомобилями, как написано, «в связи с осуществлением своих полномочий».

Почему президент сейчас принял такое решение? В стране всё очень хорошо с бюджетом? И ранее звучавший аргумент о необходимости экономии государственных средств уже неактуален? Возможно. Жизнь улучшилась. Настало время всем радоваться. Особенно депутатам. Теперь они как в прежние времена будут рассекать на персональных авто. Возможно, даже с мигалками, чтобы уступали место на дороге. Всё-таки уважаемые люди.

Александр НИКСДОРФ.

Карикатура www.