Как  появились депутатские группы

Когда принимали ныне действующую Конституцию, мало кто предполагал, что путь к вожделенному парламентскому правлению окажется слишком тернистым. Многие из нас не совсем понимали сути парламентской власти. Казалось, нам все же ближе президентское правление, но при этом не утруждали себя приведением каких-либо весомых аргументов. Лучше и все, что тут непонятного?

К немалым преградам на пути становления парламентаризма аналитики в последнее время добавили еще и новоявленные депутатские группы, отколовшиеся от своих фракций, иногда открыто враждовавшие с руководителями политических партий, прошедших через сложнейшие выборные марафоны в парламент. Почему? Скорее всего из-за непомерных амбиций некоторые депутаты считали себя умнее и сильнее руководителей тех самых партий, поэтому чей-то диктат, пусть даже лидера партии, они воспринимали как унижение. К тому же иногда происходили «сборы» средств для агитационной комиссии, вроде бы именно они внесли значительную сумму. Эти депутаты усиливали трения с лидерами партии даже по незначительным вопросам. К таким ершистым депутатам можно отнести Равшана Жээнбекова и Омурбека Абдрахманова. Они были в первой десятке списка «Ата-Мекена». Позже их регулярные конфликты с О. Текебаевым привели к тому, что лидер партии исключил их из фракции, но оказался бессильным лишить их депутатского мандата. Уйдя в свободное плавание, они усилили давление на Текебаева и недавно создали депутатскую группу «Демократы», заявив, что двери новой группы открыты для всех, имея в виду тех, кто по разным причинам отбился от своих фракций и ищет куда примкнуть.

Сильно поредели и ряды некогда казалось бы монолитной фракции «Республика»: в ЖК существует несколько депутатских групп, созданных из осколков этой фракции. Не только группу, но свою партию создал депутат Бакыт Торобаев, в одно время даже пожелавший объединиться с партией «Улуттар биримдиги» небезызвестного Мелиса Мырзакматова. Откололся и лидер фракции Алтынбек Сулайманов. Не только аналитики, но и те, кто мало-мальски интересуется политикой, осведомлены о том, что раскол «Республики» произошел после того, как усилиями О. Текебаева развалилась предыдущая коалиция, и Омурбек Бабанов был вынужден оставить пост премьер-министра.

А атажуртовец Хаджимурат Коркмазов не только стал раскольником, но и инициировал закон о статусе депутата, где разрешено создание депутатами-мигрантами своих групп. Он вместе с однопартийцами Романом Шинном и Нарынбеком Молдобаевым объединились в группу «За реформы».

Пока вне раскола остается только СДПК, по единодушному мнению многих, благодаря тому, что эта партия фактически является правящей.

 

Чего добиваются раскольники?

Практически как и везде, политические партии в Кыргызстане создавались вокруг определенных личностей. После апрельской революции по новой Конституции выборы в ЖК проходили только по партийным спискам. Многие политики, не успевшие к тому времени создать свои партии, примкнули к ранее известным партиям. Кроме более менее популярных политиков в списки входило и немало «новых кыргызов», заработавших свои капиталы на мутной волне  «прихватизации». В первое время они существовали мирно, но пора привыкания прошла довольно быстро и им стало тесно не только в рамках одной фракции, но тем более под началом одиозных лидеров партий.

Вот тогда и появились «депутатские группы», дрейфующие самостоятельно как осколки айсберга в океане. Они проводят свою политику, временами враждуют с представителями тех партий, которые как ракетоносители ввели этих политиков в столь желанный парламент. Спрашивается, те же Равшан Жээнбеков и Омурбек Абдрахманов не смогли бы стать депутатами, если бы не верхние строки предвыборных списков «Ата-Мекена»? Но, «мавр сделал свое дело, мавр может уходить».

 

Извечный вопрос: что делать?

Два раза потерпевшее крах президентское правление заставило искать иные пути установления власти. Но почти неподконтрольная никому президентская власть позволяла коррумпированному окружению, и что более печально – семье творить все, что заблагорассудится, прибирать к рукам экологически развитые предприятия, небесплатно заниматься расстановкой руководящих кадров.

Многие поняли, что Кыргызстану более подходит парламентское правление. Но, как мы видим, в повседневной политической жизни эта система внедряется со скрипом, появляются придуманные некоторыми искусственные преграды. «Депутатские группы» на практике становятся именно такими препятствиями.

«Раскольник» Равшан Жээнбеков утверждает, что такие группы широко распространены в демократических странах, и они не создают никаких проблем. Он явно лукавит, не договаривая то, что группы на Западе не создают отдельные фракции и по важным вопросам всегда поддерживают свои партии. А в нашем парламенте эти группы находятся чуть ли не в состоянии войны с фракциями, из рядов которых преспокойненько вышли без ущерба своему депутатству. Например, депутат бундестага, если он принципиально не согласен с руководителем своей фракции или партии, вместе с партбилетом сдает и депутатский мандат. Но то в Германии.

Свою непримиримую позицию с «раскольниками» высказал лидер партии «Ар Намыс» Феликс Кулов. Или они должны вернуться во фракции, либо вовсе покинуть парламент. Но насколько это осуществимо? Вряд ли кто сдаст свой мандат.

Не за горами следующие парламентские выборы. Партии максимально извлекут уроки из истории действующего парламента. Еще создатель Компартии и Советского государства Ленин говорил: «Без крепкой партийной дисциплины мы не сможем осуществить ни одного пункта нашей глубокоперспективной программы». Но как укрепить партийную дисциплину? Тут есть, конечно, много путей. Есть восточно-исламский. Когда у своих приверженцев берут клятву «косом» считается, что, отступившего от «косома» тотчас постигнет страшная божья кара. Казалось бы весомый аргумент, но и он не дает желаемого эффекта. Яркий пример – выборы мэра города Ош. Тогда казалось бы всесильный мэр города Мелис Мырзакматов перед выборами лично принимал клятву от каждого депутата Ошского горкенеша своей  партии «Улуттар биримдиги». На юге, где ислам традиционно силен, большинство остерегается нарушить данную клятву. Но жизнь показала обратное. Мырзакматов проиграл, так как его предали несколько членов своей же партии. Понятно, что никакая клятва не укрепит ряды партии. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что необходимо законодательно закрепить положение, когда депутат выходит из фракции, то он обязан сдать свой мандат. Тогда вопрос о «депутатских группах» будет решен.

 

Олжобай ТОКТОСУНОВ.