Сообщение, что 39 кыргызстанских солдат, проходящую срочную службу во Внутренних войсках МВД совершили массовый побег, произвело сильное впечатление на общество.

Даже российский государственный канал, не сильно балующий зрителей новостями из нашей республики, не отказал себе в удовольствии рассказать о произошедшем всему миру. Особо подчеркивалось, что беглецы несли охрану важнейшего стратегического объекта страны – Государственной резиденции под почётным №1 («Ала-Арча»). Это же как надо было отцам-командирам «достать» бойцов, чтобы те среди ночи вместо выхода в наряд, рванули в самоход. Даже трудно представить, что могло произойти в стране, в которой президент, руководители исполнительной и законодательной ветвей власти, ужасно уважаемые люди, в том числе и находящаяся на заслуженном отдыхе президент переходного периода остались без защиты верных воинов, стоящих на страже неприступности забора, обрамляющего огромный периметр резиденции.

Хорошо, что этой ночью никакие злые самураи не захотели перейти границу у реки, естественно, Ала-Арчи и напасть на высших чиновников страны. Просто они, наверное, знают, что милицейские вояки ходят только с внешней стороны забора, а внутри самой резиденции верно несут службу боевые ребята из 9-го управления ГКНБ, которое ещё не так давно именовали Службой гос. охраны, той самой, бойцов которой вместе с их командирами нынешняя власть судит за не совсем доблестную охрану предыдущей власти. Но, что такое нынче верная служба? Та, которая проистекает исключительно в мирное и спокойное время. Ежели вдруг какие новые оппозиционеры задумают устроить по сложившейся уже традиции очередную революцию, то их отгонять от царского престола нельзя – наш мирный народ так выражает своё мнение. Что может быть дальше предсказать солдатам трудно – вдруг власть сможет перемениться (два разика-то получалось) и опять люди с ружьями пойдут под суд! Такая у них тяжелая доля.

Поскольку нынче никакой опасности для защитников наших неприкасаемых чиновников не было, то и нужды особой, как всем казалось, у воинов покидать службу не было. Их отцы-командиры даже попытались шутить по этому поводу. Болот Бокошев, командир войсковой части №702 ВВ МВД Кыргызстана, той самой, откуда и сбежали его подопечные, прямо заявил: «Побег солдат – это ребяческое протестное поведение». Что значит «ребяческое поведение»? У нас кто под ружьём ходит? Молодые мужики (сбежавшие были уже старослужащими, которым до демобилизации осталось два месяца) или сопливые пацаны, играющие в песочнице и бегающие по улице с пластмассовыми автоматами? Это командир воспитал таких воинов-шалунишек? Ещё смешнее было объяснение начальника пресс-службы Министерства внутренних дел Жоробая Абдраимова. Тот вообще заявил, что «солдаты объяснили свой побег тем, что им не нравится распорядок дня». Извините, но распорядок дня может не нравиться воспитанникам детсада, потому что их заставляют есть кашу и после обеда укладывают спать, когда деткам хочется играть, а совсем даже не солдатам, которые обязаны блюсти дисциплину.

В то же время семеро солдат, после добровольного возвращения в расположение части заявили, что на этот демарш их толкнуло рукоприкладство со стороны командира. Вот в это верится гораздо больше. Военная прокуратура уже назначила экспертизу для установления наличия побоев у солдат, что может подтвердить их обвинения в адрес руководства войсковой части. Правда, на это любой командир сможет заявить, что бойцы сами избили друг-друга.

Радует, что не остался в стороне от скандального происшествия премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. Во время рабочего совещания с министром внутренних дел, военным прокурором и командующим внутренними войсками МВД он заявил, что лица, вынудившие военнослужащих срочной службы самовольно оставить воинскую часть, должны быть наказаны по всей строгости закона. Каждый офицер должен четко понимать, что за злоупотребление должностным положением будет отвечать по закону».

Тут, кстати, по вполне определённой ассоциации, вспомнился великолепный советский мультик «38 попугаев», снятый по сценарию детского писателя Григория Остера. Там, как все прекрасно помнят, герои измеряли длину удава. Тот оказался равен 38 попугаям и одному попугайскому крылышку. Для нас удавы в диковинку, но мерилом состояния отечественных войск оказались 39 беглецов, которые словно попугаи разлетелись из части, где служилось им не очень радостно. И осталось то самое неиспользованное попугайское крылышко, которое с подачи премьер-министра, будем надеяться, вставят в нужное место никудышному командиру части, чтобы он мог столь же легко вылететь со службы.

Александр Никсдорф.