идеологию шантажа, запугивания, вымогательства, мародерства и иждивенчества
Все, кому довелось побывать на «процессе века», а иначе в Кыргызстане суд по «апрельским событиям» уже и не называют, предвидя, сколь долго может тянуться это разбирательство, имели возможность в полной мере оценить поведение пострадавших и их представителей.
Уже первые заседания суда, проходившие во Дворце спорта (для запланированного шоу выбрали и соответствующее помещение), сопровождались стычками зрителей с сотрудниками милиции, призванными обеспечивать порядок. Дикие граждане, а таковых оказалось предостаточно, стараясь добраться до обвиняемых, чтобы лично врезать тем по морде, с визгами выскакивали на сцену и переворачивали всё, что оказывалось у них на пути. Крики и угрозы, несущиеся из уст «пострадавших», стали неотъемлемой частью каждого судебного заседания. «Революционеры», собранные под флагом общественного объединения «Мекен шейиттери», никого кроме врагов, которых они обещают уничтожить, вокруг себя не видят. Можно представить состояние адвокатов, свидетелей защиты, в адрес которых сыплются не только проклятия и ругательства, но и прямые угрозы убийства и их, и их детей, обещания сжечь их дома. Примечательно, что нынешняя власть, взрастившая этих «героев» и, надо наконец-то признать, породившая толпы мародёров, старается ничего не замечать.
Вседозволенность, переходящая в правовой беспредел, уже, простите за сленг, «достала» многих законопослушных кыргызстанцев. Люди открыто спрашивают, доколе можно терпеть то, что творят члены «Мекен шейиттери»? Сколько ещё в стране будет культивироваться охлократия, при которой толпа диктует свою волю властям?
Но, кажется, что-то сдвинулось с мёртвой точки. Общество, уставшее от разгула толпы «героев», наконец-то решилось сказать своё слово. Инициативная группа журналистов направила открытое письмо в Совет обороны Кыргызской Республики. Неравнодушные граждане, в лучшем смысле этого слова, не стали писать лично президенту, а обратились к органу, который официально возглавляет сам глава государства, а членами его состоят руководители всех силовых структур страны и лидеры парламентских фракций.
В своём обращении авторы просят руководителей страны обратить внимание на современные реалии и признать тот факт, что сейчас речь уже может идти об угрозе существованию самой страны. Причем, причиной этому является враг не внешний, а внутренний. По мнению журналистов, сегодня все силы должны быть направлены против него, иначе вместо государства – хоть номинально, но еще существующего – мы получим хаос феодальных и родоплеменных отношений, ярким примером которого могут служить Афганистан и Сомали.
Все прекрасно понимают – вроде бы, многие считают себя людьми цивилизованными, что основа любого государства – соблюдение законности. Нет закона – нет государства. Попрание закона – самый злейший и коварный наш враг. Однако в последнее время в Кыргызстане законы не соблюдаются. Суды принимают решения под воздействием толпы. Государственные регалии и награды раздаются в зависимости от приближенности к тем или иным политическим силам. Самое печальное, что это зачастую происходит под руководством известных политических деятелей, входящих в окружение главы государства. Не секрет, что главным «кукловодом» общественного объединения «Мекен шейиттери» является советник президента по межэтническим вопросам Эмилбек Каптагаев, ещё недавно возглавлявший администрацию переходного президента Розы Отунбаевой.
Как ни горько признавать, но доминирующей идеологией в Кыргызстане после трагических событий апреля 2010 года стала «шейиттизация» страны: идеология шантажа, запугивания, вымогательства, мародерства и иждивенчества. Втаптываются в грязь такие понятия, как честь и совесть. Нужно признать, что у истоков этой идеологии стояла именно экс-президент Отунбаева, безмерно поощрявшая моральную деградацию, раздававшая награды и регалии нарушителям закона.
Можно вспомнить, что одним из основных требований апрельской революции была деполитизация правоохранительной и судебной систем. Однако практика последних лет показывает, что тенденция принятия решений по принципу политической целесообразности значительно усилилась. Это хорошо видно на примере «замораживания» решений по таким резонансным делам, как расследование кровавой резни на юге страны в июне 2010 года, изъятие средств из банковских ячеек, расследование так называемого «дела мародеров», главными фигурантами которого являются известные политики из партии «Ата Мекен» Туратбек Мадылбеков и Райкан Тологонов. Все эти дела власть старается забыть.
Безусловно, особое беспокойство общественности вызывает суд по событиям 7 апреля. Причем, это беспокойство обосновано не только недопустимой формой поведения потерпевших, но и демонстрацией судом полного пренебрежения к главным принципам права – равенству и состязательности сторон, верховенству закона, независимости суда, презумпции невиновности. В очередной раз можно сказать, что обвиняемыми по делу выступают в основном военнослужащие, исполнявшие свой профессиональный долг. Привлечение военнослужащих к ответственности за исполнение требований закона и воинских уставов является грубейшим нарушением их прав. Заявление некоторых политиков, что военные должны были отказаться от выполнения приказа командира, не что иное как призыв к игнорированию уставов, прописывающих единоначалие в силовых структурах. Подчинённые ни при каких условиях не имеют права обсуждать приказы. Ярким примером судилища является история полковника Данияра Дунганова, экс-заместителя председателя СГО. При выборе меры пресечения тяжелобольному офицеру судья руководствовался не Уголовно-процессуальным кодексом КР, а страхом перед «Мекен шейиттери», что было прямо отражено в решении суда.
Неоднократные попытки заявлений о мирном характере апрельского митинга – очередной блеф. Имеются наглядные доказательства, как вооруженные молодчики избивали милиционеров и служащих спецназа, убили курсантов Академии МВД. Однако никто из них не был наказан ни за рукоприкладство, ни за неправомерное завладение огнестрельным оружием. Безнаказанность с одной стороны, а с другой – стремление наказать людей, выполняющих свой долг, неподсудных по всем канонам, ведут к еще большему нарастанию хаоса, к отсутствию гарантий безопасности как для простых граждан, так и для руководства страны.
Авторы обращения считают, что Совет обороны в силу своих функциональных обязанностей должен дать оценку подобным действиям и отреагировать на них соответствующим образом. Ведь дальнейшая деморализация работников правопорядка, их страх перед исполнением закона и применением силы (по необходимости) приведут к тому, что население само начнет вооружаться в целях самозащиты – тенденция к этому уже есть. Власть должна осознать, что политическая ситуация в Кыргызстане крайне нестабильная. Похоже, что правовые механизмы труднодоступны для руководства страны, которому необходимо наконец-то проявить мужество и принять на себя ответственность за политическое разрешение споров. Это послужит демонстрацией желания объединить граждан, снизить конфликтность и укрепить безопасность государства.
Нужно отметить, что в Совете обороны Кыргызстана оперативно отреагировали на это обращение. Заместитель секретаря Совета обороны Дуйшенбек Зилалиев заявил, что письмо они изучили. Самое примечательное, почему-то именно советник президента по межэтническим отношениям Эмилбек Каптагаев, который фактически и организовывает все выступления «Мекен шейиттери» вплоть до нынешних митингов около Белого дома, поручил Совету обороны (он, видимо, и там успевает командовать) начать переговоры о формате и повестке дня предполагаемой встречи с представителями инициативной группы. Только кто будет встречаться с журналистами? Руководство Совета обороны или мелкие белодомовские клерки вкупе с шейиттеристами?
Кстати, революционеры из «Мекен Шейиттери» уже стали интересоваться списком подписантов. Не исключено, что они готовы включить всех, кто требует призвать их к порядку, в свой кондуит врагов. Не случайно же весьма заметный активист этого объединения Осунбек Жамансариев заявил, что «в созданной инициативной группе отслеживается почерк подсудимых и они через эту группу выговаривают свое недовольство. Также там чувствуются «бакиевские» остатки, которые вводят в заблуждение общество». Не больше и не меньше. По всему выходит, что все, кому не нравится их разнузданность – бакиевцы, а сторонники власти толпы – отунбаевцы, атамбаевцы и каптагаевцы. Вот так просто, в силу собственного разумения «революционеры» разделили наше общество.
Александр Ненашев.