Нацстатком КР констатирует: ежегодно Кыргызстан выпускает от 30 до 40 тысяч специалистов с высшим образованием. Такое количество выпускников должно было стать значительным вкладом в появление нового поколения профессионалов, которые внесли бы значимую лепту в развитие страны. Однако их участие в экономике, общественной жизни, социально значимых делах ограничивается кассами магазинов, стойками баров и вопросом «Что еще закажете?». О более существенном вкладе говорить не приходится, когда понятие высшего образования в обществе равно наличию «корочки».
Вот как оценивает уровень знаний студентов и выпускников на практике Анвар Арапчикеев, заведующий сектором кредитования «Халык Банка»:
– Знания не всех выпускников соответствуют тем требованиям, которые предъявляет наш отдел. Каждый студент, выпускник вуза приходит к нам только с теоретическими знаниями, но случается, что приходят и без них. Однажды был случай, когда студент, проходящий у нас практику, не знал элементарного – как работать с компьютером. Уходит минимум 3 месяца на обучение практическим навыкам студентов с сильными знаниями. В случае слабых теоретических знаний стажировка длится дольше, и практические навыки даются им очень тяжело, потому что самых простых понятий, таких как что такое «банк», «депозит» у них нет.
У меня опыт работы 10 лет. И если сравнить знания десятилетней давности выпускников и нынешних, у последних слабые знания. Не знаю, чем это объяснить: либо качество преподавания ухудшилось, либо сами студенты стали менее ответственны.
Две составляющие образования – студент и преподаватель
Оценка респондента нынешних студентов и выпускников вузов дает нам ясно понять, что называть «образованием», тем более «высшим» это явление, описанное очевидцем, невозможно. Но кому предъявлять претензии касательно качества образования? Студенту или преподавателю?
Бывшая студентка кыргызстанского вуза Ширин Абдиева отчислилась из университета на завершающем курсе обучения, предпочтя образование в Германии. На вопрос, почему она бросила учебу в Кыргызстане, она отозвалась о качестве образования следующим образом:
– Я была не уверена в том, что образование в кыргызстанском вузе даст мне достаточно знаний, чтобы устроиться на хорошую работу. К тому же мне всегда казалось, что студентам слишком легко учиться, и они расслабляются из-за того, что многие преподаватели недостаточно квалифицированы. Конечно, многое зависит от студентов, тем не менее для меня получение высшего образования за пределами Кыргызстана даст большую уверенность в моих знаниях.
А Позиция вице-президента Международного университета Кыргызстана: по академическим вопросам Аманбека Наркозиева такова: студент сам виноват в недостаточности своего багажа знаний, это не зависит от преподавателя:
– Есть старая притча: «Если у человека какие-то проблемы, то, во-первых, он винит своих родителей, потом преподавателя, в-третьих, общество». Задача преподавателя – давать информацию в виде лекций, семинаров и оценивать знания. Посещение, впитывание этих знаний зависит от студента.
Он также заметил, что по проведенным экспериментам стран ЕС, студенты могут запомнить около трети (34%) информации из даваемого ему преподавателями материалов. Из этих процентов знаний, конечно же, профессиональный навык не может сложиться.
Человеческой натуре свойственно обвинять кого угодно, но только не себя
Из всего вышесказанного следует, что студенты видят профессиональный недостаток в преподавательском составе, а те, в свою очередь, пеняют на лень и безответственность студентов.
Более нейтральной позиции придерживается доцент БГУ, кандидат исторических наук Вячеслав Хамисов, принимавший участие в разработке «Концепции образования на 2007-2017 гг.»:
– Каждый будет охранять свой огород. Дело в том, что и студент безответственен, и преподаватель не такой, какой нужен учащемуся.
У студента нет четкого понимания целей высшего образования. Обычно получение «корочки» является нормальным ходом его желаний. Грубо говоря, 70% студентов приходят, чтобы получить некоторое свидетельство, сертификат о высшем образовании. Причем в официальных документах заявлено «высшее профессиональное образование», но никто не обращает внимание на «профессиональное образование», все внимание на слове «высшее». Любой вуз даст такой диплом: мол, вот тебе, студент, «высшее образование».
Вот и получается, что вузы подстраиваются под требования студентов. Вуз не стремится дать больше, чем требуется студенту. Если студент желает большего, чем он получает в стенах вуза, то по мнению большинства преподавателей он должен требовать этого.
Суть величия — не количество, а качество
Во времена СССР в Кыргызстане было всего 9 вузов, выдававших диплом о высшем образовании. Сейчас таких вузов в республике 54. Пока есть спрос на «высшее образование» и на отдельные популярные специальности, вузы будут существовать и делать соответствующие предложения потребителям невзирая на то, что количество выпускников с определенной престижной специальностью во много раз превышает норму.
– Мы взяли «высшее образование» и сделали из него «массовое высшее образование». 40 тысяч абитуриентов со средним образованием и все 40 тысяч приходят в вузы и все учатся. А фактически государству столько специалистов не нужно. Мы работаем на массовое высшее образование.
Это может позволить себе Япония, но это богатая страна. Бедному Кыргызстану это массовое высшее образование как гири на ногах. Он должен эти деньги, которые идут на высшее образование, направить на подъем сельского хозяйства, на то, чтобы нищих было меньше. Мы, получается, деньги отнимаем из бюджета народного образования и министерства экономики», – считает В. Хамисов.
Помимо всего, превышение числа образованных по некоторым профессиям порождает безработицу и в то же время нехватку кадров в некоторых нужных профессиях. Например, по данным министра науки и образования, технические специалисты всегда в спросе. Наибольшая нехватка ощущается в сфере медицины, производства, образования.
Искоренение проблемы многие политики видят в сокращении количества вузов, подготовки кадров в высших учебных заведениях по госзаказу. Но, важные вопросы страны не решаются речами и заявлениями на совещаниях, а взять и сократить количество вузов никто не решается.
Дильде АБДИЛАСИЗ.