Впервые практику открытых уроков начали применять в Древнем Риме и Греции, где молодые воины афинской и спартанской школ публично демонстрировали полученные навыки боевого искусства. Это так понравилось учителям других школ, что предметники стали устраивать свои открытые уроки, на которых знакомили присутствующих не только с полученными знаниями учеников, но и свой профессионализм. Так, постепенно открытые уроки стали проводиться во всех учебных учреждениях и вузах мира.

В Бишкекском хореографическом училище имени Чолпонбая Базарбаева прошел открытый урок подготовительной группы, которую провела заведующая производственной практикой БХУ, отличник народного образования и культуры республики, хореограф Татьяна Чернышева.

Этот открытый урок предназначался для родителей, потому как строгая Татьяна Борисовна с начала учебного года запрещала любопытным взрослым не только присутствовать на уроке, но и подглядывать в приоткрытую дверь за ходом занятий. Поэтому посмотреть, как проходит урок хореографии и чему научились их чада за четыре месяца, пришли все родители первоклашек.

По хлопку хореографа детки расстелили свои коврики и стали в первую позицию. Зазвучали аккорды аккомпаниатора Назиры Субаналиевой, и «подготовишки» приступили к упражнениям. Они делали различные гимнастические элементы: «коробочку», «лягушку», выгибая спинки, показывали «добрую» и «злую» кошку. Пусть не у всех получалось хорошо, но родители воочию убедились, насколько продвинулись в успехах их детки. Ведь еще совсем недавно никто из них еще не садился на шпагат, а теперь – вон какие пластичные! Зная, что за ними наблюдают папы и мамы, детки и сами очень старались.

Открытый урок отличался от обычной программы лишь тем, что в заключительной части занятия была показана танцевально-хореографическая композиция.

Маленькие балерины как белые бабочки порхали по залу и увлеченно выделывали свои первые па, чем искренне умилили и порадовали своих близких.

– Детки очень талантливые, – после окончания урока рассказала хореограф Татьяна Борисовна. – Во время занятий я учитываю физические способности своих воспитанников. У каждого ребенка свой личный темп. У одного воспитанника, например, небольшой прыжок, у другого, наоборот – природная способность к высокому прыжку, кого-то приходится тянуть дольше, кого-то меньше. Поэтому, выполняя одно движение, они не могут выполнять его все одинаково. Тем не менее, за неполных четыре месяца дети уже выполняют базовые упражнения

В нашем учебном заведении не приняты выступления подготовительных групп, но я решила изменить традицию и добилась того, что на новогоднем концерте, который состоится в училище, выступят и мои воспитанники. Фрагмент танца дети вам только что показали. Впереди у них экзамены. Строгая экзаменационная комиссия теперь будет оценивать не природные данные, которые учитывались при поступлении, а пластику и ритмику учащихся. Кто-то покинет хореографическое училище, а оставшиеся продолжат учебу. Но не все ученики станут артистами балета. Некоторые папы и мамы приводят сюда детей, чтобы сформировать у них осанку и грацию, а потом переводят их в другую школу. К своим воспитанникам я отношусь строго и требовательно и помимо хореографии воспитываю в них любовь к балету.

Татьяна Борисовна Чернышева окончила хореографическое отделение музыкального училища имени Куренкеева, получила высшее педагогическое хореографическое образование в Институте искусств и 23 года танцевала на сцене столичного театра оперы и балета. У нее было много ролей во всех классических спектаклях балета. В 1993 году Татьяна Чернышева оставила сцену и пришла в хореографическое училище, чтобы передать свои знания и опыт подрастающему поколению. Она принимала активное участие в международных семинарах и на своих выступлениях рассказывала участникам об училище, отечественных артистах, которые работают в непростых условиях, и, конечно же, пропагандировала балетное искусство Кыргызстана. Мало кому известно, что именно Татьяна Борисовна является одним из авторов методики национального классического танца.

Ее ученики много раз представляли нашу страну на международных конкурсах и фестивалях по балетному искусству в России, Австрии, Греции и Казахстане. Труд Татьяны Борисовны был высоко оценен: награждена дипломом II степени за подготовку лауреатов международного конкурса и гордится своими юными дарованиями. Гордится выпускниками, которые работают в ведущих балетных труппах дальнего и ближнего зарубежья, – Канаде, Америке, России, Казахстане и других странах.

Культура – показатель любого народа, нации, – говорит директор хореографического училища Саида Кудайбердиева. – Раньше балет смотрели руководители страны. Имена Бїбїсары Бейшеналиевой, Чолпонбая Базарбаева, Урана Сарбагишева, Рейны Чокоевой и многих других золотыми буквами вписаны в историю отечественной хореографии. Сейчас театр посещает интеллигенция – люди гармонично развитые. Это говорит о том, что жизнь в стране налаживается, и люди снова потянулись к прекрасному искусству – балету. Да и государство в последнее время повернулось лицом к училищу как к единственной балетной школе в республике. Сегодня мы возродили старую добрую традицию. Больше внимания уделяем детям из глубинки. Наши педагоги отправляются в регионы и отыскивают одаренных детей. Для них у нас есть уютный интернат. На питание одного воспитанника выделяется 160 сомов, как спортсменам, потому что балет – это тот же спорт. Целый день стоять у станка совсем не просто. Дети нуждаются в усиленном питании, а также витаминах, которые они получают в виде свежих овощей и фруктов.

Многие желают постичь азы балетного танца. Сейчас у нас более 200 воспитанников. Всех желающих условия училища принять не позволяют. Подготовительное отделение рассчитано на первый и второй классы. С ребятней тут занимаются не только танцами, но и преподают школьную программу. После специального экзамена лучшие продолжают получать хореографическое образование, жаль только, что, изучив азы балетного искусства, молодежь уезжает из страны, потому что за рубежом условия лучше.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.