У слова «везение» есть очень большое количество определений, но самое лаконичное и полностью раскрывающее это понятие звучит примерно так: «Это простое стечение обстоятельств». У везунчиков с детства есть все – материнская любовь, масса игрушек, легко дается учеба в школе и дальше удача всегда и во всем сопутствует им в течение всей жизни.

Восходящая звезда кыргызской эстрады Александр Александрович Деревянченко (сценический псевдоним Алекс), занимается любимым делом, не ждет везения, а пробивается в жизни сам и считает, что только упорный труд и любовь изменят мир к лучшему.

Дед Алекса – Анатолий Деревянченко – уроженец России, воспитанник детского дома, участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Строитель по профессии, он по коммунистической путевке вместе со своей женой Надеждой приехал в Киргизию строить жилье. Так они попали в Гульчу. В 1946 году в Сары-Таше строители нашли маленького ребенка. Семья Деревянченко усыновила его. Мальчика назвали Владимиром, а через год у них родился сын Александр. Анатолий Деревянченко сделал все возможное, чтобы воспитать сыновей и дать им достойное образование. Владимир – ныне полковник милиции, а Александр стал агрономом.

Когда умер отец, Александр сообщил об этом брату Владимиру, но тот не приехал на похороны. Не приехал он и на похороны матери, воспитавшей его. Связь прервалась, восстанавливать ее обиженный брат не собирался.

Алекс родился в1984 году 30 июня в селе Гульча в семье уважаемого земляками агронома Александра Деревянченко. Его жена Лариса сделала подарок супругу: День рождения сына совпал с днем рождения мужа, поэтому отец назвал новорожденного своим именем. Алекс не помнит матери. Она умерла, когда мальчику исполнилось два года. Отец с утра до вечера был занят на работе, а мачехе было не до пасынка. У нее были свои дети, поэтому воспитанием Алекса «занялась» улица: в любую погоду малыш играл во дворе со своими сверстниками – кыргызскими и узбекскими ребятишками, а заодно изучал их языки.

– Село Гульча было многонациональным, но люди все были добрыми, – вспоминает Алекс. – Тогда друзья были мне намного ближе, чем родные. Мне было 8 лет, когда по совету друзей я принял мусульманство. Правда, я все же спросил разрешения у отца: «Папа, можно я приму ислам?» Мой отец, наверное, по-своему любил меня. Он ответил мне так: «Поступай так, как велит тебе сердце. Нет плохой религии, сынок, Бог один».

В детстве умереть от голода мне не дали соседи. Рядом с нами жил лепешечник, узбек по национальности. Я изредка помогал ему, а он угощал меня свежей лепешкой, а иногда давал мне немного денег. В такие дни я устраивал себе праздник, покупал вкусности и лимонад. Моя дружба с соседскими ребятами со временем только крепла. Повзрослев, мы играли в альчики, ордо, гоняли до поздна мяч, участвовали в конно-спортивных играх «Кыз куумай» и «путешествовали».

— Любимым местом, куда мы чаще всего бегали, это была пограничная застава, которая стояла недалеко от Гульчи, – рассказывает Алекс. – Мы смотрели, как российские пограничники занимаются спортом и подражали им. В 1991 году я впервые сел за парту. Учился в средней школе имени Макаренко. Я записался во все спортивные секции: дзюдо, самбо и другие, какие только были у нас. В 1997 году умер мой отец. Я очень переживал, и тогда мой сводный брат Олег, чтобы отвлечь меня, предложил мне поехать в Ош к моей бабушке со стороны мамы. Я согласился. Вечером у бабушки я впервые услышал удивительные звуки. Это подростки во дворе дома пели песни под гитару. Я вышел, послушал их пение, попросил подержать в руках музыкальный инструмент. Пацаны показали мне несколько аккордов, и я понял, что полюбил гитару. Мне было тогда лет 13-14. Чтобы купить гитару, нужны были деньги, а их у нас с братом не было. С Олегом у нас сложились действительно родственные отношения. Хочу сказать, что мой брат был мастером на все руки. В седьмом классе он своими руками собрал мотоцикл. Олег видел, как я хотел этот инструмент, поэтому собственноручно смастерил гитару и подарил ее мне. Закончить 11 классов мне не удалось. Но подаренная братом гитара изменила мою жизнь. Я пел под нее песни, сочинял музыку, а потом сами собой стали складываться стихи.

 

Путь к мечте

Алекс приехал в Бишкек, устроился певцом в один из ночных клубов. Там его заметила Ассоль Молдокматова, которая приняла активное участие в его жизни. Это она оплатила две пластических операции, сценические костюмы и сняла первый клип Алекса. В 2011 году в Бишкеке прошел республиканский конкурс «Мистер Шоу-бизнес», на котором Алекс получил Гран-при.

Как-то раз в одном из кафе Алекс спел для друзей популярный шлягер под аккомпанемент местных музыкантов. Его услышал известный общественный деятель Мирлан Бекитаев. Ему понравился баритон певца и он также помог Алексу записать и снять клип песни «Кыргызстаным» в Алае. Эта песня объединяющая все области республики, призывает чтобы никто не делился на Юг и Север. Потом было два трека, посвященных Чингизу Айтматову. По авторской песне «Чынгыз» снят клип.

Первые сольные концерты Алекса с большим аншлагом прошли в городах Сибири, Туве, Красноярске и Абакане. Не обошлось и без казусов. В Новосибирске милиционеры на два часа задержали поезд, в котором ехал певец. Дело в том, что Алекс не успел перед гастролями поменять паспорт после пластической операции. Пока выясняли его личность, Алекс развлекал милиционеров своим пением. Песни «Очарована, заколдована», «От чего так березы в России шумят» и многие другие тронули сердца блюстителей порядка, да так, что они предложили ему остаться в России. Алекс ответил вежливым отказом.

– Я патриот своей страны, – говорит Алекс, – именно здесь, в Кыргызстане, я черпаю вдохновение в музыкальном и поэтическом творчестве. Я пою песни о Кыргызстане и любви. Это такие песни как «Махабатым», «Асылым-сен», «Жїрєлїчї айрылбай», песни композитора Рыспая Абдыкадырова и Асанкалыя Керимбаева. В моем репертуаре более 80 песен, в том числе и авторских. Вот строчки, посвященные моей стране, Кыргызстану:

 

Бийик тоолор мекендеген

Кыргызстандын жеринде,

Таза аба булактары

Табылбай эч кайжерде.

Баатыр элдин урпактары

Сактап келди элибизди.

Эч убакта унутпайлы

Тууган биздин жерибизди.

 

— Разве можно найти еще такую страну как наш Кыргызстан с его высокими вершинами, чистыми родниками, героическим народом. Об этом я пою в своей песне.

– Я не святой, – признается Алекс, – я много ошибался, но я не стал вором или хулиганом. Хотя предпосылки для этого были, потому что вырос на улице. Меня много раз обманывали. Но я прощаю всех, потому что я – мусульманин. И отношение многих знакомых ко мне изменилось после того, как я стал певцом. Сольного концерта в Бишкеке у меня еще не было. На это нужны деньги. Продюсера у меня тоже нет. Но я надеюсь, что когда-нибудь я буду петь на кыргызской сцене. Я живу по принципу «Хочешь быть счастливым? Будь им!».

Алекс, а Вы знакомы со своим дядей Владимиром Анатольевичем?

– Нет. Отец мой был обижен на него. Я тоже долго обижался на дядю, которого не знал и ни разу не видел. Но сейчас думаю, что у него просто не было возможности приехать. Я оправдываю его жизненными обстоятельствами. Честно признаюсь, я хотел бы с ним встретиться.

Насколько мне известно, Вы – член партии «Бутун Кыргызстан». Почему Вы выбрали именно эту партию?

– «Бутун Кыргызстан» – название само говорит за себя – «Единый Кыргызстан». Это многонациональная партия. Мне глубоко импонирует, что сам Адахан Кимсанбаевич Мадумаров не делит людей на нации и по вероисповеданию. В партии «Бутун Кыргызстан» не обещают материальных благ, сам человек должен постараться достичь своих целей путем упорного труда, а для этого надо изменить ситуацию в стране. Я певец, но я вижу ярко выраженную раздробленность кыргызов на клановые группы, фактически они психологически воспринимают друг друга как «чужаков» и острые межклановые противоречия становятся генератором напряженности в кыргызском обществе. С другой стороны, данная ситуация связана с последствиями распада СССР – разрушением того единого геоэкономического и геополитического пространства, в котором зародился и развивался Кыргызстан, а также с малоэффективной политикой нашего руководства.

Речь идет о смене ментальности, коли мы являемся демократическим, цивилизованным государством. Надо поднимать духовную культуру нашего народа. Всем нам нужно твердо осознать, что пока мы крепки в своей вере, пока мы не предали те моральные и нравственные ценности, которые веками помогали нашим предкам преодолевать самые страшные испытания – никто на свете не сможет нас победить, никто не сможет диктовать нам, как жить и что делать. И наоборот, если, не дай Бог, разрушатся наши духовные основы, тогда не будет и государства. Мы просто перестанем существовать как самобытная и самодостаточная цивилизация. Я выбрал свой жизненный путь. Я столько пережил в жизни, что мне совсем не хочется, чтобы в моей стране так жили сегодняшние дети, в том числе и моя дочь. Сегодня я всю боль души выражаю в своих песнях, которые пишу сам и делаю на них аранжировки. Я душой болею за свою страну.

Нурия ШАГАПОВА.

Фото из архива Алекса.