Мало того что на прошедшем в Минске саммите ЕврАзЭС не участвовал президент Атамбаев, так еще отправил туда даже не главу правительства, а первого вице-премьер-министра Жоомарта Оторбаева. Это вызвало разные предположения у зарубежных СМИ. Опираясь на мнения белорусских экспертов, «Независимая газета» причину неявки Алмаза Атамбаева в Минск объяснила предоставлением Белоруссией политического убежища экс-президенту Курманбеку Бакиеву.
Но судя по написанному газетой есть еще другая причина «этого демарша» Атамбаева. Официальный Бишкек недоволен отношением миграционной службы России к кыргызстанцам, арестом сотен человек и их депортацией.
Участие в прошедшем саммите лидеров стран СНГ даже не главы правительства, а первого вице-премьера указывает на «охлаждение» отношений между Бишкеком и Москвой. «Биржевый лидер» пишет, что некоторые эксперты характеризуют неявку Атамбаева в Минск как отход на шаг назад Кыргызстана от вхождения в Таможенный союз.
«Положение сегодняшнего лидера Кыргызстана тяжелое. Его критикует не только оппозиция, но и представители правящей коалиции: «Идет к авторитаризму, нет результатов работы». В таких условиях предпринимаются действия по разворачиванию внимания народа в другую сторону и демонстрации президента в качестве принципиального, волевого политика. Однако крайне сомнительно, что такой ход принесет пользу главе государства. Если внутри Кыргызстана он олицетворяет двуличие представителей власти, то на международной арене может окончательно потерять доверие как партнер к руководству Кыргызстана», — пишет Сергей Кожемякин.
В то же время некоторые китайские чиновники говорят о создании экономического пояса под названием «Жибек жолу» («Шелковый пусть») на пространстве Центральной Азии, начали призывать Кыргызстан отказаться от вхождения в Таможенный союз. «Китай работает над концепцией «Шелкового пути». Он обязан объединить Китай и Центральную Азию с огромнейшим потенциалом. Кстати, если Россия захочет, тоже может присоединиться к «Шелковому пути». Таможенный союз – это всего лишь 3 страны, неизвестно, кто к нему еще присоединится», — сказал на указанном круглом столе вице-президент Института по международным проблемам Китая Жуань Цзуэнь.