Без ветра трава не шелохнется. Сейчас в Таласе упала цена на фасоль, что вызывает недовольство людей. Пока никакая сторона не прояснила причины этого. Между тем обратились с тревогой крестьяне, а также молодые активисты, говоря, что в области никак не решаются вопросы с месторождениями.

Малик Тайгожоев, герой 7 апреля: «Сели на 7-8% по фасоли»

— Простые крестьяне в Таласской области выживают главным образом благодаря ведению крестьянского хозяйства. В том числе выращивают картошку и фасоль. Фасоль в течение 2 лет в цене, неплохие условия жизни у таласских крестьян. В этом году установили особую цену, точнее, цена за 1 кг фасоли достигла 75-80 сомов. Но в почему-то в последние дни цена упала на 5-10 сомов, возникли непонятные обстоятельства, сейчас в Таласе этот вопрос усиленно обсуждается. Судя по услышанному нами, снова обострился старый недуг «крышевания» компаний областными руководителями, в том числе недуг у областного руководителя, акима, начальника ОУВД, и других чиновников, которые сели на долю — на условный 1 кг фасоли. Некогда говорили, что такими делами занимаются «черные», возникал огромный скандал. Сейчас в Таласе нет «черных». Нехорошо, что совершаемые ими преступления против народа делает областное руководство. Еще 3 дня назад цена на фасоль была 80 сомов, а сегодня упала на 7-8 сомов. В некоторых отдаленных селах цена  упала до 62 сомов. По услышанной нами информации, оказывается, фирмы должны скупать у нас фасоль по 2,5 или 3 долларов. Но не получается по 3, а даже не тянет до 2 долларов.

— Не надо говорить: «говорят», необходимо ведь пойти к областному руководителю, работать с соответствующими отраслями. Не разъяснило ли областное руководство причины мгновенного падения цены на фасоль?

— Нет, не было никаких разъяснений. Ну, если руки областного руководства не освобождаются от интриг, слежки и подобного, к тому же, когда сами крышуют, то откуда взяться разъяснениям? Сейчас в нашей области у народа уже нет такого: «сказал, говорит». Скажешь – и тебя затаскают.

— Я не понимаю ваших слов: слежки и прочего. Что значит, затаскают?

— На самом деле, мы поднимаем множество подобных проблем народа, бегаем. Только недавно проводили собрание о месторождениях, туда явилась областной руководитель Койсун Аблабековна с водителем Куралом и старшим братом Мурасом, старались сорвать собрание. Там с песнями выступал Сагынбек Момбеков, а его Мурас стал бить ногами и угрожать: «Зачем ты поешь?» А водитель Курал нападал на всех, цеплялся, чтобы вызвать конфликт. Это ведь неуважение к народу. Свобода означает, что избранное народом руководство должно служить народу. Это и есть спрашиваемая вами слежка и прочее. У Койсун Курманалиевой есть еще младший братМурат. Их называют «ОБОНовцы Орто-Арыка». Односельчане Койсун Курманалиевой. Стоит где-то залаять собаке, бегут туда и не откажутся говорить: «Уходи! Что ты лаешь на Койсун?» Наш Талас не улучшится, пока оттуда не уйдет Курманалиева. Прошло 4 года после революции, а она не сгодилась посадить 4 кустика. Только одни интриги и интриги. Пока из Таласа не уйдет Койсун, а из Кыргызстана Текебаев, видимо, не будет никакого улучшения.

Таалай Исмаилов, герой 7 апреля, активист: «Если китайцы войдут в Талас, судьба этого правительства будет решена в тот же день»

— Таалай мырза, а вы что скажете?

— Уже сказали об обстоятельствах с фасолью. Я скажу о вопросах месторождения. Не только в Таласе, но во всем Кыргызстане отношение народа к месторождениям острое. Мы не ошибемся, сказав, что в этом виноваты наши же руководители. В последнее время вопросы Кумтора, мафия и коррупция у кого угодно вызывают раздражение. Не могут привлечь к наказанию ни одного человека по Кумтору, и сказанное сегодняшним правительством: «Не начать ли нам осваивать Джеруй или другое месторождение», вызывает непроизвольный смех. Мы изначально считаемся группой, требующей не вскрывать месторождения в Таласе. Но мы не из тех, кто говорит: «Объявить мораторий на 50 лет». У нас с самого начала была одна цель: «Мы не допустим разработки ни одного месторождения сегодняшним бессильным правительством, никак не оправдавшим доверия народа, не обманемся, иначе проиграем и упустим их из рук».

Это, во-первых. Второе – стало проясняться, что они говорят: «Приведем китайскую компанию на тот же Джеруй в Таласе». Это раскрыли и китайские компании, на встрече по кыргызско-китайскому партнерству, некоторые китайские компании открыто сказали, что им отдадут Джеруй. Мы не говорим, что правительство отдало им, но после предоставления Китаем нам 3,5 млрд долларов наши будут послушны китайцам, так мы сказали. В том числе может среди прочего оказаться и наше  золотое месторождение Джеруй. Я скажу нашему правительству, не немецкому правительству, а нашему правительству: «Как только китайцы войдут в Талас, включая Джеруй, в тот же день кончится день этого правительства». Пусть знают.

— Так ведь кроме китайцев, мы ни в какой стороне не нашли больше финансовой поддержки? И что будет с нами, если вы так делаете?

— Нет, я же не говорю, чтобы абсолютно не осваивали месторождения. Пусть осваивают, но с новыми технологиями. Чтобы не было экологических вредностей, снимут маски как с Кумтора. И второе – пусть китайцев категорически не вводят. Открыто скажу, иначе это может стать началом большого конфликта. У китайцев есть только одна цель – начиная с золота и до угля с железом, вывезти за бесценок к себе. Железная дорога, которую собираются строить, послужит этому большой предпосылкой.

 

 

Источник: газета «Учур» б/н от 10.10.2013 / стр. 13