Как все-таки верно замечено нашим великим среднеазиатским мыслителем и поэтом Юсуфом Баласагунским. Его такие строки дошли до нас еще с 11 века. И они сегодня звучат, как будто вчера сказанные, актуально предупреждающие род людской:
Болезни все – а их на свете много –
Приходят к нам в нутро такой дорогой:
Ты от плохих продуктов чрево береги,
Они – твои болезни и твои враги…
Вот так. Еще издревле было известно: от того, что мы едим, а шире – потребляем, зависит наше здоровье и сама жизнь. И потому ветеринария, а в переводе с латинского значит – ухаживающий за скотом, лечащий его, одна из древних наук на земле нашей. Она берет свое начало, по некоторым источникам, еще с 4 века до нашей эры. И сегодня ветеринарное дело – одно из важнейших. По существу, люди, посвятившие этой труднейшей и ответственейшей профессии свои жизни, взяли на себя очень большую и самую главную защитную миссию за выживание рода людского. И, собственно, беда подстерегает ту страну и ее народ, в которой ветеринария престает выполнять или не в полной мере справляется со своей жизненно необходимой работой.
Нам, как специалистам, много лет своей жизни отдавшим ветеринарному делу, даже больно говорить, что, к большому сожалению, это государственно значимое дело сегодня в нашей республике не вполне выполняет свою благотворную полезную работу. О чем прямо кричат и такие факты. Наши близкие соседи Узбекистан и Казахстан в 2006 году ввели запрет на ввоз мяса из нашей страны. Причина – болезнь животных – ящур. Будто уже сегодня этой болезнью наши животные не болеют. Но эти государства не торопятся снимать запрет. Да и потом, наверное, есть и доля правды в этом. То в Нарынской области были случаи болезни овец оспой, то обнаруживаются вспышки сибирской язвы и бешенства животных. А тут еще нагнал страха и грозный случай заражения в одном из районов Прииссыккулья и с рецидивом смерти подростка от бубонной чумы. Сегодня карантин в том селе и в этом районе полностью снят. Но его черное пятно осталось. И серьезно следует разбираться: почему в последние годы ветеринарная служба Кыргызстана, прямо скажем, из-за этих болячек не в чести. Казалось бы в ней есть и доныне работают опытные специалисты. А острозаразные заболевания животных не прекращаются. Наносится большой урон животноводству, не растет производство продукции ферм. Подрывается имидж Кыргызстана как экспортера.
Давайте разбираться. Конечно, как и понятно всем, ветеринар – это особый врач. Он – лекарь животных. И эта особинка прежде всего состоит и в том, что он, конечно, не может спросить у своего «пациента»: «На что жалуетесь?» Всё и обо всем – о всех болезнях скота ветеринарный врач должен знать сам. И довольно хорошо. Это одно из главных условий. Но другое – сама организация ветеринарного дела в республике. И она, если слаженно и четко работает, оснащена всем необходимым, если в ней достаток квалифицированных специалистов, если такой ответственейший труд достойно вознаграждается, то тогда и только при этих условиях ее работники должны и обязаны выполнять хорошо и отлично свою работу… Тем более, что по наметкам в «Дорожной карте» нашей страны мы идем и готовимся к вступлению в Таможенный союз вместе с нашими дружественными государствами, а ими уже являются Россия, Казахстан и Беларусь. И требования входа в Таможенный союз вполне понятно возрастают и к нашей ветеринарной службе. Один из ряда других фактов. Недавно, в июле этого года, более 10 таких предприятий Кыргызстана были проинструктированы специалистами Таможенного союза. Обнаружены определенные недостатки, которые необходимо устранить. Только в этом случае эти предприятия могут быть включены в список экспортеров… А такое устранение – это также и работа ветеринарной службы. Но как можно устранить, если приказом Минсельхоза республики была ликвидирована пограничная служба на границе и транспорте? И только после определенного времени решением Межрайонного суда Бишкека она была восстановлена в прежнем статусе. Но и сегодня заинтересованными госчиновниками ведутся кулуарные игры, препятствующие нормальной работе ее подразделений.
И здесь мы подходим к одному из основных, прямо скажем, острых на сегодня вопросов – об организации работы ветеринарной службы республики. Повторимся, к великому сожалению, она сама находится на грани развала. Ежегодно под видом оптимизации, ликвидации и преобразования в ней идет сокращение государственных ветеринарных специалистов на 10-20 процентов. С 1992 года по настоящее время сменилось 23 главных государственных ветеринарных инспектора республики. Если еще 20 лет назад ветеринарных специалистов в нашей республике было 3570, а в каждом совхозе и колхозе – по 10-15, то теперь в некоторых аильных округах даже одного ветспециалиста, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Сегодня на одного ветеринарного врача приходится около 3 тыс. условных голов КРС, а по норме требуется 500-600. Ветеринары практически не успевают проводить даже элементарные санитарные и противоэпизоотические мероприятия. Тогда как же в подобных условиях проводить качественно свою работу?.. Более того, под видом различных реформ, а, возможно, в личных интересах отдельных госчиновников, делаются попытки разделить единую ветеринарную службу, образовав в ней еще и госветинспекцию. Генеральная прокуратура КР своим представлением признала незаконным такое действо и ликвидировало Государственную ветеринарную инспекцию. Но… вновь необоснованно и без законодательной базы стало возможным повторное образование Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности уже при Правительстве КР с передачей ей функций по определению политики по ветеринарным вопросам. И опять образовалось двоевластие. Дублирование двух ветеринарных субъектов, хаос и неразбериха приводят к очень вредным последствиям, наносят огромный экономический ущерб государству.
И здесь следует сказать, госинспекцией и Минсельхозом до сего времени не исполняется решение Межрайонного суда Бишкека, которым признана недействительной «ликвидация главного управления госветнадзора на границе и транспорте». Под видом разных причин не выполняется решение Свердловского райсуда от 30 мая 2013 года о выплате долгов по зарплате сотрудникам этого управления в сумме свыше 9 миллионов сомов. И только благодаря вмешательству премьер-министра КР Ж. Сатыбалдиева вопрос этот сдвинулся с мертвой точки.
Постановлением Жогорку Кенеша КР от 26 сентября 2012 года №2294-V п.2. дано поручение в кратчайший срок рассмотреть вопрос об образовании отдельной ветеринарной службы при Правительстве КР на базе департамента государственной ветеринарии. Но и оно не выполнено. Напротив своим постановлением правительство ликвидирует департамент государственной ветеринарии с передачей его функций надзора и контроля, включая финансовые, материально-технические средства, административные здания профильной госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР. Причем она, согласно утвержденному «положению», распределяет материально-технические средства, ветеринарные принадлежности, биопрепараты, списывает материальные ценности, выдает разрешение на вывоз, ввоз грузов (животных) подконтрольных госветнадзору. Сама перед собой отчитывается. Сама себя проверяет и занимается организацией платных услуг.
И совсем уже непонятное здравому смыслу. Правительство КР издает постановление о наложении моратория сроком на 2 года на проведение всяких инспекторских проверок субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся переработкой продукции животноводства. И возникает резонный вопрос. Тогда надо ли было образовывать большую армию госветинспекторов и фитоинспекторов?
Кроме этого, еще и такой парадокс: госинспекция оказывает платные ветеринарные услуги, которые совершенно недопустимы как надзорному органу государственной службы республики. Полный абсурд и бред. Тем более, что в2010 г. была попытка разделения единой ветеринарной службы с образованием Госветинспекции, которую Генеральная прокуратура КР своим представлением признала незаконной. И еще: в новой утвержденной структуре госинспекции отсутствуют межрайонные подразделения, которые были упразднены согласно постановлениям Правительства КР от 7.05.2013. Но несмотря на это, руководство Госинспекции вместо упразднения своим приказом межрайонных инспекций, занимается незаконными назначениями некомпетентных специалистов на руководящие должности городов и районов, не уволив прежних спецов. Кстати, в этой системе есть большая группа специалистов, задолженность по зарплате которым составляет 14 месяцев. Мыслимо ли, если бы чиновникам в правительстве не платили зарплату? Как бы они отреагировали на это конституционное беззаконие?..
Надо сказать, что вновь созданная госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР, абсолютно не имеет ни законодательной, ни материально-технической базы. На местах отсутствуют служебные помещения, лаборатории, транспорт и многое другое для эффективной работы.
Поскольку вся ветеринарная служба, а в ней 906 человек оказались в роли государственных ветеринарных инспекторов, то в зональных, городских и районных структурах, а также в службе пограничного ветеринарного контроля исчезли исполнительские функции. Работа Госинспекции совершенно никому не подотчетна и не контролируема. И только из-за этого никто из руководства госинспекции не понес ответственности за массовую гибель овец в Сузакском районе. Более того, это ЧП с тяжелыми последствиями даже не было рассмотрено на коллегии инспекции.
Республика Казахстан и Российская Федерация являются крупнейшими государствами с огромными экономическими потенциалами, с развитым животноводством и перерабатывающими отраслями мясомолочной продукции. В этих республиках создание отдельной госинспекции по ветеринарному и фитосанитарному надзору при министерствах сельского хозяйства является вполне обоснованной и востребованной. А вот в нашей республике, где практически уже нет колхозов, совхозов, мясокомбинатов, откормочных хозяйств, кормоперерабатывающих заводов, которые, по известным нам причинам, в свое время были развалены и ликвидированы, то… значит, нам совершенно не приемлемо создание отдельной ветеринарной службы республики в лице госинспекции. Тем более, решением профильного комитета ЖК КР от 10.09.2012 г., постановления ЖК КР от 26.09.2012 г., представлениями Генеральной прокуратуры КР от 17.10.2012 г., 22.11.2012 г., 24.05.2013 г. Правительству КР предложено немедленно устранить грубейшие нарушения и приведение ветеринарной службы республики в правовое поле. И пока это основное требование не будет выполнено, трудно будет рассчитывать на полное выздоровление и самой ветеринарной службы. Тем более, что мы знаем, что большая и вполне определенная часть наших человеческих болезней приходит к нам и потому, что у нас нет сегодня надлежащей работы ее структур. Да и она сама, так сказать, валяется в «реформационных болячках». А определенные наши госструктуры по незнанию или по другим причинам продолжают ее разрушать. Хотя должны бы всячески способствовать ее выздоровлению. Дело то ведь особой государственной важности. Выстроенная правильно и работающая качественно ветеринарная служба республики, в конечном счете, стоит на страже продовольственной безопасности нашего народа.
«Нет друга, равного здоровью, как и врага, равного болезни», – гласит древняя восточная мудрость… Она очень актуальна и сегодня.
Жолдошбек ОСМОНАЛИЕВ,
главный специалист департамента государственного ветеринарного надзора.
Эрик ДУНГАНОВ,
начальник пограничного ветеринарно-контрольного пункта аэропорта «Манас».