Народный фольклор утверждает, что мечты сбываются не только в «Газпроме». Некие господа мечтали заработать на поставке праворульных автомобилей. Если раньше их поставляли из Японии, то в последние годы переключились на импорт из Армении и Абхазии. Им упорно твердили, что такие машины в республику завозить нельзя. Мол, закон такой принят и нарушать его нельзя.

Но мечтатели не унимались. Они верили, что если упорно чего-то хотеть, то оно обязательно сбудется. Хотите – получите! Президент Садыр Жапаров недавно всё-таки разрешил легализовать автомобили с иностранными номерами. В связи с этим кабинету министров дали задание в течение двух месяцев разработать процедуру регистрации этих машин. Действительно, сколько можно взирать на авто с чужими номерами (регистрацию-то они не прошли) на наших дорогах.

И вот праздник пришёл. С 1 марта в республике началась легализация праворульных авто. Акция продлится до августа. Причём всех предупредили, что узаконят только автомобили, заехавшие в страну до 31 декабря 2024 года. Всё, что привезли уже в нынешнем году, после многочисленных предупреждений, что нарушать установленные правила нельзя, в очередной раз будет считаться незаконным. Так и должно быть, если, конечно, снова не наступит момент, когда подобных машин опять станет слишком много и их владельцы опять начнут жаловаться, что на хорошие автомобили у них денег нет. Тогда власти вновь вздохнут, махнут рукой на презирающих закон граждан и проведут новую кампанию торжества непослушания.

Что сейчас должны знать владельцы праворулек? В первую очередь законными станут машины, имеющие все необходимые документы. Затем возьмутся за авто без документов, но соответствующие техническим требованиям. Всех остальных регистрировать не станут. Однако само государство с этим транспортом ничего делать не будет. Оно готово разрешить вывезти его за пределы страны или разобрать на запчасти. Хозяевам «лохмутов» подобные предложения слышать обидно. Их машинки хоть и без документов, да и собраны, как детский конструктор, из разных деталей, но ведь колёса у неё есть. И она как-то бегает. Так почему нужно её опять разбирать на запчасти?

Заместитель председателя Налоговой службы Кубанычбек Ысабеков заявил, что объявленная легализация автомобилей с армянскими и абхазскими номерами акция разовая. Он напомнил, что в том же указе поручено не допускать впредь попадание на территорию Кыргызстана таких автотранспортных средств, а также ужесточить меры ответственности. Если вдруг выявится ввоз новых таких авто, то их владельцев будут жестко (и никак иначе) наказывать, а автомобили конфискуют. Напугает ли эта угроза поставщиков машин? Вряд ли. Точно так же их стращали и раньше. Но в итоге власти, которым совсем не хотелось недовольства многотысячной армии владельцев праворульных авто, пошли народу навстречу. Закон переступили. Так почему это сделали только раз? Если сильно попросят, то можно будет повторить.

Но чтобы радость от легализации не зашкаливала, власти сообщили владельцам праворульных машин, что даже узаконив свои авто, они не смогут, например, получить лицензию для использования их в службе такси. Да и сама процедура превращения в законное авто не будет бесплатной. Предполагается, что она обойдётся в 100 тысяч сомов. Помимо этого, нужно будет оплатить ещё две тысячи за государственный номерной знак и свидетельство о регистрации. Эта сумма для всех машин, подпадающих под легализацию, будет одинакова и независима от марки.

Несмотря на то, что незаконные пока машины бегают по всей стране, у всех них после легализации на номерах будет указан единый регион – 10-й. Фактически машины станут межрегиональными. Возможно, это сделано для упрощения выявления праворульных на дорогах. Ведь сейчас для узаконенных машин хотят предложить ещё некоторые ограничения. Например, владельцам запретят их перерегистрировать и, естественно, продавать. Нельзя будет и передавать управление транспортным средством. За рулём может находиться только сам владелец, личность которого подтверждается свидетельством о регистрации авто. Также такие машины не пропустят на границе – выезд из Кыргызстана будет под запретом. Пока это только предложения. Как сообщили в ГУ «Унаа», утверждение запретов будут согласовывать с Администрацией президента.

Но пока суть да дело, владельцы машин с армянскими и абхазскими номерами уже стали говорить, что плата за легализацию в 100 тысяч сомов для них велика. Они просят снизить её хотя бы вдвое – до 50 тысяч. Их также печалит, что они не смогут продать свои машины. Поэтому просят, чтобы подобного ограничения в распоряжении движимой собственностью не было.

Так сколько машин пройдут легализацию? Оказывается, назвать их число довольно трудно. Директор Госагентства по регистрации транспортных средств и водительского состава при кабмине Бакытбек Шералиев отметил, что у них нет точных данных о количестве автомобилей с иностранными номерами, поскольку их учет никогда не велся. Автомобили свободно заезжали в Кыргызстан, нигде на учет не вставали и вольготно начинали передвигаться по стране. Но начальник обнадежил, что когда-нибудь неизвестное станет известным: «По итогам акции по легализации автотранспортных средств с иностранными номерами мы подготовим отчет, в котором будет указано, сколько машин прошли эту процедуру».

Легализация только стартовала. Все предупреждения прозвучали. И вот уже депутат Марлен Маматалиев сообщил коллегам, что по информации МВД в страну вновь пытались ввезти более тысячи праворульных машин. Видимо, автомобильные бизнесмены, сумевшие заставить власти пойти на нарушение закона, уверены, что и дальше будут делать что хотят. И пусть чиновники твердят, что легализация будет разовая и все завезённые в нынешнем году праворульные машины уж точно будут вне закона. Люди в это не верят.

P.S. На одном из заседаний комитета Жогорку Кенеша депутат Эльмурза Сатыбалдиев предложил мэрии Бишкека рассмотреть возможность введения запрета на передвижение в столице праворульного транспорта. Владельцы таких машин, по его задумке, доехав до города, дальше должны будут пересаживаться на общественный транспорт. Правда, бывший генпрокурор не сказал, что делать с такими машинами, имеющимися у бишкекчан. Им-то никуда доезжать не надо. Они уже в городе. Про это пока молчок.

Александр НЕНАШЕВ.

Фото www.