Распространенными видами кыргызского народного искусства являются резьба по дереву, камню и кости. О древнейших памятниках резьбы по камню свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки – петроглифы, которые нашли археологи в национальном парке Саймалуу-Таш Джалал-Абадской области, другие исторические памятники Иссык-Кульской и Таласской областях. Древние изображали на скалах и отдельных камнях горных козлов, лошадей, маралов, а также выбивали ритуальные сцены и сцены охоты. А из дерева, костей и рогов животных они делали чаши, черпаки, а также вытачивали тонкие пластинки, которыми украшали музыкальные инструменты.

В настоящее время уникальные изделия народного прикладного искусства можно увидеть не только в музеях Кыргызстана. Один из мастеров, который достойно представляет традиционную национальную художественную культуру – это резчик по кости и дереву Докдурбек Джусупович Сарбаев.

Докдурбек Джусупович родился 1 января 1957 года в Кара-Балте. Его родители жили в верхней части города, который во времена Союза назывался «Почтовый ящик», потому что там был расположен горнорудный комбинат по переработке урансодержащей руды. Потом они переехали в село Беловодское, где Докдурбек провел свое детство и окончил Первомайскую среднюю школу №2.

– Брат отца Дуйшон Сарбаев работал на строительстве БЧК. Весной 1941 году его призвали в армию, а летом началась война. Что я помню из его рассказов о войне, так это то, что он воевал в Ленинграде, на так называемом «Невском пятачке», который представлял собой узкую полосу земли шириной в800 метрови длиной около трех километров и простреливался немцами со всех сторон. За три года войны там погибло много советских солдат. Несмотря на большие потери, команды отступать никто не давал, потому что это был самый важный участок суши, по которому должны были пройти советские войска, чтобы прорвать блокаду. В 1943 году дядя получил тяжелое ранение в ногу, долго лечился в госпитале, а после лечения был комиссован.

Дядя Дуйшон не любил рассказывать о войне. Когда я начинал приставать к нему с вопросами, он говорил: «На войне нет ничего хорошего. На фронте я убивал врага. Если я его не убью, он меня убьет. Не дай Бог никому пережить то, что пережили мы. Я был в блокадном Ленинграде, видел, как умирали от голода и холода люди. Это страшно, и сама война страшная».

Дядя не мог говорить, он плакал.

Вскоре у моего дяди появилось увлечение: дядя стал вырезать из дерева фигурки животных и людей, а потом, освоившись, научился делать седла и конное снаряжение. Его все любили и уважали в селе. Я часто приходил смотреть, как он работает, и мне это нравилось. Я пытался подражать ему. Позже я узнал, что в нашем роду были резчики, видимо, любовь к творчеству передалась мне по наследству.

В школе у нас был учитель по рисованию Геннадий Иванович Фесенко. Он заметил мои склонности к рисованию. Вообще все дети рисуют, но, видимо, в моих рисунках было нечто особенное. Поэтому он посоветовал мне после восьмого класса поступать в художественное училище. Но я не поступил, потому что провалил экзамены. К тому времени, когда я оканчивал школу, многие деятели искусств стали говорить о возрождении народных промыслов, поэтому после десятого класса я подал документы в профессиональное училище народно-хозяйственных промыслов имени С. Чокморова. Немаловажную роль в моем становлении как резчика сыграл Геннадий Григорьевич Мурашов, наш соотечественник, который родился и жил в Караколе, затем уехал в Россию. Сюда он вернулся по приглашению и преподавал у нас в училище резьбу по кости и дереву. Мастер высокого класса, он вырезал удивительные вещи. Лебеди у него получались точно живые, а узоры-снежинки на вазе такие легкие и воздушные, что, кажется, дунь на них – и они растают. Но удивительно вот что;  я учился у него, а сам мечтал сделать свою работу лучше. Наверное, в этом нет ничего плохого, что ученик пытается превзойти в мастерстве своего учителя.

Моя дипломная работа – шахматы. Доска представляла собой боевое поле, а шахматы в виде воинов в национальных доспехах и кольчугах. Для работы мне пришлось распаривать и выпрямлять кости, мелкие детали склеивать. Ажурную резьбу подобную работам Мурашова я попытался воплотить в кольчугах воинов. И мне это удалось. За свою дипломную работу я получил высший балл. В настоящее время мои шахматы находятся в музее художественного училища.

В 1991 году друзья познакомили меня с Гульнарой, дочерью детского писателя Асанбека Тезекбаева. Она училась в КНУ на факультете иностранных языков. По обоюдному согласию я ее «украл» и вот уже 22 года мы вместе. Воспитываем двух дочерей и сына.

 

Семейный подряд

– Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного, где не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают это сходство, – рассказывает Докдурбек Джусупович. – Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки, поэтому не только я, но и другие мастера не могут удержаться, чтобы не выполнить из такого рога анималистическую скульптуру. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос – и сразу можно узнать, к примеру, волка, медведя или барса. К снежным барсам у меня особое отношение. В них больше силы и жизненного огня. Барсы – это комок неуемной энергии, и при этом они так грациозны в движении. Недаром они относятся к семейству кошачьих. Видел я не раз живого барса в вольере. Казалось бы, ему нет никакого дела до окружающих, но выдает взгляд: настороженный, хищный, жестокий. Очень красивое животное, мне оно очень нравится. Поэтому и вырезаю его чаще других, – признается мастер.

Рисунок рога очень разнообразен, он имеет множество цветов и оттенков от черного переходящего в приглушенный серый, а затем почти и к белому. Поэтому работы мастера Сарбаева ясны и выразительны. Ему нравится вырезать фигурки снежных барсов, волков и медведей, хотя в его творчестве есть композиция с рептилией и беркутом. «Беркутчи» («Охотник с беркутом»), «Волки», «Прыжок в ночи», резные шахматы из кости и дерева, лук и стрелы, картины из войлока. Его дом – настоящий музей.

– Картины не мои, – смеется мастер. – Несколько лет назад моя жена Гульнара увлеклась войлоком. Теперь она с удовольствием изготавливает картины, делает сумочки, модные шляпки и разные женские аксессуары. Сын учится на архитектурном факультете. После окончания университета присоединится к нам, и будет у нас настоящий семейный подряд по возрождению традиционной национальной культуры.

 

Путь к признанию

В начале 2000 года в музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева состоялась выставка «Великий Шелковый путь», в котором впервые принял участие и Докдурбек Джусупович Сарбаев. Его работы по достоинству были оценены специалистами. Имя мастера внесено в «Книгу памяти». В 2005 году самые лучшие его работы были выставлены на открытии торгового комплекса «Берекет», а во время мартовских событий мародеры не побрезговали и сувенирами. Среди них была уникальная композиция Д. Сарбаева «Переселение на джайлоо» – высоко в гору (гора – полуметровый рог горного козла) поднимается караван скотоводов. Уникальная задумка автора передавала реальную жизнь кочевников. Сам по себе этот сувенир уже является народным достоянием. Но вряд ли это было известно мародерам, которые и не знали, что крадут. Создавать еще один такой шедевр мастер не желает. Он не дублирует свои работы. У него каждый сувенир индивидуален и уникален.

– Я принимаю участие во всевозможных республиканских и международных выставка, – говорит Докдурбек Джусупович. – Это несложно и даже престижно представлять свою страну за рубежом. Но всегда возникают проблемы на границе и особенно на кыргызско-казахской. Казахские таможенники не хотят нас пропускать несмотря на то, что мы официально предоставляем им приглашение их же стороны. Пошлина за каждый килограмм сувениров составляет 5 долларов США. Эквивалент требуют долларовый, а не в сомах и тенге. На границе творческие люди беспомощны и беззащитны. А ответ один: «Хочешь участвовать? Плати. Нет? Возвращайся назад». В России к нам относятся уважительно, а наши соседи буйствуют. Так всегда. Пусть трудно, но мы все равно платим, выезжаем и участвуем в выставках, чтобы показать людям свои работы, чтобы лишний раз продемонстрировать, что и в нашей стране, несмотря ни на что, народ не забыл свои традиции и народное прикладное искусство.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.