Власти Колумбии запустили процесс подъема затонувшего испанского галеона «Сан-Хосе», на борту которого находятся ценности, которые стоят многие миллиарды! долларов. Это золото, серебро, драгоценные камни и всякие предметы искусства. Кому именно все это принадлежит- непонятно, но местные власти явно не намерены упускать такой куш. Если он, конечно, имеется, что вовсе не факт.
Первый этап экспедиции, которая уже началась, будет заключаться в сборе информации — что и где лежит, как вытаскивать. На дно отправят подводные дроны и прочую технику, будут много фотографировать и делать ЗD-модели. И только после того, как все станет более-менее понятно, начнется подъем сокровищ. На которые уже собираются наложить руки американцы. Галеон нашли в 2015 году, однако некая компания Sea Search-Armada из США заявляет, что обнаружила его еще в начале 80-х. Почему тогда никому ничего не сказали, сенсация же? Наверное потому, что 40 лет назад ничего и не было найдено.
«Сан-Хосе» утонул 8 июня 1708 года, получив повреждения в бою с английским флотом. Как несложно догадаться, «просвещенные мореплаватели» собирались оприходовать находящийся на его борту груз, но перестарались, стреляя из пушек, всё ушло на дно. Такова, во всяком случае, официальная история.
Так называемые «золотые галеоны» — один из непременных атрибутов книжек (и фильмов) про всяких там разных пиратов. Таковые вроде как были, и морские разбойники их регулярно грабили.
Однако не стоит считать испанцев этакими простачками, они ими никогда и не были. Пираты — очень хорошее прикрытие для тех делишек, которые проворачивали благородные доны с поставками драгметаллов в метрополию. Условно говоря, до Испании доходил один десятый, а то и двадцатый транспорт, все остальные либо «грабили» либо они тонули… типа вместе с ценным грузом.
Кстати, испанцы тоже заявили претензию на «Сан-Хосе», ведь это корабль как бы их флота. И с этим очень сложно поспорить, оно так и есть. Разве что король сейчас другой — нынче в Мадриде правит Филипп VI, а тогда, в 1708-м, на престоле сидел Луис I. Но династия та же самая — Бурбоны! То есть это их золото и драгоценности. Если там, на глубине 300 метров, вообще что-то есть.
Колумбийцев могут заставить все вернуть, прецедентов хватает. В 2007 году американская компания Odyssey Marine Exploration нашла испанский фрегат, затонувший в 1804-м, и подняла с него 17 тонн золота и серебра в монетах.
Испания заявила протест, и королевское имущество пришлось отдать его законному владельцу. Так что если вы собираетесь на моря-океаны искать сокровища, сперва стоит ознакомиться с международным правом…
Где-то у берегов Индонезии на дне океана лежит судно Flor de la Маг («Цветок моря»), которое ушло под воду в 1511 году. На его борту было около 200 сундуков с золотом, алмазами, китайским фарфором, всякими ювелирными украшениями и прочими культовыми предметами из драгметаллов. Вроде как самый ценный груз в истории, который утонул.
Местные власти, судя по всему, в курсе, где находятся сокровища, и кладоискателей всячески гоняют. Но сами под воду не лезут — препятствуют те же самые юридические коллизии. Каракка (большое парусное судно XV-XVI веков), португальская, то есть Лиссабон в любой момент может потребовать свою собственность. Поэтому пускай валяется на дне, может, времена изменятся.
Прецедентов «пустышек» — когда сокровища разворовали ещё до кораблекрушения — тоже хватает. 14 ноября 1854 года у берегов Крыма, близ Балаклавы, потерпел крушение британский парусно-винтовой фрегат «Принц», к названию которого прибавляют слово «черный».
Корабль, помимо всего прочего, вез жалованье британским (и иным тоже) войскам, которые находились на полуострове. Шла Крымская война, а без денег «общечеловеки» воевать не желали. Всего на — — Rumn более 200 тысяч фунтов стерлингов золотом – огромная сумма по тем временам. Да и по нынешним тоже приличная.
В 1923 году молодая советская власть, которая очень нуждалась в деньгах, попыталась найти «Черного принца». Была организована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), она тогда подняла немало затонувших судов, однако фрегат водолазы не нашли.
В 2010 году корабль все-таки обнаружили, но никакого золота на борту не нашли. Совершенно очевидно, что его «приватизировали», а фрегат утопили — и концы в воду в самом прямом смысле этих слов. «Интенданта после трех лет службы можно вешать без суда и следствия», — кажется, так говорил А.В. Суворов.
Хватает и тайн в XX столетии. Особенно будоражат умы кладоискателей немецкие субмарины, на которых, якобы, нацисты вывозили свои сокровища, награбленные по всему миру. Подводные лодки иногда находят, но золота пока не обнаружено. Совсем.
В 1993 году в проливе Каттегат нашли и подняли субмарину U-534 (тип IX), которая была потоплена 5 мая 1945 года.
Тогда, в самом конце войны, кстати, и родилась легенда про «золотые подводные конвои Гитлера». На ее борту, как утверждали «знатоки», золота аж на $10 млн. И лежит оно в алюминиевых ящиках.
Скептики, правда, утверждали, что там снаряды к зенитной установке, но им не верили. Да, там были именно эти самые снаряды.
Спасшиеся с подлодки моряки не врали про отсутствие на борту каких-либо ценностей.
В 2022 году опять-таки у берегов Дании на глубине 123 метра обнаружили U-3523 (самая совершенная XXI серия), которую тут же окрестили «личной субмариной фюрера». Без какой-либо аргументации, просто так. Дескать, на ней фюрер собирался драпать из Рейха. И золотишко с собой прихватил, много — на борту некуда плюнуть, не попав в слитки. Правда, власти в Копенгагене считают иначе и поднимать U-3523 не собираются, хотя тут никаких правовых коллизий с нацистскими сокровищами не предвидится. Просто их там нет.
Но где-то они, наверное, есть. «Нашей разведке, где я работал в конце войны, было известно, что немцы строят восемь очень больших грузовых субмарин, и все они были спущены на воду, укомплектованы, а после бесследно исчезли. До сего дня мы не имеем никакого понятия, куда они ушли. Они не на океанском дне, их нет ни в одном порту, о котором мы знаем», — писал отставной американский полковник Уиндел Стивенс.
Действительно, об обнаружении и потоплении подобных гигантов ничего не известно, значит, они либо благополучно добрались до точки назначения, либо потерпели крушение где-то в безвестности. Но то, что из Третьего Рейха бесследно исчезло огромное количество ценностей, всякого разного оборудования и особо ценных специалистов-факт. Можно попытаться поискать.
По материалам Dzen.ru