Несколько лет из столичной мэрии доносились заявления руководителей, что скоро на дорогах города исчезнут пробки и практически сам собой наведётся порядок. Для этого нужно только сократить количество маршруток, которые занимают много места на трассах, и запустить много больших автобусов. Народ внимал этим бодрым словам, которые словно фимиам проникали в души горожан и внушали надежды на грядущие изменения.

 

Люди упорно ждали, когда можно будет начать хвалить мэрию — им это делать не сложно, а начальникам приятно. Тем более всем показа

лось, что светлые дорожные времена почти наступили. В Бишкек сотнями стали поступать новые автобусы. Не беда, что машины были китайскими — к такому транспорту нам не привыкать. Главное, с их появлением сотрудники мэрии стали исполнять многолетние обещания очистить городской центр от маршруток. С больших улиц их действительно изгнали. Оставалось, кажется, совсем немного, чтобы пассажиры общественного транспорта после каждой поездки рассыпались в благодарностях, да и весь город ликовал.

Но неожиданно чудить начали водители автобусов. Не скажем, что ежедневно, но довольно часто появляются сообщения, что очередная новенькая машина попала в ДТП. Удивило ли это бишкекчан? Не думаю. Горожане много лет жаловались на манеру вождения водителей маршрутных такси, которые не соблюдали правила движения. И когда в городское автотранспортное предприятие понадобились водители на резко «расплодившиеся» автобусы, то их стали набирать из числа тех, кто до этого бесстрашно гонял на маршрутках. Не из легковых же такси приглашать работников? Чтобы управлять большим автобусом, необходимо иметь другую профессиональную водительскую категорию. В результате, местных «шумахеров» почти массово пересадили с небольших бусов на многоместные машины. Транспортное средство ребята поменяли, а «мастерство» же никуда не денешь — стиль вождения остался прежний. Да и укоренившаяся на уровне подкорки мозга борьба за пассажира не исчезла. И стали наши мастера вождения гонять наперегонки уже не на бусиках, а на автобусах. Что из этого получилось — известно всем.

Руководство автопарка без устали думает, как укротить необузданный нрав шоферов. Нам неоднократно сообщали о совещаниях, на которые приглашали водителей. Их уговаривали не только соблюдать правила, но и бережно относиться к вверенным им дорогостоящим машинам. Но наши мастера руля, как тот Васька, который «слушает да ест». У них все нравоучения в одно ухо влетали, а через другое тут же успешно улетучивались.

Дошло уже до того, что на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству стали просить принять меры в отношении водителей автобусов в столице. Депутат Медербек Саккараев прямо заявил: «Маршрутки убрали, вместо них запустили автобусы. Но мы же видим, как они ездят, создают аварийную ситуацию, пытаются обгонять друг друга. А ведь они людей возят. В отношении водителей надо хорошо поработать. С таким вождением через два-три года у вас автобусов не будет». Здесь с законодателем, который сам, наверное, к услугам автобусов не прибегает, а ситуацию в основном видит из окна личного автомобиля, остаётся только согласиться.

Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев без особого сопротивления проблему признал. Он отметил, что действительно большая часть водителей нарушает ПДД. Градоначальник заявил: «Чтобы водители ездили по правилам, мы открыли учебный класс на территории автотранспортного предприятия. Поставили компьютеры. Каждый раз перед выездом водители сдают экзамены. Систематически проводим обучающие встречи с сотрудниками правоохранительных органов. Также решили заказать тренажеры, на которых водителей будут обучать правильному вождению».

Всё это, безусловно, чудесно. Только пассажирам страшновато доверять свои жизни не совсем обученным водителям, которые, уже придя на работу, начинают не только знакомиться с правилами, но и постигают азы «правильного вождения». Хотя, наверное, никто не сомневается, что крутить баранку и давить на педали «асы вождения» умеют. Остаётся только проблема с правилами, которых в книжке написано так много, что все их запомнить очень трудно. Только хочется спросить: «Почему экзамены на знание правил водители сдают перед выходом на линию? Кто их принимает ранним утром? Что делают с теми, кто отвечает неправильно? Не разрешают выезжать в город?»

Может быть, всё сделать проще и запретить в столице движение автобусов со скоростью больше, скажем, сорока километров в час? Пусть ездят, как им будет казаться, медленно, но безопасно. Всё равно тем, кто наматывает километры по городским дорогам, особо спешить некуда. Не за деньги же пассажиров они ведут борьбу с коллегами? Да и транспортные пробки сводят на нет их рискованные ускорения и обгоны. И думается, будет совсем неплохо, если станут автобусы по Бишкеку «ковылять потихонечку». При этом и машины будут целее, да и гражданам станет спокойнее, особенно, когда их перестанет швырять по салону при резких торможениях. Главное, что и водителям это будет выгодно. Ведь в мэрии отметили, что сегодня заработная плата водителей автобусов зависит от манеры вождения — при нарушениях она урезается.

* * *

В мэрии отметили, что реформа общественного транспорта в Бишкеке проводится не так активно, как хотелось бы городским руководителям. Вице-мэр Бишкека Мирланбек Байгончоков сообщил, что в столице есть 835 автобусов. При этом, по его заверениям, ежедневно на линии выходят 760 машин. Правда, мэр несколько поправил своего заместителя, сказав, что фактически людей перевозят 616 автобусов и 115 троллейбусов. Пусть будет так. Мы же не считаем всех поштучно — верим на слово. Сотней машин на дорогах больше — сотней меньше. Всё равно пробки не исчезают. Хотя удивляет, что нам говорили про полторы тысячи автобусов, поступивших в город, а само руководство их не досчитывается.

В очередном сообщении из мэрии нам сообщают, что в 2023 году из Китая приколесила тысяча автобусов на газе. Но это не всё — до конца апреля должны были поступить ещё 500 автобусов. Также обрадовали, что по проекту Европейского банка реконструкции и развития получено 124 автобуса и ожидается ещё 126 автобусов. В рамках проекта Азиатского банка развития до конца года прибудут 120 электробусов.

Странно, что автобусы по- ступают-поступают, а потом в реестре их не оказывается. Либо кто-то поторопился выдать желаемое за действительное, рассказывая про огромное число машин, либо просто просчитались и их на самом деле меньше. Даже подаренные по поручению президента Джалал-Абаду полсотни бишкекских автобусов картину не сильно меняют. Да и машин, кажется, уже столько, что теперь десять пассажирских автобусов без жалости отняли у городских пассажиров и отдали ГУВД Бишкека. Пусть милиционеры на них сами ездят или возят, кого посчитают нужным. А тут на днях ещё и из Германии пригнали семнадцать трёхдверных автобусов. Радует, что это подарок — машины получены совершенно бесплатно. Правда, сие не должно означать, что их можно тоже быстренько разбить.

И всё-таки, сколь радужную картину с пассажирскими перевозками нам ни пытаются рисовать, опять ожидается напряженность. Компания «Эко пассажирские перевозки» заявила о своей убыточной деятельности. Если муниципальный транспорт даже после повышения тарифов на проезд может рассчитывать на определённые дотации, то частникам ждать помощи неоткуда. Самим установить устраивающий их тариф они не могут. Нужно надеяться только на понятливость мэра, которому городские депутаты передали полномочия по принятию тарифов. Он нынче сам решает сколько стоит проезд в том или ином виде транспорта. Если частники приостановят работу, то городским властям нужно будет думать, что делать с девятью маршрутами, которые обслуживали автобусики ЭПП. А хозяевам компании останется решать- или всё-таки как-то работать, или определяться, куда пристраивать свои машины, которые они прикупили в немалом количестве.

Александр НИКСДОРФ. Фото WWW.