Многочисленные крики так называемых неправительственных организаций о недопустимости принятия закона об НПО власти не напугали. Депутаты за закон проголосовали, а президент его подписал.

Каких только зарубежных организаций и импортных иноагентов не привлекали в качестве «авторитетных экспертов» наши активисты. Те громогласно заявляли, что подобный закон принимать нельзя, поскольку всё в стране остановится. Ведь благодаря зарубежным деньгам не только граждане как-то умудряются выживать, но и сохраняется в какой-то степени «островок демократии» в Центральной Азии, который того и гляди уйдёт под воду без западной поддержки.

И вот закон в ближайшие дни вступит в силу. Президент Садыр Жапаров на своей страничке в социальных сетях на трёх языках — кыргызском, русском и английском, чтобы абсолютно всем было понятно, обратился к гражданам, стараясь донести до них свою позицию. Он отметил, что закон представляет интерес для общественности, неправительственных организаций и их зарубежных партнеров. Глава государства написал: «Ранее ко мне обращались неправительственные организации и их зарубежные партнеры, которые просили не подписывать этот закон. Почему? НПО, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались. Никому не отчитывались. Они лишь открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их на свое усмотрение, в том числе в личных целях. Отныне они, как и все, будут регистрироваться в Министерстве юстиции. Будут открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто. Не будет бардака как прежде».

Конечно, странно, что эти организации работали без регистрации. Всё-таки они, наверное, действовали на основе документов Минюста, потому что им вряд ли открыли бы счета в банке. Но это, пожалуй, не принципиально.

Тут же С. Жапаров задался вопросом: «Почему иностранные доноры выступают против этого закона? Наши неправительственные организации их обманывают. Они распространяют ложную информацию, говоря «нас будут преследовать, нас будут задерживать как агентов иностранного государства». И доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон».

Далее президент обращается к самим НПО: «Вы на протяжении 30 лет работаете с иностранными донорами, и вас никто не преследовал за то, что вы брали какие-то суммы. Сейчас что ли начнем это делать? Я как глава государства гарантирую, что никаких преследований не будет. Мы не ядерная страна. Мы пока не собираемся летать в космос. У нашего государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках. Если можете, то получайте не миллионы, а миллиарды. Это пойдет только на пользу нашей стране. Мы просто хотим показать всё открыто, чтобы все работали на равных условиях. Тогда и иностранные доноры смогут видеть, какие суммы и на какие проекты были использованы. И они не будут обмануты. До этого вы обманывали их, говоря, что организовывали круглые столы, потратили деньги на тренинги и на реализацию проектов. При этом средства были использованы на ваши личные интересы. Если скажете, что это неправда, то я могу доказать. Почему неправительственные организации в развитых западных странах регистрируются в Министерстве юстиции, в налоговой службе, открывают счет в банке и не делают того же, когда приходят к нам? Или мы второсортная страна? Нет, это не так. Мы больше не допустим подобных сомнительных действий».

Позиция президента ясна. Было бы любопытно, чтобы обещание доказать, что деньги доноров расходовались руководителями НПО в личных целях, осуществилось. Ведь мы все видим, что многочисленные, например, правозащитники превратили эту, признаем, нужную деятельность, в семейный бизнес. Если могут так жить, то на здоровье. Есть масса действительно нужных организаций, оказывающих поддержку малоимущим, медицинским учреждениям, направляя на это зарубежные средства. Если у государства не достаёт на всё денег, то не нужно отказываться от помощи. Правда, некоторые граждане считают, что они нашли золотую жилу, которая должна обеспечивать их безбедную жизнь. При этом они упорно твердят: «Если в стране не хватает рабочих мест, то нужно радоваться, что доноры заботятся о людях, подкидывая им деньжата».

Казалось бы, что после подписания закона организации, проводящие в нашей стране не всегда конструктивную политику, несколько успокоятся. Но не тут-то было. Практически сразу СМИ, которые живут за счёт импортных грантов, стали публиковать новые заявления.

Так, некий Комитет по защите журналистов (CPJ) из Стокгольма стал призывать Кыргызстан отменить закон. Координатор программ CPJ в Европе и Центральной Азии Гульноза Саид заявила: «Решение президента Садыра Жапарова последовать примеру России в отношении законодательства об «иностранных агентах» грозит перечеркнуть 30- летний статус Кыргызстана как относительно безопасной гавани для свободы слова и демократии в постсоветской Центральной Азии. Хотя нынешняя форма закона и не направлена непосредственно против СМИ, он может подорвать работу групп по защите свободы прессы и некоммерческих организаций, управляющих несколькими известными независимыми СМИ Кыргызстана, и должен быть отменен».

Международная организация «Репортеры без границ» (RSF) с центральным офисом в Париже также требует отменить «драконовский закон об иноагентах». Они уверенно заявляют, что он позволит властям приостанавливать деятельность НПО и независимых СМИ без обращения в суд, и это способно задушить свободную прессу в Кыргызстане.

Руководитель отделения RSF в Восточной Европе и Центральной Азии Жанна Кавелье прямо заявила, что закон, очерняющий предполагаемых «иностранных агентов», знаменует собой новый этап растущего авторитаризма президента С. Жапарова. И он лишь предлог для еще большего давления на гражданское общество и подавления плюрализма в СМИ.

Представительство Евросоюза в КР считает, что закон ограничит свободу деятельности организаций гражданского общества и может оказать негативное влияние на сотрудничество с международными партнерами. «НПО играют решающую роль в объединении работы правительства и общества для улучшения благосостояния всех кыргызстанцев. Закон об «иностранных представителях» возложит на НПО неоправданное бремя и может привести к ограничению или прекращению деятельности организаций, оказывающих жизненно важную помощь кыргызскому народу, включая помощь США, реализуемую местными и международными НПО».

Пресс-секретарь Госдепа Мэтью Миллер заявил, что ограничение работы этих организаций и неограниченное вмешательство правительства в их деятельность может помешать оказанию помощи со стороны США, направленной на улучшение здравоохранения и образования, укрепление верховенства закона, улучшение предоставления государственных услуг и расширение экономических возможностей для кыргызстанцев».

После подобных заявлений кто-нибудь ещё будет сомневаться, что СМИ, бьющие себя в грудь и кричащие, что они независимые, на самом деле весьма зависимые и управляются некими зарубежными группами? Тут уж, извините, но приходится напоминать, что «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Поэтому неудивительно, что СМИ, подкармливаемые американцами и британцами, усердно вмешиваются в политику страны, стремясь всеми силами не только выступать против руководства республики, но и подрывать тесные отношения и связи Кыргызстана с Россией. Американцы уже не стесняясь называют огромные суммы, которые они готовы потратить на проведение массированной антироссийской политики в странах региона. И наши независимые СМИ с радостью получают эти деньги, по полной их отрабатывая. При этом, стыдливо прикрываясь прозрачными накидками, кричат, чтобы их не называли «иностранными агентами». Они не такие. А чего стесняться, если их хозяева и так обо всём открыто говорят? Наверное, обидно, будучи принципиальными и независимыми, коими они себя гордо величали, оказаться просто продажными и весьма зависимыми?

Александр НИКСДОРФ.