Нельзя пугать граждан словами «повышение тарифов». Людям подобное слышать неприятно.

Они уже вздрагивают. Поэтому чиновники придумали как изящно избегать слов «повышение» или «рост». Теперь просто говорят «корректировка тарифа».

Ещё в прошлом году писали, что подобную корректировку энергетики преподнесут гражданам с окончанием весны — к 1 июня. Нас к этому подорожанию электроэнергии готовили заранее, чтобы возросшие счета за свет не стали сюрпризом.

Однако Министерство энергетики, посетовав, что им срочно нужны деньги, вышло с предложением чуточку изменить постановление от сентября ещё 2021 года. В том документе утверждалась среднесрочная тарифная политика на электрическую энергию на 2021-2025 годы и даже указывались даты пересмотра тарифов. Сейчас энергетическое начальство хочет, чтобы тарифы изменились не с 1 июня, а с 1 мая. Всё-таки народ привык к первомайскому празднику. А какой праздник без подарка? Вот Минэнерго его и преподнесёт. Потерпеть месяц они никак не могут. Наверное, за этот срок может много «накапать».

Пока конкретные цифры обновлённых тарифов на свет ещё не объявили. Сейчас министерству нужно только застолбить возможность начать на месяц раньше продавать возросшую в цене энергию.

Говорят, что это нужно для «надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей электрической энергии в условиях дефицита, а также обеспечение возмещения расходов электроснабжающих организаций». Обычно осенью говорят, что дефицита электроэнергии нет, но как только разговор заходит о тарифе, то можно уже и поплакаться, причитая, что энергии нет, воды в Токтогульском водохранилище мало и вообще жизнь — тоска.

При этом энергетики демонстрируют всем известное правило дефицита: чем меньше товара, тем он становится дороже. Хотя про дефицит можно было бы и не говорить. Как только электроэнергии на всех не хватает, продавец делает очень просто — вырубает рубильник. И сколько бы электричество не стоило, его народу просто не дают. При этом, надо полагать, деньги, о которых так плачутся энергетики, они теряют. Но упорно твердят, что нужно повысить тариф «для получения дополнительных денежных средств на покрытие дефицита этих самых денег в энергосекторе». Так давайте людям свет — будут деньги. Но сейчас электроэнергию повсеместно отключают.

По классической схеме в справке-обосновании к проекту постановления написано, что никаких негативных последствий, в частности, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных, а самое главное социальных, принимаемое решение не повлечет. Да и выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета не потребуется. Скорее — наоборот. Все последствия ощутят абоненты.

Кстати, в 2023 году тарифы повысили как раз 1 мая. Тогда для бытовых потребителей стоимость электроэнергии возросла сразу на 30 процентов. Нас убеждали, что корректировка проводится на величину инфляции. Однако статистики показывали инфляцию в пределах 10-12 процентов. Но народ такой «мелочью», как подгонять повышение под инфляцию, мучить не стали. Увеличили, так увеличили – деньги были нужны. Как будет нынче?

Александр НИКСДОРФ.