Саламат Максымов, житель города Бишкек, почти всю сознательную жизнь работал в силовых структурах. Выйдя на пенсию он увлекся изучением ремесла заточника и реставратора ножей.

— Идею заняться заточкой ножей я вынашивал давно, но серьезно постигать это ремесло начал более 10 лет назад. Много читал, смотрел видео о том, как затачивают изделия мастера из разных стран, и потихоньку искал свой стиль, — рассказал Саламат.

Изучая ножи разных мастеров, Саламат решил создать свой неповторимый нож. В качестве образца он выбрал кыргызский традиционный нож — маки.

—        Идею подарили мне заказчики, обратившись с просьбой поточить ножи. Несколько человек вспомнили, что у их отцов и дедов были небольшие традиционные кыргызские ножи — маки, которые они использовали в повседневной жизни, во время тоев и домашних обедов: ими измельчали мясо, овощи и фрукты. Старики так и говорили: «Маки — это мои зубы». Всё это и подтолкнуло меня на создание и поиск современного маки — ножа, который был бы универсальным инструментом и в то же время сохранял все свойства традиционного кыргызского ножа, — поделился творческими поисками мастер.

Маки — именно так, с ударением на последний слог, назывались традиционные бытовые кыргызские ножи. Этот небольшой эргономичный нож играл в жизни кыргыза такую же роль, как и в жизни русского — деревянная ложка. Но вот что странно: о маки нет научных статей и исследований. Отмечу, что когда я собирал материал для статьи, то, окунувшись в океан интернета и погрузившись в тему ножей Востока, я не нашёл информации о маки. Вероятно, во времена СССР тема для исследований была мелковата, а во времена независимости, наверное, у наших кыргызских исследователей-учёных не хватило времени заняться систематизацией и исследованием данной темы.

В Кыргызстане маки одинаково использовали как мужчины, так и женщины, поэтому мастер изготовил и женскую серию маки, отличающуюся меньшими размерами и изысканностью форм.

— Жена подсказала. Сначала пожаловалась: мол, собираемся с подругами на «междусобойчик», начинаем готовить, а ножи вообще неподходящие-огромные, тупые, тяжёлые. При изготовлении маки в приоритете для меня острота ножа. Поэтому я делаю тонкое лезвие и довожу заточку до идеала. Сделал жене специально маки, и с тех пор подруги при встрече просят: «Дай», — рассказал Саламат.

У мастера свой стиль, как он сам его определяет — японский минимализм: в ноже не должно быть ничего лишнего, всё должно быть просто, удобно. Это было свойственно кыргызским ножам — маки. Для начала он рисует эскиз на бумаге, затем реализует идею в металле.

Иногда у Саламата рождаются творческие идеи, связанные с историей ножеделия.

Так, мастер реконструировал копию ножа древних шотландцев — скин-ду, древних саксов — сакс, японский танто, якутский и славянский ножи. Мастер пробует, воплощает идею в металле и… идёт дальше.

Вершиной творчества стала реконструкция боевого ножа древних кыргызов. Когда-то давным-давно этот нож прекрасно сочетал в себе качества универсального инструмента и помощника в схватке, в конном и пешем бою.

— Впервые я увидел нож древних кыргызов на рисунках археологов. И представляя себе тех древних кыргызских воинов, которые покорили бескрайние степи Евразии, я попробовал воссоздать боевой нож, — вспоминает Саламат.

Нож, изготовленный кыргызским мастером, представляет собой точную копию боевого ножа енисейских

кыргызов. Детали подобных ножей обнаружил российский профессор, историк, археолог, специалист в области этнокультурной истории и исторического оружиеведения кочевых народов Евразии Ю.С. Худяков (1947- 2021), который провел на Енисее археологические изыскания.

Найденные ножи имели форму полумесяца и внутреннюю заточку. Исследования показали, что такая форма наиболее эргономична, так как требует минимум усилий при использовании: остро отточенным лезвием легко отрезать кусок мяса или кожи, перерезать верёвку и в то же время парировать удар меча или копья. Нож такой формы легко и очень прочно закреплялся на снаряжении кыргызского воина. Мощная рукоятка была изготовлена из дерева, ножны из кожи, кованый клинок легко выдерживал большую нагрузку. Все эти качества удалось воссоздать кыргызскому мастеру.

В течение многих лет, изучая искусство заточки ножей, Саламат Максымов узрел недостатки современных поварских и хозяйственных ножей. В результате многолетней практики мастер, применив свои собственные секреты заточки, разработал на основе сербского поварского ножа поварской нож собственного дизайна.

Сегодня в мире поварского искусства стал набирать популярность так называемый сербский поварской нож.

Но, по мнению кыргызского мастера, эти поварские ножи весьма далеки от идеала: толщина рабочей части достигает четырех миллиметров, её очень сложно свести к режущей кромке, поэтому сербский нож точится сложно, с трудом проникает в материал режущей частью.

— Тема универсального ножа появилась, когда я затачивал поварские ножи. Мне их приносят для того, чтобы я вдохнул в них новую жизнь. По характеру повреждений я вижу, что ими работали неправильно, рубили кости, чистили посуду и т.д. А фальшлезвия, предназначенные для рубки мяса и костей, вообще тупые или отсутствуют. Я разработал некий функциональный симбиоз: взял сербский нож повара, его форма весьма неплоха, и переточил его для современной кыргызской кухни. Нож получился легким, острым, удобным и безопасным, а добавив фальшлезвие, я дополнительно прибавил ножу несколько важных функций. Моим ножом можно  разрубить или нарезать, перемешать пищу в казане или кастрюле. Затем протереть нож и положить его в удобный чехол.

Выезжаешь, к примеру, на природу, на отдых к берегам Иссык-Куля — удобный нож можно взять с собой, — рассказал Саламат Максымов.

Этот нож оптимально подходит для современной кыргызской кухни и может стать универсальным поварским ножом. Это подтверждают любители активного отдыха на природе и национальной кухни, эффективно использующие дизайнерский нож кыргызского мастера.

На рынках Кыргызстана, в охотничьих и интернет-магазинах в большом количестве представлены ножи китайских и российских производителей. И вроде бы ножи они предлагают на все случаи жизни — для охоты, туризма, кухни… Но часто их изделия совершенно нефункциональны. Огромные, плохо заточенные, с непонятными зазубринами на обухе — ни хлеб с колбасой в походе не порезать, ни консервную банку не открыть, ни шкуру с добытого животного на охоте не снять и с мясом не разобраться.

Но в отсутствие хороших ножей местных мастеров кыргызстанцы покупают и такие. Естественно, разочаровавшись, затем дарят их или перепродают. Но еще чаще такие изделия валяются дома в ящиках кухонных шкафов.

Активно на рынок Кыргызстана заходят производители восточных ножей из соседних республик — Таджикистана и Узбекистана. Их продукция пользуется спросом ввиду относительного качества и дешевизны. В сложившихся условиях кыргызские ремесленники не выдерживают конкуренции и уходят с рынка.

Одно радует, что в Кыргызстане есть еще мастера, сохраняющие наследие и культурные традиции кыргызского народа.

Максим КЛИМЕНКО.