Проходя мимо оперного театра, обратил внимание на стоящий рядом с ним строительный вагончик. Издалека было видно, как он переливается огоньками. Сначала подумалось: «Неужели опять что-то начали ремонтировать?»

Однако сверкающий вагончик оказался не бытовкой ремонтников, а своеобразной художественной галереей. В нём фотограф Анна Карамурзина, которая радушно пригласила нас зайти, разместила свои фотографии, сделанные во время поездок по республике. Фотовыставку она назвала «Временная остановка» (истории героев временного жилья: вагончиков, кошар и юрт). Кстати, фотографии были прикреплены и снаружи.

Взобравшись в вагон, сразу погружаешься в атмосферу жизни людей, проживающих в подобных условиях. Здесь, словно в обжитом вагоне, в центре стоит печь-буржуйка – хоть сейчас закинь в неё дровишки и сразу станет тепло, также размещены многочисленные предметы быта, посуда, книги и другие вещи.

Общительная Анна рассказала, что в рамках своего проекта, поддержанного фондом «Сорос-Кыргызстан», она побывала в различных местах Кыргызстана, знакомилась там с образом жизни людей, у которых нет иного жилья. Во время многочисленных путешествий она не только стремилась запечатлеть всё увиденное на камеру фотоаппарата, но и проводила этнографические исследования о быте кыргызстанцев, живущих в горной местности. Этим занятием Анна увлекалась последние десять лет и всегда мечтала поделиться с общественностью своими наблюдениями. Она обратила внимание, что строительные вагончики используются повсеместно. Они могут быть временным жильём или гостиницами, дачами или придорожными столовыми, станциями техобслуживания или даже библиотеками.

Анна обратила внимание, что сейчас в удаленных уголках страны, где отсутствует электричество, люди начали использовать современные технологии – они устанавливают у своих жилищ солнечные панели и получают электроэнергию для освещения, работы бытовых приборов, зарядки телефонов. Свечи уходят в прошлое.

Во время рассказа Анны мне вспомнилось, как в студенческие годы, работая в строительном отряде в Нарыне, сам два месяца жил в таком же вагончике. Прошло почти пятьдесят лет, а конструкция домика на колёсах совсем не изменилась. А будучи на многодневных армейских сборах в казахстанской степи (такое тоже когда-то было), довелось париться в военной сауне, также обустроенной в вагончике. Фантазия людей явно не знает границ.

Анна подметила, что вагончики, как ей кажется, неким загадочным образом разбросаны по всей стране. Они стоят и вдоль дорог, и высоко в горах, где отсутствуют привычные нам коммуникации и удобства цивилизации. Она предположила, что если наложить эти дома на карту страны и соединить их между собой, то получится некая прерывистая линия, аналогичная штрихам, прорисованным на контурных картах и обозначающих невидимую границу.

— Проезжая мимо многочисленных вагончиков, я размышляю, как они сюда попали, придумываю небылицы про пришельцев, которые просто спустили их с неба в определенных местах. Я фотографирую вагончики с 2013 года, и моя страсть не утихает. Я нахожу новые места, новые пейзажи и новые типы жилищ, вижу интеграцию вагончиков, юрт и других сооружений в ландшафты. – говорит Карамурзина. – В своем проекте я хочу сделать эту линию видимой, как и людей, которые живут в невероятной природной красоте, на просторе, и в то же время изолированно от общества. За годы путешествий замечаю, как со временем на месте юрты или вагончика появляется полноценный дом с фундаментом, и тогда вагончик становится сараем или домиком для гостей. Обычно эти изменения происходят незаметно для посторонних, но они имеют большое значение для людей, проживающих в этих местах.

Путешествия Карамурзиной, её исследования жизни людей в вагончиках и кошарах продолжают набирать обороты. Анна планирует и в дальнейшем знакомить своих зрителей с новыми пейзажами, образами и, конечно же, с теми, кто там живёт.

Александр НИКСДОРФ.